Делать гастроскопию или колоноскопию приходится не только с профилактической целью, но и для уточнения диагноза, и для многих пациентов эти исследования связаны с самыми неприятными ощущениями. Однако в последние годы в арсенале эндоскопистов появились новые возможности, которые позволяют легче переносить гастроскопию и колоноскопию. О них рассказывает Игорь Сергеевич Садиков, врач-эндоскопист 17-й городской клинической больницы (Москва).
Трансназальная гастроскопия: плюсы и минусы
- Проглотить эндоскопический зонд – некоторым из пациентов этот подвиг не по силам. Насколько успешно заменяет неприятную процедуру трансназальная эндоскопия?
- Главное преимущество в том, что прибор значительно меньшего диаметра, и у большинства пациентов способен свободно пройти через носовые ходы, затем по задней стенке глотки, не касаясь корня языка. Такая особенность очень ценится пациентами, у которых возникают рвотные позывы при традиционном исследовании.
Но, к сожалению, есть люди, у которых рвотный рефлекс очень выраженный, таким и трансназальная эндоскопия не спасение. В подобных ситуациях надо слушать указания врача. Он в процессе эндоскопии подсказывает, как себя вести, как не концентрироваться на проблеме.
Например, дышать при традиционной и трансназальной гастроскопии лучше всего через рот, равномерно, глубоко, медленно и ритмично, ни о чем другом не думать. Подобное дыхание само по себе позволяет несколько нивелировать рвотные позывы, у кого-то вообще свести их практически к нулю. Анестезия при этом проводится 10%-ным раствором лидокаина. Происходит орошение не только рта и глотки, но и носовых ходов, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
У подобного метода есть еще один плюс. В процессе трансназального исследования пациенту не ставят загубник, необходимый при традиционном методе “через рот” (тогда он устанавливается, чтобы человек не закусил прибор). Поэтому пациент может разговаривать с эндоскопистом. А во время обычной гастроскопии даже слюни глотать нельзя, поскольку это может спровоцировать рвотные позывы.
Во время трансназальной эндоскопии врач при необходимости может взять биопсию. Но прибор очень тонкий, и инструментальный канал у него существенно меньше, чем у обычных гастроскопов, поэтому отщипнуть можно только очень маленькие кусочки тканей.
К сожалению, у этого способа есть минусы – он не подходит тому, у кого искривленная носовая перегородка. Хотя бывают исключения. Кроме того, картинка, которую видит врач при эндоскопии “через нос”, недостаточно четкого разрешения. Это связано с размерами прибора и самой оптикой, которая встроена в гаджет. У традиционных приборов камера и матрица позволяют добиться качества full HD, есть возможности приближения, двойного фокуса.
Но если говорить о скрининге пациентов, нуждающихся в осмотре пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки и при этом страдающих выраженным рвотных рефлексом, для них это очень хороший метод. Еще один плюс: и трансназальную, и традиционную гастроскопию покрывает полис ОМС.
Колоноскопия и гастроскопия во сне
– Во многих клиниках сейчас предлагают медикаментозный сон для прохождения эндоскопии. Чем он отличается от наркоза при колоноскопии, к которому пациенты относятся с опаской?
– Это очень эффективный способ избежать неприятных ощущений – пройти гастроскопию “во сне”. При ней проводится так называемая внутривенная анестезия с сохранением самостоятельного спонтанного дыхания. Я объясняю пациенту, что это не комбинированный эндотрахеальный наркоз, который применяется при операциях, а просто укол специального препарата в вену.
Медикаментозный сон – так называемая седация: человек успокаивается, засыпает, у него притупляются болевые ощущения. Он ничего не чувствует в процессе проведения процедуры и, проснувшись, не помнит о том, что происходило. "Вы вообще делали что-то? Я вроде бы и не спал даже", – так зачастую говорит пациент после исследования. Подобного рода анестезии вполне достаточно для проведения многих эндоскопических вмешательств.
- То есть после медикаментозного сна можно легко встать с кушетки и самостоятельно поехать домой?
– На самом деле, все индивидуально: один пациент просыпается через 5 минут, ко второму сознание возвращается в первые полчаса, третьему понадобится целый час, чтобы в себя прийти. Поэтому у нас есть специальная палата для пробуждения. Лучше, если пациент приедет на процедуру в сопровождении родственников либо воспользуется такси. Разумеется, мы всем пациентам настоятельно рекомендуем не садиться за руль в течение первых суток после процедуры (это связано с возможным нарушением реакции).
Как делают гастроскопию и колоноскопию сегодня
– Раньше среди пациентов существовало поверье, что обязательно нужно идти на гастроскопию первым, чтобы достался тщательно простерилизованный инструмент. Тогда, дескать, минимальный риск подхватить бактерию хеликобактер пилори, которая вызывает язву органов ЖКТ. Как вы относитесь к этим пациентским слухам?
– Времена, когда существовал некоторый риск заражения, давно прошли. Сегодняшняя обработка эндоскопов и инструментария полностью исключает передачу какого-либо возбудителя от одного человека к другому. Раньше, пока еще не было соответствующих стандартов, дезинфицирующих растворов, специальных машин для обработки, дезинфекции и стерилизации, лаборанты мыли эндоскопы вручную. И при этом определенный риск заражения оставался, будем говорить честно. Сейчас эндоскоп будет тщательно обработан в любое время. Эти правила строго соблюдаются согласно санитарным нормам, принятым в России, выполнение их жестко контролируется. Поэтому какое-либо заражение исключено.
– А есть ли шанс, что эндоскоп повредит кишечник? Ведь во время сна пациент не почувствует, если вдруг прибор поранит слизистую?
– Я так понимаю, это вопрос уже о колоноскопии. Такое случается крайне редко, если врач-эндоскопист еще не имеет достаточного опыта и не чувствует прибор и естественное сопротивление организма. Вероятность ранения увеличивается при наличии спаечного процесса в брюшной полости, крупных множественных дивертикулах в толстой кишке. Подобные проблемы могут возникнуть у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника типа болезни Крона или язвенного колита в тяжелой форме. Эндоскописту надо соблюдать осторожность, если пациент преклонного возраста и у него выраженная атрофия слизистой. Тогда стенки кишечника становятся тонкими и хрупкими, как пергаментная бумага. Но, повторюсь, травмы происходят крайне редко, можно сказать - в сотой доле процента. У опытного эндоскописта со стажем их не бывает.
– Неужели наука не придумала ничего совершенно безопасного и безболезненного?
- К приборам нового поколения относится видеокапсула для обследования кишечника. Исследование с ее помощью можно пройти в нашей больнице. Проглотил приборчик размером чуть больше таблетки – и он движется по кишечнику. Причем существуют как тонкокишечная видеокапсула, так и толстокишечная. При этом последняя позволяет также просматривать и тонкую кишку.
Принципиальная разница между ними: немножко отличается время работы и, соответственно, самого исследования. На толстокишечную эндоскопию отводится больше времени. Кроме того, тонкокишечная имеет оптику только с одной стороны, а у толстокишечной две камеры, с одного и другого конца, т.е. она позволяет делать сразу параллельно две серии снимков – с одной камеры и с другой.
Плюсы видеокапсул – малоинвазивный скрининг. Минусы – цена вопроса и отсутствие возможности у эндоскописта остановиться, прицельно на что-то посмотреть и взять биопсию. Так что если видеокапсула обнаружит проблему, выполнить классическое эндоскопическое исследование все равно придется (хотя бы для того, чтобы взять фрагменты на биопсию или удалить полипы). Но тогда вы будете абсолютно уверены, что эту неприятную процедуру стоит потерпеть – она действительно необходима.