До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на
вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются
психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно
одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких
сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь
раскрыться его неповторимой индивидуальности.
Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи,
невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать
леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На
сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что
насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости
приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на
здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли
помочь им отстоять свое право на леворукость.
Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и
родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес
окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений
стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком
мире.
Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной
половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что
количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно
было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому
является фольклор разных народов.
Интересно, что у тех народов, в религиозном
символизме которых правое и левое находятся в гармоничном единстве
противоположных начал, нет четкого противопоставления леворуких
и праворуких людей. Правда, китайцы, наделяя левую руку высоким
достоинством, не любят, чтобы дети ели ею. В Японии, при необходимости
выбирать, предпочтение отдается левому.
Западная культура отводит правому большую символическую роль, чем
левому. Английское слово sinister (дурной, зловещий, несчастный)
совпадает с латинским словом, обозначающим левую руку и несчастье.
В христианской символической системе значительное предпочтение
отдается правой руке.
С естественно-научной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за
счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой
руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет
подчиненную роль.
Исходя из вышесказанного, и верующий христианин, и
ученый-эволюционист, в качестве предпочтительной выберут правую руку.
Следовательно, нужно искать не причину леворукости, а объяснения того,
почему большинство людей в западном мире - праворукие. Как бы то ни
было, леворукому ребенку надо в этом мире жить, учиться, дружить и
надеяться на великодушие "аборигенов".
По данным нейрофизиолога В.А. Арапетьянц (1987), среди 7 - 9-летних
москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких
девочек, а к 14-15 годам леворуких мальчиков было только 4,4%, а
девочек - 4,1%. Так какой же ценой оплачивает леворукий ребенок свое
право жить в праворуком мире?
Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом
полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры
располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у
оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?
Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее
всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в
левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который
не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов
левой руки".
Последствия насильственного переучивания на правую руку
тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом
полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для
интеллектуального развития ребенка.
Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры
располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным
сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с
функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга.
Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у
левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга,
а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание
леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на
зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции
правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные
координации, умение анализировать пространственные соотношения,
ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной
деятельности.
Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого
ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в
процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат
так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики
обучения для левшей.
Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму.
Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении
письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном
анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию
целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный
анализ слова.
Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как
побуквенное, слева направо, письмо?
Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой,
безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни
левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок
загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего,
наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и
соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть
выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист
бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном
вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у
непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда
окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого
возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является
неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого
полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого
ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при
письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так
как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать
движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный
текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на
всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.
Однако, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в
детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если
будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а
также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у
людей, чье мнение ему дорого.
Дорогие мамы и папы! Эта статья - очень неполная попытка осветить
проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание
родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой
точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не
активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их
малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей
неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.
/// от несчастного ребёнка, который хочет быть левшой.///
Вот какая-то девочка ярко отразила мою небольшую проблему. Я немного по-старше, но как говорят родители, страдаю ерундой, и возможно, слегка зациклилась на вопросе леворукости. Дело в том, что с детства все, и я, считали меня правшой, я конечно часто использовала и левую руку в быту, и желание рисовать левой было большое (заставляла в школе с младших классов подружек играть в игру, кто лучше из прашей нарисует левой, и всегда выигрывала). Но в 17 лет что-то произошло и я добровольно переучилась резать левой, чистить зубы, играть на гитаре, даже первый раз взяв рокетку маленького тенниса в левую руку, поняла, что так удобней(хотя в биллиард играю правой). Мало того, за два года я неплохо стала писать левой рукой. Потом пошли детские тесты на рукость, в большинстве показали, что я абсолютный амбидекстр. А вот мимика у меня как у левши. В чем вопрос - неужели я просто зациклилась и добровольно себя переучила делать многие вещи левой, или же я скрытая левша? И хотелось бы узнать, какое полушарие у меня ведущее, ибо креатива много (как в правом), а с точными науками и логикой - проблемы (чего не должно быть у людей с ведущим левым), и может ли быть центр речи и в том и в другом одновременно?
Спасибо заранее, Татьяна, 19 лет
2005-04-11, Таня
/// от несчастного ребёнка, который хочет быть левшой.///
Вот какая-то девочка ярко отразила мою небольшую проблему. Я немного по-старше, но как говорят родители, страдаю ерундой, и возможно, слегка зациклилась на вопросе леворукости. Дело в том, что с детства все, и я, считали меня правшой, я конечно часто использовала и левую руку в быту, и желание рисовать левой было большое (заставляла в школе с младших классов подружек играть в игру, кто лучше из прашей нарисует левой, и всегда выигрывала). Но в 17 лет что-то произошло и я добровольно переучилась резать левой, чистить зубы, играть на гитаре, даже первый раз взяв рокетку маленького тенниса в левую руку, поняла, что так удобней(хотя в биллиард играю правой). Мало того, за два года я неплохо стала писать левой рукой. Потом пошли детские тесты на рукость, в большинстве показали, что я абсолютный амбидекстр. А вот мимика у меня как у левши. В чем вопрос - неужели я просто зациклилась и добровольно себя переучила делать многие вещи левой, или же я скрытая левша? И хотелось бы узнать, какое полушарие у меня ведущее, ибо креатива много (как в правом), а с точными науками и логикой - проблемы (чего не должно быть у людей с ведущим левым), и может ли быть центр речи и в том и в другом одновременно?
Спасибо заранее, Татьяна, 19 лет
2005-04-11, Таня
На мой взгляд, переучивание - это издевательство над ребенком! Вот говорят о комплексах, которые могут возникнуть у леворукого малыша. Основная их причина в том, что ребенок от самых дорогих и близких людей (мама, папа и.др) улавливает недовольство собой. Кроме того, в школе (чаще всего с подачи учителя!!!!) сверстники начинают заострять внимание на "не таком" человечке. А ведь леворукие дети (об этом здесь уже упомянули не раз) очень эиоциональный и чувствительный народ. Я - переученная левша, ничего хорошего в этом не вижу. До сих пор (мне 21 год) проблемы с подчеркрм, часто путаю право и лево. В детстве писала зеркально, а сейчас читать вслух не могу. Переворачиваю в уме короткие слова и слоги:) Иногда забавно получается, но чаще комплексую по этому поводу. Сейчас одинаково пользуюсь и правой рукой, и левой. Считаю, что это довольно оригинально:)
я поддерживаю мнение мам, считающих, что из леворукости своего чада не стоит делать трагедии. Нужно дать ему возможность быть собой, и вовремя поддержать. В конце концов, среди левшей очень много гениальных людей!! У леворуких людей своё мировидение! Кто знает, может, переложив карандаш или ложку из левой ручки своего малыша в правую, Вы лишите его не только возможности быть оригинальным?..:)
2007-07-09, Анастасия
У меня муж левша.. смотрели как-то с ним передачу- общество Левшей производит специальные товары, помогает жить левшам в этом ужасном праворуком мире... Муж между искренне глубоко удивлялся, перемежая приступами хохота- как люди заморачиваются и надумывают себе проблемы, подчеркивая и доказывая всем свою особенность.
Общество кроме прописей предлагает ручки, ножницы, ножи, инструменты, леворукие мышки и прочая и прочая...
Думаю, такие вещи должны быть в свободной продаже- что-то для домашнего хозяйства или профессиональной деятельности..
Но леворукие гитары, компьютерные мыши... и как? человек должен таскать с собой свои?
Муж просто привык и пользуется обычными ножницами, ручкой и мышкой.
А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на леворукую мышку- тоже вполне себе жив.
Мир (товары, услуги) затачивается под большинство- так было всегда. Это тоже самое, что бунт очень толстых, очень лысых, нетрадиционных наклонностей и прочая и прочая.
У нас с услугами для колясочников гораздо хуже в стране- молчат люди.
А проблемы левшей на мой взгляд- только в попытке их переучить. С остальным- фантазия.
(Сама переученная- левая рука вообще не работает. И это гораздо хуже, чем муж, режущий "правым" ножом)
2007-03-29, Джума
Согласна, ни трагедии ни культа создавать не надо. Но, надо зать какие особенности могут быть у ребенка и представлять что с ними делать,если возникнет необходимость.
Нужно знать, что бы защитить ребенка в школе ,например или в саду, обеспечить ему комфорт.
Мне пришлось заручиться поддержкой врача, сделать тест на леворукость у психолога, что бы в саду от дочки отстали. У знакомых от ребенка-левши требуют правильный наклон при письме, у других левша просидел почти три года на втором варианте, потому что учительница "как то не подумала", очень хорошо помню как рыдал над заглавной буквой "А" мой двоюродный брат.
Лучшее,что я слышала от учителя о левше :" Я не знаю что с ним делать, пусть пишет как ему удобно."
ВЫ не встречали детей, которые начинают пытаться писать правой рукой,как ВСЕ в классе? Что ответить ребенку ,который спрашивает:" Почему у всех людей ЭТА(правая) рука правая, а у меня ЭТА(левая)?
Вот мнение мамы одноклассника моей старшей дочки-" Если бы мне раньше удалось прочитать эту книгу(Леворукий ребенок в школе и дома), многих неприятных моментов удалось бы избежать." Мама - детский психолог.
2000-10-05, Баба Лена
Меня тоже переучевали в детском садике и в 1, 2 класе школы.
Левой писать неразрешали, а правой быстро не могла. В класе нечего не успевала. Первая учительница писала замечания, вызывала родителей, но сильно не ругала. В 2 класе пришла новая училка и за контрольные я получала сплошные двойки. После 1 четверти 2 класа родители взялись за ремень по просбе новой училки. До сих пор помню поднятую на меня руку, свист ремня, жуткую боль, слезы и как было стыдно синей ходить в школу и больно сидеть после пряжки вконце каждой четверти. Пороть перестали толко в 7 класе. Из за этово учебу не любила, еле на тройки без двоек кончила 8 класов и пошла работать на трамвай кондуктором. Родителей своих очень люблю и жалею забочусь о них все простила. они хотели как лучше (сами кончили токо по 7 класов и работали на стройке) учебу терпеть ненавижу ужо 15 лет. Ехала раз вечером в трамвае в парк и думала Может если б мне разрешили писать родной левой рукой и не лупасили ремнем и пряжкой, я б тоже выучилась и куда больше добилась в жизни. Не делайте глупостей люди, не переучивайте левшу дайте каждому быть самим собой!
2008-01-06, Мороз Ирина
Элла Анатольевна, у меня дочь тоже левша. Я никогда не видела в этом проблему, и не заостряла на этом внимание, тем более, что и для самой дочери ни в саду, ни сейчас в школе, леворукость не является причиной недоразумений.
Вот в чем заключается мой вопрос: дочь - девочка достаточно умная, учится легко (она сейчас во втором классе сильной гимназии), программу схватывает "на лету", у нее широкий кругозор, очень образная и яркая речь, богатый лексикон, но, когда начинает писАть - туши свет. Строчки абсолютно не соблюдаются. Ни буквы, ни соединения между ними, ни слова новершенно не различимы. Как выразилась ее учительница:"Одни сплошные волны в пространстве". Не знаю, связан ли ее почерк с леворукостью или просто зависит от характера дочери. Она очень эмоциональная, энергичная и непоседливая. Всякая кропотливая работа - не для нее. Если такой почерк у ребенка действительно связан только с характером, подскажите, пожалуйста, мОжно ли выработать у нее хотя бы более-менее разборчивый почерк?
Спасибо.
2000-10-16, Ольга
Всего 44 отзыва Прочитать все отзывы.