Современный мобильный телефон в подарок у Деда Мороза просят многие дети, кто, по мнению родителей, еще не дорос до смартфона. Дарить ли мобильный телефон на Новый год? Взвешивая все "за" и "против", стоит учесть исследования, которые говорят: использование смартфонов мешает детям учиться решать проблемы и снижает качество их памяти.
В связи со стремительным увеличением количества юных владельцев мобильных телефонов важно понимать, какое влияние — как положительное, так и отрицательное — оказывают на детей эти устройства. Исследования доказывают, что мобильные телефоны могут негативно влиять на способность детей воспринимать и обрабатывать информацию.
"О чем меня попросила мама?"
Недавно исследователями была высказана идея, что слишком активное использование технологических средств крайне негативно сказывается на функционировании рабочей памяти. Рабочая память — это способность удерживать информацию в кратковременной памяти, пока она находится в обработке и пока определяется, как она будет использована. Поскольку смартфоны позволяют находить и хранить большой объем информации, детям и подросткам почти не приходится ничего запоминать (например, номера телефонов). Поэтому соответствующий навык у них ослабевает. Технологии — чудесный инструмент, помогающий управлять временем и планировать, но, когда дети и подростки начинают полагаться только на них, исключая любую личную ответственность, возникают трудности.
Особенность памяти такова, что лучше всего мы помним самые недавние события. Последний разговор или прочитанная информация помещаются в кратковременную память и сохраняются там, пока новые события их не вытеснят. Если подросток каждые несколько минут достает телефон и набирает сообщения, заходит в социальную сеть, смотрит фотографии и проверяет почту, то именно эти действия и заполняют его краткосрочную память.
Это значит, что подросток, скорее всего, забудет, о чем вы его попросили, сразу же, как только возьмет в руки телефон, потому что буквально за несколько минут его память заполнится десятками новых событий. И если вы просили ребенка вынести мусор, покормить собаку или убрать комнату в тот момент, когда он играл со своим телефоном, то лучше на него не рассчитывать.
Еще один минус использования смартфонов детьми и подростками заключается в том, что они не дают развить необходимые навыки решения задач. Вот три примера из жизни, в которых мы напрасно полагаемся на возможности мобильных телефонов.
"Жди меня около школы"
Представьте себе следующую ситуацию: утром отец говорит дочери-пятикласснице: "Когда вас отпустят с занятий, жди меня на ступеньках школы". Около половины третьего уроки заканчиваются, и девочка приходит на условленное место.
Ровно в 14:30 она в нетерпении начинает звонить и писать ему, чтобы выяснить, почему его все еще нет. Отец отвечает ей в сообщении, что опаздывает, и велит ждать его на том же месте. В конце концов девочку благополучно забирают.
В данной ситуации девочке не представилась возможность использовать критическое мышление. Не будь у нее телефона, она вынуждена была бы проявить терпение и подождать несколько минут, подумать о вероятных причинах, по которым мог задержаться ее отец, а по прошествии некоторого времени сообразить, что делать дальше: продолжить ждать, рассказать кому-нибудь в школе, что за ней не приехали родители, позвонить бабушке с дедушкой или, возможно, отправиться домой пешком. Это гораздо сложнее, чем посмотреть на дисплей телефона и последовать инструкции родителя, полученной в сообщении.
Чтобы извлечь пользу из подобной ситуации, обязательно потом поговорите с ребенком о том, как можно было бы поступить, забудь он, скажем, телефон дома. Пусть роль ребенка в этом разговоре будет ведущей, не подсказывайте ему и не давайте советы. Это хорошая возможность проверить, способен ли он проанализировать и оценить ситуацию.
"Папа, у меня сломалась машина"
В субботу в 22:40 подросток 17 лет выходит из дома своего приятеля и собирается ехать домой. Подойдя к своей машине, он обнаруживает, что одно из колес спущено, но не сильно. Он звонит домой и говорит: "Папа, одна шина у автомобиля, кажется, слабо накачана". Отец отвечает: "Я сейчас же звоню в сервис и выезжаю к тебе".
В данном случае нет ничего плохого в том, чтобы позвонить домой. Однако дальнейшие события приводят к утрате возможностей. В сервис за помощью обращается отец, а не сам подросток. Он упускает возможность получить опыт общения с диспетчером и обрести уверенность в своей способности описать проблему и дать исчерпывающие ответы на вопросы сотрудника сервиса. Ему не пришлось обсуждать, насколько сильно спущено колесо и как далеко от дома он находится. (Не говоря уже о том, чтобы подкачать колесо имеющимся в машине насосом или самостоятельно заменить его на запаску — но это уже из наших реалий. — Прим. ред.)
Интересно было бы узнать, что сделал бы подросток, не ответь отец на его звонок. Более того, условия, в которых оказался молодой человек, позволяли потренировать навык решения проблем в полной безопасности. Подросток находился возле дома своего друга, к которому всегда можно было обратиться за помощью. Более подходящего шанса для проявления активности в принятии решений сложно придумать.
Необходимость найти выход из сложной ситуации, легкое чувство тревоги, связанное с неуверенностью в дальнейших действиях, и сосредоточенность на поиске возможных решений — ситуация, предоставляющая бесценный для подростка опыт. Благодаря ему подростки начинают гордиться собой и своими успехами и чувствовать уверенность в том, что в будущем они смогут преодолеть и другие трудности.
Поэтому в следующий раз, почувствовав соблазн выручить ребенка, попавшего в дискомфортную ситуацию, успокойтесь и порадуйтесь тому, что возникла возможность получить ценный опыт.
"Кажется, я потерялся"
Навыки ориентирования с помощью карты, умение составить схему маршрута до нужной точки и оценить, сколько времени займет дорога, стремительно теряют свою актуальность. Наши телефоны настолько функциональны, что дети могут так никогда и не узнать, каково это — потеряться.
Достаточно сказать или набрать слово "домой" — и на дисплее высветится ваше местоположение. Вам останется выбрать способ передвижения: пешком, на машине или на велосипеде. Мобильное приложение легко проложит маршрут и отметит каждый ресторан, магазин, автозаправку, которые будут у вас на пути, и укажет, сколько времени займет дорога, а также поинтересуется, какой путь вам больше по душе: быстрый или живописный.
А теперь представьте, сколько навыков сможет освоить подросток, если потеряется, не имея при себе телефона. В таком случае ему придется мысленно повторить весь свой путь, шаг за шагом, понять, где он свернул не в ту сторону, и разобраться, как вернуться на прежний маршрут. Это значит, что придется осмотреться, расспросить прохожих, возможно, зайти на заправку или в магазин с той же целью.
Также придется решить, как наверстать упущенное время. Такая ситуация станет хорошим уроком по управлению временем и планированию в нетипичных обстоятельствах, особенно если необходимо попасть на важную встречу.
Повторимся, нам очень нравятся приложения вроде Google Maps или встроенные навигаторы. Они и удобны, и обеспечивают безопасность, но важно отметить, что активное их использование мешает нынешнему поколению учиться преодолевать трудности.
Воспользоваться картой в телефоне — и это совсем не то же самое, что использовать обычную карту или положиться на свою память. Дайте ребенку в руки бумажную карту, и он не сможет понять, как ею пользоваться. Это станет очевидно во время какого-нибудь дальнего путешествия по местам, где телефон не принимает сигнал и где нет беспроводного интернета. Такое путешествие — замечательная возможность научить ребенка ориентироваться!
Смартфоны — с пользой: подсказки родителям
Когда вам потребуется или захочется что-то узнать, скажем адрес магазина, время показа фильма и т.д., не ищите информацию сами, а попросите это сделать ребенка и рассказать вам потом о результатах. Он будет использовать технику, чувствуя, что приносит пользу. А у вас будет повод пообщаться со своим дитятей и похвалить его за умение пользоваться техническими средствами, в итоге это для всех будет хорошим опытом.
Если вы планируете поехать в отпуск, можно попросить ребенка (или детей) выяснить, есть ли в городе, где вы будете отдыхать, аттракционы или аквапарки.
Можно давать простые задания, например: "Можешь посмотреть, во сколько завтра открывается строительный магазин? Я что-то не могу разобраться". Такие задачи требуют использования памяти, навыков решения проблем и общения, а также сближают членов семьи, которые действуют как одна команда.