С самого рождения Данил был спокойным ребёнком. Про него говорили "мамина радость" — малыш не капризничал просто так, нечасто плакал, его можно было брать с собой в гости или на долгие прогулки. Даже зубки у Данилы прорезались безболезненно. Но к 3 годам всё изменилось, и "образцово-показательного" ребёнка стало просто не узнать. Постоянные капризы, беспричинное упрямство, бурные протесты, обострённая ревность — мирное чадо превратилось в настоящего семейного деспота.
Знакомая история? Действительно, послушный трёхлетка — это явление почти такое же редкое, как ласковый и спокойный подросток. Кризис трёх лет не заметить практически невозможно, этот возраст порой называют "возрастом строптивости". Как помочь ребёнку перерасти непростое время и сохранить при этом здоровую нервную систему (его и свою)?
Сказкотерапия, или Воспитание ребёнка сказкой. Как это работает?
Сказкотерапия — это направление практической психологии, которое позволяет формировать характер ребёнка, используя для этого ресурсы сказки. Воспитательная сила сказок известна людям с древних времён, многие сказки передавались из уст в уста и давно получили статус русских народных. Сказки про Правду и Кривду, Иванушку-дурачка, побеждающего врагов смекалкой, прекрасных и премудрых девиц выступают своего рода "волшебным зеркалом" реального мира. И собственного, пока ещё не открытого внутреннего мира ребёнка. Слушая сказку, малыш учится отличать правильные поступки от неправильных, добрых персонажей от злых, видит негативные последствия плохого поведения. Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о мире и о самом себе, естественно. Убежденность, что добро обязательно побеждает, что можно всегда решить любую задачу, оставаясь честным и добрым человеком, сказывается на характере ребёнка самым положительным образом. Он становится увереннее в себе, смелее и решительнее, ценит друзей и помогает окружающим.
О сказкотерапии в психологии впервые заговорил Шалва Александрович Амонашвили, известный психолог и педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования. Ещё в 1982 году им была разработана методика воспитания характера малыша через сказки, и с тех пор она непрерывно развивается и совершенствуется.
Давайте рассмотрим, какие сказки нужно выбирать для сказкотерапии, как можно с их помощью побороть все капризы малыша.
Какие выбрать сказки?
Действительно, полезная сказка имеет свои особенности. Очень важно правильно подобрать сюжет и форму изложения истории, чтобы она была и интересна, и эффективна одновременно. Специалисты по сказкотерапии дают следующие советы:
- В сказках про великодушных, сильных и благородных персонажей главным героем лучше сделать вашего ребёнка. Называйте героя именем малыша, чтобы ваш сын или дочка представляли, что это именно они совершают эти хорошие и добрые дела. Так вы заложите в ребенке правильные преставления о том, каким героем он может быть в жизни.
- Сказки, в которых герой сначала предстаёт перед нами "плохим" (жадным, капризным, эгоистичным), напротив, не стоит привязывать к вашему малышу. Пусть в сказке этого персонажа называют просто "похожим на тебя", а его отрицательным качеством будет то, которое вам действительно не нравится в характере крохи. Это поможет скорректировать поведение ребёнка, не порицая и не стыдя его, ведь в конце истории персонаж обязательно усвоит урок и изменится в лучшую сторону.
- То, как вы будете читать сказку, имеет важное значение для отношений мамы и малыша. Вы сидите рядышком, ребёнок слышит ваш голос, прижимается к вам, вместе у вас одни и те же эмоции — в такой момент устанавливаются тёплые, доверительные отношения. Ни один профессиональный рассказчик или актёр не сможет заменить ребёнку близости и внимания мамы.
- В одной сказке может рассматриваться только один каприз или хорошее свойство характера. Нельзя победить все недостатки одним махом — слишком сложный сюжет не обеспечит полезного эффекта от сказки.
- Сама по себе книжка со сказками не должна привлекать лишнего внимания малыша. Иллюстрации профессиональных художников не дают возможности придумать свои образы, поэтому лучше самостоятельно обсудить с ребёнком внешность героев или устройство волшебного города. Пусть кроха сам подумает, , какая шляпа может быть у доброго волшебника или на чём передвигается храбрый персонаж. Такие маленькие упражнения отлично развивают фантазию и любовь к творчеству.
"Сказочное" решение для кризиса 3 лет
Кризис трёхлетнего возраста можно (и нужно!) предупредить, и грамотно подобранная сказка станет прекрасным терапевтическим средством для вашего маленького капризули. Наверняка вы уже поняли, что именно в поведении ребёнка вам не нравится. Сын или дочка требует купить игрушку в магазине, обижает других детей, жадничает? На помощь придёт сказка про "малыша, похожего на тебя". У этого героя как раз тот каприз, который вас беспокоит. В результате этот герой видит негативную сторону своего поведения и понимает, как это расстраивало маму, а потому меняется в лучшую сторону. Ваш ребёнок при этом усваивает правильную модель поведения — сам, без нотаций и ссор. Ребёнок чего-то боится или стесняется, плохо общается с другими детьми? Расскажите ему сказку, где герой с таким же именем, как и у него, побеждает зло вместе с верными друзьями. Тогда малыш поймёт, как это здорово — дружить с другими детьми, справившись со своей стеснительностью.
Для трёхлетнего возраста сказки особенно актуальны, ведь это очень эффективный способ справиться с трудностями переходного периода у малыша.
Днём ребёнок капризничал? Перед сном обязательно расскажите ему сказку про то, как малыш с таким же именем поборол в себе этот каприз, и как все этому обрадовались. Пусть в сюжете присутствует завязка, которая познакомит с героем и его поведением (конечно, речь будет идти про дневной случай), а потом обязательно возникнет трудность, которую вызвало именно непослушание героя. В конце повествования персонаж понимает, что так поступать не надо, исправляется, и всё становится хорошо. Если в следующий раз ребёнок начинает капризничать, напомните ему эту историю. "Помнишь сказку про девочку Катю, похожую на тебя? Она тоже не хотела идти в детский садик, но потом узнала, как там здорово и интересно, подружилась в садике с детьми, и мама её похвалила". Если каприз повторяется несколько раз, можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему. Но во всех случаях герой сказки обязательно понимает, что вёл себя неправильно, справляется, и тогда всё становится хорошо.
Сказки можно придумывать самостоятельно, гармонично вплетая в них персонажей или предметы из реальной жизни малыша. В этом случае сюжет лучше набросать заранее, а детали придумывать прямо по ходу повествования. Обязательно наблюдайте за реакцией маленького слушателя — переживает ли он вместе с героями, радуется ли их успехам? Если кажется, что сказка "не пошла", то следующую историю нужно сделать другой. Например, добавить в неё волшебства или же, напротив, привязать к событиям из повседневного мира ребёнка.
Терапевтические сказки пишут детские педагоги и психологи. Написанные профессионалами сказки интересны и актуальны для современных детей, но при этом обязательно следуют классическому правилу "Добро побеждает зло".
Сказкотерапия эффективна для детей с 2 лет, поэтому кризис трёхлетнего возраста можно предупредить заранее. Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества и справится с детскими страхами. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Тест: какие сказки нужны моему ребёнку?
Ответьте на вопросы этого простого теста и узнайте, какие качества поможет развить умная сказка у вашего малыша.Выберете один ответ, который наиболее типичен для вашего ребёнка в указанной ситуации.
1. По отношению к другим детям ваш ребёнок:
А) Порой бывает агрессивен — может ударить соседа по песочнице или отобрать понравившуюся игрушку. Б) Довольно стеснителен, никогда не знакомится с другими детьми сам. В) Не стесняется, но вообще не интересуется другими детьми, предпочитает общаться с уже знакомыми людьми. Г) Очень дружелюбен, но не всегда может постоять за себя (например, если в детской компании есть задира).
2. В гостях ваш малыш:
А) Ведёт себя очень уверенно — берёт без спроса чужие вещи или может потребовать в подарок понравившийся предмет. Б) Не отходит от мамы, стесняется общаться с хозяевами. В) Не знает, чем заняться в отсутствие привычных игрушек и игр. Г) Охотно принимается играть в предложенные игры, но бросает их при первых трудностях.
3. В магазине ребёнок:
А) Хватает все игрушки, которые видит, с криком "Купи!", не реагирует на фразы о том, что у мамы нет денег и что ему недавно покупали похожую машинку или куклу. Б) Не выбирает игрушки сам, берёт только то, что мама ему сама предлагает. В) Сразу подходит к тем игрушкам, аналоги которых у него уже есть дома (например, интересуется только машинками и отказывается от конструкторов, роботов, мячиков и других вещей). Г) Берёт любые игрушки, но не может объяснить, нужны ли они ему действительно, при первом же возражении или вопросе отказывается от выбранной игрушки в пользу другой.
4. В общении ваш малыш:
А) Может перебить собеседника или разозлиться, если чужое мнение не совпадает с его точкой зрения. Б) В основном, отвечает на вопросы, не задаёт их сам, зажат и стесняется. В) Затрудняется быстро ответить на вопрос, может не ответить сходу даже на то, что точно знает. Г) Может не закончить до конца мысль, постоянно переключается с одной темы на другую.
5. На прогулке (например, в парке или в зоопарке), ребёнок:
А) Бегает, куда захочет, не слушается родителей. Б) Не любит ходить сам, только за руку с мамой. В) Не говорит сам, куда хотелось бы пойти и что посмотреть. Г) Быстро устаёт от любых событий и зрелищ, начинает хотеть домой на полпути.
Больше ответов А: Ваш малыш очень активен и уверен в себе, но забывает делиться с другими, не любит уступать, часто не слушается родителей. Очень полезны для вас будут сказки про дружбу и сострадание, они помогут ребёнку стать отзывчивее и дружелюбнее к другим людям.
Больше ответов Б: Ребёнок стеснителен, не любит первым идти на контакт. Исправят ситуацию сказки про смелых и храбрых героев, которые смогли побороть свои страхи и получили за это награду.
Больше ответов В: Развить беглость мышления, научить малыша принимать оригинальные решения и стать наблюдательнее помогут сказки про смекалку. Истории, где герой в сложной ситуации находит неожиданный выход понравятся ребёнку, поощрят его любознательность.
Больше ответов Г: Умение доводить до конца начатое, не сдаваться перед трудностями и уверенно смотреть в будущее тоже можно (и нужно) развивать с самого детства. Для этого будут незаменимы сказки, где герой настойчив и целеустремлёнен, ведь эти волевые качества очень важны для вашего малыша.