Мир стремительно меняется, и вместе с новыми технологиями появляются и новые профессии. Какие из них будут актуальны в обозримом будущем, в чем их суть, и как уже сейчас познакомить с ними ребенка?
Получить представление о современных профессиях можно, например, на "Уроке цифры". Это всероссийский образовательный проект, благодаря которому школьники могут погрузиться в мир ИТ и получить знания от ведущих технологических компаний. Материалы, которые доступны на сайте, позволяют подробнее узнать о работе с большими данными, персональными помощниками, кибербезопасностью и т.д. Так, на уроке, который проводит Яндекс до 2 апреля, можно познакомиться с профессиями, востребованными при разработке беспилотного транспорта. Мы подготовили для вас подборку наиболее популярных из них.
Кто делает беспилотный транспорт?
Инженер по данным (data engineer). Этот специалист управляет данными и умеет к ним обращаться с помощью языка структурированных запросов (называется SQL). Он разрабатывает, тестирует и поддерживает инфраструктуру работы с данными, а также обрабатывает сами данные, чтобы с ними могли работать другие специалисты. Чтобы стать таким специалистом, нужно обладать системным мышлением и любить решать сложные задачки.
Системный разработчик (system developer). Он выстраивает и внедряет логику обмена данными между всеми составляющими платформы беспилотного транспорта. Он не только разрабатывает программные модули и компоненты, но и отвечает за их интеграцию, адаптацию и модификацию под определенные требования экосистемы и ПО. Чтобы стать системным разработчиком, требуется обладать логическим мышлением, хорошо знать физику и разбираться в электронике.
Инженер по разработке сенсоров (sensor engineer). Он разрабатывает сенсоры, с помощью которых беспилотный автомобиль "видит". Инженер по разработке сенсоров отвечает за все этапы проектирования – от создания прототипа до взаимодействия с поставщиками комплектующих и тестирования. Именно от этого специалиста будет зависеть, насколько корректно будет работать машина в дождь, снег или в условиях песчаной бури. Из необходимых навыков – знание физики, электроники, схемотехники и умение конструировать электронные приборы.
UI (user interface) дизайнер. Он придумывает внешний вид системы, например, приложения, с помощью которого пользователь будет вызывать беспилотный автомобиль. Как будут выглядеть кнопки? Какие элементы и как надо разместить на экране чтобы они гармонировали со всей системой, были удобны и понятны пользователю?
UI-дизайнер во многом похож на художника: их роднит умение визуализировать чувства, которые должен вызывать у пользователя продукт. Этот специалист отвечает и за интерактивность, и адаптивность - например, от него зависит, как интерфейс беспилотного автомобиля будет выглядеть в мобильном приложении, на дисплее в кабине или на ноутбуке. Для такого специалиста важно иметь хороший вкус, стиль и ценить красоту во всем, а также уметь работать в дизайнерских системах.
Менеджер по продукту (product manager). Данный специалист делает так, чтобы в результате работы всей команды получилось что-то нужное и полезное. Его работа - вырастить продукт вместе с командой, начиная от этапа создания концепции до вывода на рынок и даже дальше. Так что работать ему придется на стыке бизнеса, маркетинга, программирования, а взаимодействовать - с пользователями, разработчиками, инженерами, партнерами-поставщиками, маркетологами и пиарщиками и т.д. Он должен владеть базовыми знаниями во всех остальных областях, которые задействованы в процессе создания беспилотного транспорта, а также разбираться в психологии, уметь слушать и понимать людей, любить ставить эксперименты и уметь брать ответственность на себя.
Разработчик алгоритмов машинного обучения (machine learning engineer). В числе его функций – создание и настройка моделей, по которым компьютер учится на данных. Machine Learning нужен, например, для создания нейросетей, которые необходимы для беспилотных автомобилей: именно он обеспечит реакцию ИИ (искусственного интеллекта) в машине на дорожную ситуацию, но закладывать в ИИ такие алгоритмы - дело machine learning engineer. Профессионалу в этой области необходимо очень хорошо знать математику, любить её, а ещё знать языки программирования и алгоритмы и структуры данных.
UX (user experience) дизайнер. Он продумывает схему взаимодействия пользователя (например, пассажира) с программной платформой беспилотного транспорта. Ему необходимо проанализировать потребности конечных пользователей, создать портрет целевой аудитории, построить в соответствии с ними логические схемы работы интерфейса. Кроме того, именно UX-дизайнер тестирует прототип на целевой аудитории, корректирует его и составляет техническое задание для UI-дизайнера. Фактически от него зависит, насколько удобным и простым будет взаимодействие. UX-дизайнер должен хорошо разбираться в дизайне и любить исследования.
Frontend-разработчик. Он с помощью программного кода воплощает в жизнь то, что придумал дизайнер. Фронтенд-разработчику придется разбираться в различных фреймворках и библиотеках, каждая из которых имеет свои правила и особую экосистему. Все это необходимо для того, чтобы воплотить в программном коде и заставить корректно работать задумки UI и UX-дизайнеров. Ему требуется быть внимательным и любить собирать “конструктор Лего”, так как интерфейс состоит из разных кусочков, которые между собой взаимодействуют.
Аналитик данных (data analyst). Data Analyst описывает данные за определенные временные периоды и презентует ключевые результаты поиска, визуализируя изменения и тенденции. Кроме того, этот специалист отвечает за составление гипотез, которые могут способствовать улучшению определенных важных для бизнеса в целом или для продукта показателей. Среди важнейших навыков – любовь к исследованиям и знания математики.
Backend-разработчик. Специалист в этой области отвечает за внутреннюю логику приложения, программного обеспечения или информационной системы. Это программист, который разрабатывает всё то, что не видит пользователь, но что скрывается за красивым интерфейсом - интеграция с платежными системами, загрузкой необходимого контента и пр. Чтобы стать backend-разработчиком, нужно обладать логическим мышлением, знать алгоритмы и языки программирования.
Где этому учат?
После выбора профессии нужно будет определиться и с тем, где именно учиться. В нашей стране существует ряд вузов и факультетов, которые относятся к категории топовых в сфере IT. Это Факультет компьютерных наук ВШЭ, Факультет инноваций и высоких технологий МФТИ, Университет ИТМО, Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ и т.д. Известны Московский авиационный институт (МАИ), Уральский федеральный университет (УрФУ) в Екатеринбурге, Новосибирский государственный университет (НГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) во Владивостоке. В Татарстане успешно действует университет Иннополис, который динамично развивается.
На какие же предметы следует обратить внимание ребенку, который заинтересуется одной из указанных профессий? Чаще всего для поступления и последующей работы нужны математика, информатика, физика и русский. Если программа на иностранном языке, то нужно сдавать и его.
Иногда интерес к определенной профессиональной сфере виден у ребенка невооруженным взглядом. А бывает, что будущего юного специалиста нужно направить в верную сторону, но не путем давления, а с помощью профориентации. А какую из описанных нами профессий выберет ваш ребенок, как думаете?