Книга открывает дорогу в особый мир. Но иногда для того, чтобы поверить в сказку, человеку необходим какой-нибудь материальный объект. Необычный. Потенциально магический. Может быть, он еще и сверкает на солнце? Или рассказывает историю каждому, кто взглянет на него? Тем лучше!
Показывая души людей, порождая легенды о двойниках, зеркало казалось мистическим порталом в неизведанное.
Для детей волшебное отражение все так же притягательно. Правда, вызывает оно не осторожный страх, а любопытство. Такое переосмысление роли предмета нашло отражение в литературе. То, что было окутано предрассудками и приметами, помогало отвести смертоносный взгляд Медузы Горгоны в вечном мифе, постепенно становилось дверью в чудесную страну.
Этот далекий край мог по-прежнему таить в себе опасности и требовать от героев стойкости и мужества, но ведь в Зазеркалье просто так не попадают. Отраженный мир нужен для того, чтобы понять что-то очень важное для себя и, возможно, чуточку повзрослеть.
Джекоб Бесшабашный, герой книг Корнелии Функе, не предполагал, что, однажды закрыв руками собственный облик в зеркале, сможет пройти сквозь стеклянную поверхность. А как мальчишке устоять перед дорогой подвигов и славы? Только мог ли он знать, что страсть к отчаянным приключениям поставит под угрозу жизнь брата?
Взглянуть на себя со стороны позволило капризной девочке Оле Королевство кривых зеркал. В ее отражении по имени Яло все недостатки приобрели гротескные черты. Сказка Виталия Губарева перекликается с предысторией "Снежной королевы" Ханса Кристиана Андерсена: лживые зеркала, поработившие народ, разлетелись по всему свету россыпью осколков — к удовольствию злобного тролля.
Другую иллюзию дарит смотрящему Зеркало желаний в книге "Гарри Поттер и философский камень". Это уже не метафора мира, полного заблуждений. Зеркало обнажает сущность каждого человеческого сердца, позволяет заглянуть в его потаенные уголки. Похоже действуют картины-квадры на страницах повести-антиутопии Алины Бронски "Дитя зеркала". Каждый видит в этих творениях фей частицу себя, шедевры живописи раскрывают внутренний мир человека. Но наступила "Эпоха нормальности", поэтому их стремятся заменить обычными плоскими зеркалами — отражающими только реальные, "правильные" вещи, подавляющими живую фантазию.
Зеркала души в книге Андрея Огонькова "Тайна Севера. Зеркала" более символичны. Это медальоны, в которых живут музы, позволяющие человеку владеть собственным вдохновением. Люди, открытые творчеству и знаниям, в этом мире становятся Откровенными. Их жизнь далека от бесцельного существования Зеркальных, которые бродят по земле, словно тени. Но существуют Откровенные, которые направляют свои таланты на подавление чужой воли. Они убивают все то прекрасное, что заключено в зеркале душе.
В отличие от многоуровневых идей романа, выводы в басне Ивана Крылова "Зеркало и обезьяна" очевидны. Осуждается недальновидность, поверхностный взгляд, отказ признать собственные недостатки — смеясь над отражением, обезьяна передразнивает саму себя. Некоторые, впрочем, принимают правду — но только до тех пор, пока она их устраивает. Знакомые всем с детства слова: "Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи", — превращают всезнание в бремя черной зависти, когда выясняется, что краше всех на свете вовсе не хозяйка чудо-предмета. Яркий образ рассерженной мачехи дан в книге "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" с мягко-узорными иллюстрациями Евгения Антоненкова. Упрощенный вариант "Белоснежки" издательства "Лабиринт Пресс" понравится самым маленьким читателям: на рисунках не найти лишних деталей, а на обложке есть волшебная кнопка — при нажатии раздается приятная мелодия.
Также придутся по вкусу малышам две маленькие книжки, с помощью которых в Зазеркалье можно побывать самому — ведь внутри есть встроенное небьющееся зеркальце. Пересказ чешской народной сказки "Волшебное зеркальце" — о первом знакомстве лесных зверей с "чудесным портретом": "кто на него ни взглянет, там себя увидит". Книжечка Андрея Усачева "Чудесное зеркальце" предлагает ребенку поиграть с отражением: побыть кошечкой, состроить рожицу, подобно обезьянке, повторить улыбку солнышка.
Преломляя образы действительности, делая окружающее пространство объемнее, зеркало дает бесконечный простор фантазии. Именно так героиня Льюиса Кэрролла смогла проверить, растоплен ли камин в комнате повторенного наоборот мира, — в книге "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье". А если не переступать зыбкую грань — мираж придет сам, вылезет из зеркала длинными тенями приведений, как в комиксе Евгении Голубевой "Жила-была принцесса. История с привидениями".
Однако в волшебное путешествие можно отправиться и другими способами — пользуясь достижениями науки и знанием природных законов. Книга "Зеркало. Секреты знакомых предметов" знаменитого учителя физики Анатолия Шапиро, который составил много аналогичных игровых справочников, расскажет об интересных свойствах зеркал, среди них: искажения, эффект "комнаты смеха", различные обманы зрения. А также возможности зеркал, которые позволили создать калейдоскоп, перископ и сейсмограф. Интересно, что ответы на предложенные задания тоже зашифрованы зеркально.
Зеркала — необходимый атрибут волшебной сказки, они — способ показать все лучшее и худшее, что есть в ее героях. Но и сама книга является отражением действительности, где навеки отпечатались чудеса зазеркалья.