Мой проблемный ребенок не хотел слушать книжки с самого детства. И рассматривать не хотел. Вообще никак не хотел.
Когда дорос лет до трех, купила я ему огромную желтую книгу «Сказки в картинках» Сутеева. Эту он зауважал. Брал её на колени и перелистывал странички. За это время мне полагалось, по его мнению, успеть рассказать краткое содержание открытого разворота. Если я не успевала, то книжка захлопывалась и летела так далеко, как у него хватало сил её зашвырнуть... До следующего раза, когда у него снова появится настроение приобщиться к печатному слову.
Летом в Крыму в 5,5 лет сынуля занимался месяц в группе подготовки к школе. Там было весело, и у него получилось запомнить некоторые буквы и даже складывать их в слоги по букварю Жуковой. На этом всё и закончилось ещё на полгода.
Помог случай. Сын заболел. Кроме всего прочего сильно болели глаза, было трудно открывать, смотреть. Когда состояние немного улучшилось, я стала ему читать. И от нечего делать он стал слушать. Ту самую книгу, огромную, толстую, желтую как солнышко. Когда мы дошли до Изюмки («Гном Гномыч и Изюмка» Агнеш Балинт), а это уже была вторая половина книжки, с глазами стало лучше. Но ему понравилось! И я предложила: если он будет читать букварь, то я буду читать ему про Изюмку. Букварь мы одолели, т.к. сразу после Изюмки был Ренатино, который не летает по воскресеньям (автор Ренато Рашел), и тоже понравился!
К шести годам мой проблемный ребенок читал! Я не верила в свое счастье, но не знала, чем закрепить успех. Очень боялась, что чтение сложной для него книги вызовет старое желание зашвырнуть её подальше. И тут мне на глаза в книжном магазине попались книжечки для чтения по слогам с красным ударным слогом. Они читались очень легко, в отличие от аналогичной продукции с чисто черным шрифтом. Я купила все, что были в магазине, штук 6, и мы выиграли! Книжки понравились очень, читать было легко, он постоянно достигал успеха.
В общем, у меня уже ребенок, читающий по слогам, но, опять же, очень «хрупкий».
Проблемы по жизни продолжались, сменяясь более сложными. Очень не хотелось добавить к ним проблему с чтением. И тут я нашла книжки уже в «Лабиринте»!
Маленькие тоненькие книжечки, целая серия! Николай Грибачев, про зайца Коську и его друзей! Это было то, что нужно! Мы их прочли почти все, парочки не было в наличии.
Дальше мы просто читали книжки. Читали с сыном по очереди, он страничку — я главу. «Чиполлино», «Алису» в пересказе Заходера — не худые книжки, классику. После прочтения смотрели фильм или мультик по этой же книге, обсуждали. Но только вместе, сам сынуля, увы, не читал. В школе же его хвалили хотя бы за чтение, и ему это было приятно. А мне было как-то непонятно, что же дальше.
И тут случайно добрая женщина на сайте www.7ya.ru отдала пособия, ставшие ненужными её ребенку. И среди них оказалась вот такая маленькая книжица: Галина Мисаренко, «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».
Там столбики слов, объединенные по сложности прочтения. От простого к сложному. Мы читали её перед компом. Каждое слово, на котором ребенок запинался, смотрели поиском, значение и картинки, фото. Прояснили много слов и просто читали столбики по темам. Две недели ежедневно так занимались. А потом сынуля бросил эту книжку, взял «Витю Малеева» в 200 страниц и прочел! Сколько же было для него открытий в этой Первой Настоящей Лично Прочитанной Книге!
Потом пошли другие книги серии «Открой книгу» — с подходящим шрифтом и содержанием, с чудесными картинками!
Месяца через два уговорила выделить время и закончить «Дидактический материал». Мы начали сначала и дошли всё-таки до конца! Опять выбирали непонятые слова, опять читали до сглаживания трудных моментов. Техника чтения после этого значительно улучшилась.
Сейчас сынуля читает каждую свободную минутку. Если уроки не сделаны, а часто это так, забивается в какую-нибудь щель в надежде, что я не замечу. А я и не замечаю подолгу, т.к. сама читала так же в своем детстве.