Нужен ли ребенку с задержкой речи коррекционный сад? Родители, которые сталкиваются с выбором, часто сомневаются: возможно, малышу будет лучше среди детей без задержек и особенностей в развитии? Почему специалисты рекомендуют обратить внимание на логопедический сад? Как происходит взаимодействие с другими детьми, и какая внутри царит обстановка? Рассказывает клинический психолог, руководитель методического отдела сети специализированных логопедических центров Варвара Данекина.
Любому ребенку приходится сталкиваться с адаптацией в детском саду. Это непросто, а когда у малыша наблюдается задержка психического или речевого развития, то период проходит гораздо сложнее, чем у сверстников. Новая среда может вызвать сопротивление, стресс, замкнутость и много других эмоций и внутренних переживаний. Почему? Главная причина в том, что в возрасте 3-4 лет ребенок взаимодействует со своими сверстниками исключительно в диалоге и игре.
Если у малыша, например, есть расстройство аутистического спектра, то в свой круг общения остальные дети его не впустят. И ему самому будет сложно общаться и с ребятами, и с педагогами – эмоционально-волевые проблемы, нарушенные коммуникативные навыки просто не дадут ему расслабиться и чувствовать максимальный комфорт. Стресс также может проявиться в сопротивлении или замкнутости, как внешне, так и внутренне, и родителям придется столкнуться с еще большими сложностями в дальнейшем.
Какие основные преимущества отличают коррекционный сад от обычного?
- занятия, в которых нуждается ребенок. Помощь и заботу малыш получает от опытных и квалифицированных педагогов, у которых есть образование в коррекционной подготовке. Конечно, в государственных садиках также есть логопеды и психологи, но существуют определенные нормы, установленные после прохождения специальной комиссии и этого, как правило, недостаточно. Даже с довольно простыми логопедическими нарушениями родителем приходится дополнительно обращаться к платным специалистам;
- комплексный подход. Если в процессе обучения выяснится, что кроме логопеда нужен дефектолог или нейропсихолог, ребенок такую помощь обязательно получит;
- комфортное общение. Если у малыша есть особенности в развитии, ему будет гораздо проще общаться с теми взрослыми, которые правильно реагируют на его эмоции и действия. В обычном садике он будет испытывать постоянный стресс от непонимания, невнимания к себе или повышенного резкого тона;
- структурированное обучение. Определенная система позволит прийти к результатам даже быстрее, чем на индивидуальных занятиях. Большой плюс в том, что педагоги в течение дня создают необходимую речевую среду, которая стимулирует развитие речи. Для ребенка с речевой патологией это очень важно.
Что смущает родителей?
Не всем решение о коррекционном садике дается легко. Кажется, что среди нормотипичных детей малыш легче будет адаптироваться, лучше социализироваться. И даже после оформления в специализированный сад, сомнения время от времени возникают. Родители наблюдают за обстановкой, детьми с серьезными эмоциональными или поведенческими нарушениями, и если их собственный ребенок пришел в коллектив только за логопедической коррекцией, то реакция может быть очень острой. Что важно понимать?
1. Другие дети не могут негативно повлиять на развитие или поведения их ребенка. Педагоги знают, как помогать любому малышу развиваться и коммуницировать между собой;
2. Если у ребенка нормальное психическое развитие, он не будет копировать негативное поведение остальных детей;
3. Задержка речи – это серьезное нарушение. И если малыш нуждается только в подобной коррекции, то логопедический садик даст нужный объем внимания и занятий. Это позволит не отставать в дальнейшем от сверстников, чувствовать себя комфортно в школе с более высокой нагрузкой и требованиями.
4. Специалисты коррекционного сада учитывают индивидуальность ребенка, и работа с различными дефицитами будет максимально эффективной.
Как выбрать?
- познакомиться с педагогами, с которыми ребенок будет общаться ежедневно. Первые дни в садике, как правило, короткие, чтобы малыш не испытывал дискомфорта и привыкал постепенно;
- если речь о частном логопедическом садике, важно узнать, сколько времени он функционирует. Если есть возможность, нужно заранее пообщаться с педагогами, родителями: любая мама интуитивно почувствует, где ребенок будет окружен вниманием и сможет находиться без дополнительных стрессов;
- хорошо, если у садика – развитая сеть. Это означает глубокое погружение в обучающий процесс, желание руководства помогать как можно большему количеству детей с различными нарушениями. В таких садиках, как правило, есть даже узкопрофильные врачи и педагоги, например, психоневрологи и нейропсихологи.
! Коррекционный садик -– это старт для ребенка, который дает дополнительные возможности для всех, кому необходимо восполнение дефицитов, помощь при коррекции различных нарушений. Но родители должны быть готовы к тому, что коррекционная помощь может понадобиться во время всего дошкольного периода и в большинстве случаев в начальной школе. Это позволит сократить число проблем во время учебы, например, дисграфию, дислексию, школьную неуспеваемость.