Мы с Жекой уехали из Москвы очень рано, так как летели из Домодедово, а туда надо являться со значительным запасом времени. Мы так и приехали, ждали немного, потом пошли на досмотр и прошли его без приключений. Единственное, что меня волновало - это вес чемодана. Я его могла поднять с трудом, и если бы не колесики, не знаю, как бы мы с ним передвигались. Но его вес не добрал положенных 20 кг. Эта цифра меня несколько вдохновила, и по прибытии я его уже с легкостью перетягивала с места на место.
В автобусе мы как-то быстренько познакомились с женщиной, которая с сыном тоже летела в Кисловодск, и я ее пригласила поехать на нашей машине, которую я заказала в гостинице. Этот жест позволил сэкономить на половине стоимости трансфера. По прилету долго ждали чемодана, и было очень жарко. Когда мы улетали из столицы, шел дождик, и было прохладно, а в Минводах температура подбиралась к +25°. Одеты мы были, конечно, тепло. Потом мы пошли искать водителя. Нашелся он быстро и встречал нас на новенькой навороченной машинке с кондиционером. Доехали до Кисловодска быстро и удобно.В "Плазе" (санатории) нас встретили хорошо, и мы даже успели пообедать.
Когда Жека зашел в номер и осмотрелся, первое, что спросил - когда мы поедем обратно в Москву.
В первый же день в начале седьмого вечера нас отправили к педиатру. Пока я с ней беседовала, ребенок положил голову на стол и уснул. Разбудить было трудно, а врачиха никак не могла понять, почему он уснул. Ну, встал он в шесть утра, не спал целый день, еще и дорога не близкая, а она так монотонно говорила, что я и сама готова была уснуть.
Вечером ходили смотреть фокусника - не понравился. К тому же русские дети оказались очень наглыми: Женька сел на первый ряд и как только встал со своего места, чтобы проверить, где я, на его стул тут же плюхнулась какая-то крысолицая девица лет десяти. Никакие объяснения и увещевания на нее не подействовали, да еще и бабка ее подвалила. На бабку русская отборная брань подействовала. Место ребенку вернули, но настроения уже не было.
Народу в "Плазе" оказалось невероятно много, думаю, гораздо больше, чем в других санаториях. Просто муравейник какой-то. По составу: процентов 40 - это ростовчане и краснодарцы. 40% - выходцы с Кавказа, очень большими семьями. Около 10% - москвичи. Остальные - представители бывших союзных республик.
Погода в первые дни радовала - было тепло и дул ветерок. Потом погода стала портиться, становилось все жарче и жарче: доходило до 37 градусов в тени и 46 на солнце. Говорят, земля прогревалась до 60°.
От жары спасались бассейном и кондиционером. Очень много гуляли в парке. Не загорали - невозможно.
Единственная проблема, которая у меня была - накормить ребенка. Причем это не касалось ассортимента - еды было навалом и на любой вкус. Но найти место за свободным столиком было сложно, было очень шумно и жарко. Пока натаскаешь еды на двоих, уже и есть ничего не хочется. Женька только воду пил. Приходилось с ужина брать еду и кормить его в номере.
Спать ложились в половине двенадцатого ночи - во дворе каждый вечер были концерты, причем проходили они так громко, что слышно было и в других санаториях. Вставали рано - на процедуры, на завтрак.
Лечение в "Плазе" оставляет желать лучшего. Но если бы было больше процедур, наверное, на половину мы бы забили. Получалось, то я хожу с Женькой, то он со мной. Единственная процедура, которая ребенку понравилась - это ванны.
Назначили ему спелеотерапию. Пришли мы с ним, а меня, естественно, туда не пустили. Он зашел, лег на кушетку и уснул. Процедура длится 45 минут (лежат и дышат). За это время он только успел разоспаться. Потом его разбудили, и он испугался - темно, люди чужие, меня нет. Рев был на весь коридор.
Ходили на консультацию к ЛОРу. Оказалось, что мужик учился в томском меде, а практику проходил в Барнауле, нашлись даже общие знакомые. Поназначал он Женьке кучу всего, даже рентген носа. Ради этого мероприятия мне пришлось в один из дней поднять ребенка в семь утра, галопом нестись в какую-то больницу, где после почти часового сидения в очереди нам сказали, что рентген ему делать не будут, потому что у четырехлетнего ребенка пазухи носа еще не сформированы и смотреть там нечего, но раз мы оплатили и очень хотим, могут и сделать. Я разозлилась и мы ушли. К ЛОРу мы больше не ходили.
Два раза мне удалось попасть к мануальному терапевту. Когда я попыталась записаться к нему еще раз, в регистратуре сказали, что пришел какой-то молодой человек и выкупил все время на всю свою многочисленную семью.
Каждый день ходили в бассейн. В принципе, вода была теплая, но поскольку плавал Женька, а я за ним следила, то мне было прохладно. Мы там бултыхались по два часа в день, и я все время боялась, что он простынет. Но все обошлось. Бассейн мне надоел до жути.
В бассейне поразило отношение родителей к детям. Каждый сам по себе, даже те дети, которые плавать не умеют. Один случай запомнился надолго. Была там одна пара - молодая женщина и ее муж (лет на 15 старше ее), и была у них дочка - около 1.5 лет. Маленькая веселая девочка. Еще в игровой я обратила внимание, что у ребенка нет чувства опасности вообще. В бассейне оба родителя купались, а девочка бегала по "берегу" - кафельная плитка, покрытая тонким слоем воды. Бегала так, бегала, танцевала под музыку, все радовались и смеялись. А потом ребенок решил к родителям податься.
Спуск в бассейн для детей - это ступеньки, так же покрытые кафелем. Поскольку девочка продолжала пританцовывать, еще на подходе к ступенькам она пару раз шлепнулась, благо там стояли многочисленные резиновые тапочки. У родителей ничего не дрогнуло, чтобы подойти и взять ребенка. Все-таки девочка начала спускаться и подпрыгнув на третьей ступеньке, она элементарно упала в воду. Упала на спину. Только чудом не стукнулась затылком об ступеньку. К счастью она с перепугу раскинула ноги и руки и не утонула, а всплыла. Мамашка тут начала повизгивать и попыталась прорваться к ребенку. Подгребла и дернула девочку за ногу, отчего та ушла под воду. Через пять минут милая парочка со смехом обсуждала непотопляемость дочери, переживали происшедшее только остальные посетители бассейна.
Детская площадка - это отдельная история. На подвальной площадке, которая была предназначена неизвестно для чего, и когда-то была выложена тротуарной плиткой, поставили игровой комплекс, предварительно сняв половину плитки. Площадку слегка присыпали песочком, забыв убрать камни. Бетонная пыль была в изобилии, когда десяток подростков и еще дюжина малышей начинали носиться по этому кусочку пространства. Примерно пару раз в день кто-нибудь там падал и разбивался.
За детьми никто не следил, даже родители, поэтому свое чадо на площадке я оставляла с большой неохотой и то в случае, если там был кто-то из знакомых подростков или взрослых. Дети придумывали развлечения себе сами, поэтому могли и камнями друг в друга пошвыряться и подраться, и скинуть малыша с карусели.
Надо отметить, что южные дети воспитаны куда лучше русских. Им привита забота о малышах, в то время, как русский подросток может не только обидеть, но и толкнуть, ударить.
Взрослые же использовали детскую площадку вполне традиционно - как место для курения.
В игровой комнате было три воспитателя (по очереди). Утром мы туда не ходили, потому что утренняя воспитательница могла только смотреть на детей и все им запрещать. Дневная и вечерняя воспитательницы были более общительными и даже иногда придумывали, чем занять детей, чтобы они не были предоставлены сами себе.
Очень много времени мы проводили в парке. Первые дни, как неопытные отдыхающие, мы начинали свой путь в самом начале - в "нижнем" парке. Дня через три знакомые объяснили, что в "нижнем" парке гулять бесполезно из-за того, что он находится в городе, и там очень много людей. Они показали тайные тропы, по которым можно попасть в середину парка и в верхнюю его часть за десять минут. В парке было много интересного. Белки наглые, людей не боятся, когда кормишь их семечками, держат лапками за руку, чтобы не убирали руку с добычей.
Женьке очень нравилось ходить по ступенькам. Однажды мы нашли лестницу вверх. Через несколько метров у меня возник вопрос, когда же она закончится. Ребенок сказал: "Мама, ты иди, а я буду тебя за руку вести". Пришлось подчиниться, потому что позади уже осталось много ступенек. У проходящих мимо я в какой-то момент поинтересовалась, когда же эта лестница кончится, на что мне сказали, что там 400 ступенек. Короче, когда мы дошли до верхней ступеньки, я уже готова была упасть и больше никогда не двигаться. Потом мы еще часа два гуляли, но вниз я уже не пошла ни под каким предлогом. В последующие дни перед каждой лестницей вверх я сверялась с картой - сколько там ступенек.
Карта парка - это шедевр. Понять на ней, что и где, сложно. Там могут быть нарисованы и дороги, и тропы, и кустики, и просто лавочки. Картой мы пользовались редко, ходили, как получится, т.е. куда тропа выведет. Ходить нам нравилось: то цветочки красивые попадутся, то какие-то насекомые незнакомые, то птички, то белочки.
Катались на фуникулере. Почему-то мне было страшновато. Не могу я понять, как железная коробка, в которой прижаты друг к другу 26 человек, может двигаться по тросу и не падать. На гору мы поднялись, но спуститься с нее пешком не рискнули, вся дорога была на солнце, и было очень жарко.
Когда мы уезжали из Кисловодска, было совсем жарко, и понять было сложно, то ли у меня температура, то ли это воздух так прогрелся.
Ребенок уезжать не хотел, так ему понравилось. Единственным его условием было, чтобы комнат в номере было больше: "Нас же двое, значит, комнат должно быть две".
Заказали такси. На этот раз машина попалась маленькая, без кондиционера, глохла через каждые пять километров. Перед отъездом я решила заехать на Медовые водопады. Ехать до них полчаса по очень пыльной дороге. Но это было не самое неприятное. Неприятным оказался спуск к самим водопадам.
Пока шли ступеньки, вырубленные в скале - это было полбеды. А вот когда лесенки стали рукотворными - некие железные тонкие планки, отполированные до блеска тысячами ног туристов, причем они были не круглыми, а квадратными - острием вверх, т.е. нога встает не на плоскость, а на тонкий угол... Риск упасть очень высок. Если бы я была одна, я бы спустилась, но спуститься с ребенком нереально. Мы вернулись обратно, несмотря на то, что Жеке очень хотелось вниз, к воде. Помочь было некому. Рисковать жизнью и здоровьем я не стала. А вообще - очень красиво. Жалко, что не удалось дойти до конца.
Приехали в аэропорт чуть раньше. С учетом, что машина периодически глохла, я была рада, что доехали. Самолет был неполным, летели хорошо, прилетели в Москву из +40° в +15°.
Елена Орлова, pr@pik.ru.