Кризис предшкольный: что изменяется в детях и в нас

Как разглядеть и преодолеть предшкольный кризис?

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 3,8 из 5 (31 оценка)

Странная вещь — эти кризисы. И описаны, и изучены, а все равно есть в них некая тайна, которую каждому папе и каждой маме приходится заново открывать. Время пришло — и словно распахнулась доселе сокрытая дверца, и выходят, и вырываются откуда-то изнутри новые силы, и переделывают юного человека, что-то меняют в нем. И нет преграды, которая их остановит.

Возрастной кризис у ребенка

Странная и удивительная вещь эти детские кризисы. Особенно этот — предшкольный. И знаете, почему? Обычно родители его... не замечают. А все, что происходит с ребенком (и что родителей возмущает, и что им не нравится), относят или к капризам, или к тем изменениям, которые начинаются вместе с изменениям статуса: "в школу пошел".

В том и трудность этого кризиса, что он протекает как "невидимый глазу" и потому малопонятный процесс. Все — внутри. С ребенком происходит целая цепь серьезных внутренних перемен.

Внешние перемены — минимальны, внутренние — очень значительные.

И это "мало снаружи" нас и сбивает с толку. Ребенок уже другой, а нам все кажется прежним, привычным, и трудно признать, что он уже из-ме-нил-ся. (А значит, пора меняться и нам.)

Посмотрим же в чем, как и когда. Но — начнем по порядку.

Когда начинается кризис?

Начинается этот кризис лет в семь. Но это примерная точка отсчета.

Дети растут и взрослеют с разной скоростью, так что у вашего дорогого ребенка он может начаться и в пять с половиной, и в шесть с половиной лет — у многих современных детей начинается раньше.

Случается, кризис запаздывает. Вполне вероятно, такое запаздывание связано с излишней опекой или родительским жестким контролем. Ребенок, который растет под плотным руководством и не имеет возможности принимать самостоятельные решения, психологически становится "отстающим" — это не дает ему развиваться в нужном природном ритме.

Возраст "натуральный" и возраст психический, внутренний — разные вещи.



Девочки психологически, как правило, старше мальчиков (то есть развиваются быстрее). Они раньше начинают говорить, раньше себя обслуживать и т. д. (недаром именно ваша дочка раньше начала вести себя, как вы говорите, "неправильно").

К школьному возрасту такое различие между мальчиками и девочками может достигать одного-полутора лет! Так что порой получается странная вещь: в классе за одной партой могут сидеть дети совсем разного возраста. Календарный-то одинаков, а "внутренний" — нет.

Родителям важно знать, сколько на самом деле психологических лет ребенку. А то многие так считают: "стукнуло" шесть — пора отправляться в школу; и бывают очень недовольны, когда опытный психолог, проверив по всем параметрам будущего ученика, рекомендует не торопиться. А если все-таки (так получилось) зачислили, то надо быть особо внимательным к таким... нет, не отстающим — дорастающим ученикам.

Кризисы взросления — яркие вехи в развитии человека. И мы должны их благодарить: именно кризисы помогают нам как родителям ориентироваться в зрелости собственного ребенка. И подсказывают, что надо менять в отношениях и тактике воспитания.

Как начинается кризис?

Начинается этот кризис всегда одинаково: с мелкого саботажа и споров по пустякам.

Как-то мамы-подружки устроили вечер воспоминаний — вспоминали то время, когда ребенок до школы дорос. Первая рассказала: "Мой Петька объявил, что умываться не будет. „Зачем, — говорит, — все равно испачкаюсь!“ Ну, я на него поднажала — еще чего, грязным ходить мне будет! Знаете, как он умываться стал? Нальет в тазик воды, бросит туда лед (из морозилки кусочки наковыривал), подождет, пока растает и — бух головой. Хорошо, была стрижка короткая; феном погудит — и вперед".

"А моя, — вспоминает вторая, — моя замучила наставлениями. Вплоть до того, что инструкции выдавала, как надо суп варить..."

"Ой, насчет супа, — вспомнила третья, — Лика, помнится, лук невзлюбила. То раньше ела, а то — „ненавижу“ и все. Так, знаете, целое расследование устроила, кто как пережарку кладет, и почему я такая вредная стала, назло лук в суп пихаю".

"А мой на слове стал меня ловить. Как тогда начал — и до сих пор. Не дай бог пообещать что-нибудь и не сделать. Как-то, помню, пообещала в „Луна-парк“, а тут дождь спозаранку и на целый день. Давай, говорю, отложим — что началось! Такой вой поднял. Переругались!"

Вспоминали, вздыхали, смеялись, А под занавес было выдано меткое резюме: "Мозги, что ль, у них чешутся?"

Представьте себе — да.

Ориентируйтесь на приметы! Итак, приметы, которые помогут вам кризис узнать.

Меняется поведение детки. Оно становится вычурным и демонстративным.

Ребенок:

  • манерничает (обычно девочки) и кривляется (чаще мальчики);
  • передразнивает (походку, мимику, жесты взрослого, манеру говорить);
  • не хочет подчиняться старым привычным правилам, игнорирует, саботирует, выдумывая что-то свое (например, не здоровается со знакомыми, не завязывает шнурки, ложкой ест макароны);
  • вредничает/капризничает, обижается по пустякам ("Почему не вынес ведро?" — "Я вынес! Я вчера выносил!");
  • часто спорит, доказывая свою правоту, особенно если он что-то не сделал, а вы напомнили (оставил хлам на столе, потому что "так лучше, тетрадки не надо искать!");
  • но может не спорить, а молча саботировать привычные просьбы (особенно если выданы они как приказ);
  • упрямится, особенно под настроение (чем оно хуже — тем детка упрямей);
  • делает подозрительные паузы в разговоре, словно обдумывая: сказать — не сказать (и может слукавить);
  • дает наставления и советы, предъявляет претензии, придирается;
  • всячески демонстрирует свою самостоятельность, при этом старается делать это как можно наглядней.
Подготовка к школе

Детка показывает, начиная с головы и вниз: "Лес — поляна — бугор — яма. Грудь — жи-вот. Водопровод". Мама (слегка возмущенно): "Это что?". Детка (невинно): "Считалочка!"

Не перепутайте "кризисное поведение" и просто "недовоспитанность"!

Как отличить? Очень просто. Изменения в поведении связаны с кризисом, если:

а) подобного не было ранее, и вдруг — появилось;
б) вы заметили, что ребенок:

  • стал рассуждать охотно на "взрослые" темы (об экологии, например, о политике и т. п.);
  • часто интересуется прошлым семьи (например, кем была прабабушка, как наследуются таланты, какой талант он от предков мог унаследовать);
  • предпочитает играть с детьми своего пола (у девочек свои подружки, у мальчиков свои друзья); пол противоположный критикует (больше грешат этим девочки);
  • ищет свой способ выполнения ваших заданий (и часто находит его);
  • интересуется школой (но как-то с опаской: а вдруг не получится? вдруг "не потяну"?).

Если на подавляющее большинство перечисленных выше пунктов вы ответили "да" — не сомневайтесь, кризис пришел.

Если на большинство ответили "нет", возможны два варианта: или у вас времена бескризисные или вы просто... не обращали внимания. Приглядитесь сейчас.

Уточняем, как к новшествам относиться

Вы сами, конечно, поняли — как к снегу или дождю. Не считать изменившееся поведение и "выкрутасы" за крутую проблему, если они никому (ничему) не вредят. Хорошее одобрять, не очень хорошее — сдерживать.

И, главное, помнить: все детские "кризисные выкрутасы", по сути, проверка прочности вашей любви.

Есть такое хорошее слово, ныне почти забытое: чаять. Это значит: "надеяться", "уповать", "ожидать", "мечтать"... Так вот, если мы ожидаем от детки плохого, это самое "чаяние" — надежду и веру в себя — человек потеряет, то есть отчается, перестанет хорошего ждать. (С соответствующим тому поведением.)

Мы ожидаем и верим в ребенка хорошего — и он поверит в себя. И тогда из тех изменений, что с ним происходят, как из бутона, однажды раскроется чудный цветок.

Любить малышей легко: они так беззащитны, так нуждаются в нас! Любить дошколят легко: они так искренни, так непосредственны, что многое (фактически все) им прощается.

Теперь ребенок станет другим.

Раньше был — как открытая книга, что снаружи у него, то и внутри. Теперь он, скорее, шкатулка с сюрпризами, и не всегда симпатичными.

("Главное, — как сказала нам одна мама, — чтобы не превратился в мусорное ведро!")

Почему начинается кризис?

И до каких изменений ребенок дорос?

Когда-то (да вроде недавно) ваш малыш был как открытая книга, и вам нетрудно было ее "читать". Эмоции — искренни и непосредственны: что на уме, то и... на детском лице. Что у ребенка снаружи — то и внутри.

Доволен малыш — скачет и прыгает, сердит — и внутри малыша сердито, обижен — обида охватит его целиком, и выскочит в словах и поступках; эмоции — через край. Конечно, они и сейчас, бывает, зашкаливают, но...

Но теперь наша детка учится сдерживаться, не показывать своих истинных чувств. (Правда, не всегда хорошо получается, но обученье идет семимильными шагами.)

А вместе с умением сдерживаться приходит (вниманье, родители!) умение что-то скрывать, и привирать, и не мытьем так катаньем настаивать на своем.

А главное (главное!) ребенок наш потихонечку отдаляется — пока не очень заметно, но все больше и больше появляется в нем своего, не очень понятного нам.

Впрочем, не будем о грустном, а вспомним и скажем так: ребенок привычный, понятный, которого было так легко "прочитать", уже не открытая книга, скорее — шкатулка с сюрпризами, с тайнами и секретами. У него появляется свой собственный мир.
Что в ребенке меняется?
  • Рождается социальное "Я".
  • Появляется свой внутренний мир.
  • Меняются возрастные задачи — то, что должен ребенок освоить/решить на новой ступеньке развития.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Кризис предшкольный: что изменяется в детях и в нас"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

23.12.2017
Обновлено 23.12.2017
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!
Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!
Приобретение навыков вместо решения проблем: как это работает
Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей?
Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей?
Детям не хватает дисциплины и твердой руки? Еще не поздно исправить ситуацию...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!