Из всей нашей большой и дружной группы АП-4 выпуска 1957 года осталось в живых на сегодняшний день всего 7 человек. Группа организовывала встречи сначала каждый год. Потом — реже. И вот 12 марта 2017 года на встречу собрались 6 человек (одна однокурсница приехать не смогла). Договорились о том, что эта встреча — последняя. Уже трудно многим передвигаться активно, так как почти всем уже перевалило за 80 лет. А самому старшему из нас, Гарику Белику, исполнился 91 год.
Гарик успел повоевать, с 1943-го и до Победы летая бортмехаником на Ла-5. Домой вернулся с боевыми наградами. Сейчас у нашего друга здоровье подкачало. Гарику вместе с женой предоставили место в пансионате для ветеранов в Коньково, куда они и переехали 28 марта. Эта наша последняя встреча была организована по просьбе Гарика.
Первокурсники — часть группы АП-4 МАИ, 1951 год
От встречи к встрече изменялся внешний вид каждого из нас — приезжающих. Появлялись на лицах морщины, у мужчин седина или лысины. Изменялась походка. Не заметили, как настала пора, когда многие стали при ходьбе пользоваться палочками...
Вот и у Гарика настало время, когда здоровье стало требовать посторонней помощи во всем. Он уже с трудом может написать несколько строк. Плохо слышит... Об остальном не стоит и говорить.
Но и верная жена — Прасковья, которая в последнее время была его руками, глазами, ушами, тоже состарилась. Уже и ей теперь требуется поддержка и чужая помощь. И вот настал момент, когда Гарик и Прасковья приняли решение — оставить родной дом и перейти на последние годы жизни в пансионат для пожилых людей.
Но Гарик почему-то внушил себе, что, переезжая в пансионат, он больше уже никогда никого не увидит. Родные, естественно, будут его навещать. А вот как же попрощаться с однокашниками? Ведь его прежняя жизнь всегда включала в себя "вечное" ожидание — ожидание встречи с нами, друзьями из группы АП-4.
Встреча группы в стенах института в честь 50-летия МАИ, 2005 год
Как собрать выпускников — стариков, которым за 80
И вот Гарик проявил инициативу. Обзвонил лично всех и попросил организовать срочный сбор. Сказал, что хочет попрощаться со всеми нами. Каждого обнять, поцеловать, сказать всем прощальные слова...
На эту встречу все собрались на квартире нашей младшей сокурсницы, которая живёт в Раменском под Москвой. Мужской состав: Гарик Белик, Боря Филин и я, Виктор Дудко. Женщины: Лариса Платонова, Регина Иванькова и Валя Почивалина (хозяйка встречи).
Боря Филин, Лариса и Регина договорились ехать электричкой с Казанского вокзала. Сам я со своими операционными историями уже, считай, невыездной. Решили, что меня повезут на машине дочь Стэлла с зятем Сашей.
Спросили у Гарика: как он поедет, один? Встретится с остальными? Где?
Он ответил:
— Я давно не был на вокзалах, боюсь — потеряюсь. Мне сказали, что удобно ехать до "Выхино", потом пересесть на электричку, доехать за 40 минут до остановки "47-й км" и затем — 15-20 минут пешком до её дома.
Когда положили телефонную трубку, Стэлла спросила: а сколько ему лет и где он живёт? А живёт он в Беляево. И ему — 91 год...
Виктор Дудко, Гарик Белик и Борис Филин, март 2017
Стэлла ахнула, потом они с Сашей стали что-то опять выяснять по картам и навигатору. И наконец вынесли вердикт, который и объявили Гарику.
От "Беляево" — прямая ветка на метро до "Медведково". Наша компания поедет на машине по окружной дороге, заедет в Москву, "Медведково" — рядом, подберут в метро Гарика, и мы поедем уже все вместе в Раменское.
Как обрадовался Гарик, когда ему предложили этот вариант:
— Милые мои! Я так счастлив! Я же знаю, где это — Медведково. Я там лет 15 назад лежал в больнице. Меня вернули с того света и подарили вторую жизнь. А сейчас вы дарите мне — третью. Я бы, конечно, всё равно доехал, долетел! Я так рад. Я не опоздаю. Я приеду заранее.
...Когда Стэлла спустилась по эскалатору вниз, она увидела на противоположном конце зала топтавшегося на месте старичка. Чтобы он догадался о том, что приехали за ним, Стэлла пошла в его направлении, широко раскинув руки, как бы приглашая в объятия...
Он увидел... Он понял... и — побежал, семеня ногами, ей навстречу. Он кинулся обнимать её и повис у неё на руках. Так она, практически на себе и дотащила его до машины.
Встреча выпускников МАИ — через 60 лет
И вот мы в гостях, опять все вместе. Забывается, что прошло 60 лет со дня окончания института. Прикосновения рук, неожиданные слёзы на глазах. А ещё говорят, что невозможно вернуться в прошлое. В эту минуту мы были там. И перед тем, как садиться за стол, сфотографировались на память.
Фотография на память, март 2017
В этот день мужчинам были сделаны скидки по возрасту — тосты они говорили сидя. Я, сказав тост за родной институт, стал вспоминать о том, как сдавали вступительные экзамены.
— Мне запомнился экзамен по математике. Все не хотели попасть к одному преподавателю, который ставил много двоек. Пришлось мне пойти к нему.
Только я начал отвечать по билету, как он меня остановил и спрашивает:
— А где это вы так загорели, молодой человек?
— Да я бегал, — говорю, — на стадионе во Фрунзе. А там солнце горячее...
— Переходите ко второму вопросу...
Только я начал говорить, а он взглянул на мои записи на листочке и опять меня прерывает и спрашивает:
— А что это за значок у вас на груди?
Я сказал, что это знак чемпиона республики среди юношей по лёгкой атлетике.
Мы довольно быстро пробежались по всем остальным вопросам (а всего их было в билете 7), он поставил мне пять. И никто мне не поверил, что он мне не задавал никаких дополнительных вопросов по математике...
После нескольких рюмочек беседа за столом пошла живее. Вот и Боря Филин разговорился...
Все ребята из нашей группы проработали до пенсии в закрытых институтах и предприятиях. Но больше всех наград оказалось у Бори Филина. Он всю свою жизнь проработал в ракетно-космической корпорации "Энергия". А на Байконуре Борис Николаевич оказался задолго до запуска в космос Юрия Гагарина и был свидетелем и участником всех наших космических побед и поражений.
Борис Филин на 50-летии МАИ, 2005 год
Боря тоже стал вспоминать о своём поступлении в институт. Вот его рассказ.
"Когда в приёмной комиссии увидели мой аттестат с золотой медалью, мне сказали:
— Вы будете не сдавать экзамены, а проходить собеседование.
Надо сказать, я заволновался и спрашиваю:
— А что это такое?
— Узнаете, — ответили они и улыбаются...
Я занервничал ещё больше, не понимая — за что и почему? Подумал, что меня будут без билетов гонять по всему курсу и по всем предметам сразу.
Направили меня к декану. Беседа была долгой. Мы говорили обо всём, но только не об учёбе. В результате он мне сказал, что я принят в институт, а экзамены сдавать не надо.
Кроме того, меня назначили старостой. Не выбирали, а именно — назначили. Для меня это тоже стало неожиданностью".
Игорь Белик — ветеран и изобретатель
И несколько слов о судьбе того, кто нас собрал на эту встречу — Гарика.
Игорь Григорьевич Белик единственный из нас всех — ветеран Великой Отечественной. Война началась, когда ему было 15 лет. Он рвался на фронт добровольцем — не брали. Зато за первые два года войны сумел получить специальность механика. И вот в 17 лет он уже полноправный воин — бортмеханик самолёта Ла-5.
Игорь Григорьевич Белик
После окончания войны два года учился в авиационном училище. В 1951 году вышел в отставку в связи с поступлением в МАИ. Учёба давалась трудно, но мы все помогали ему, а он был для нас надёжным старшим товарищем.
После окончания института по распределению работает в НПО ИТ — Научно-производственном объединении измерительной техники. Он отдавался любимой работе всей душой, всеми силами и беспокойным умом. Начал с рационализаторских предложений. А в 1977 году получил первое авторское свидетельство — на изобретение емкостного датчика.
За конструирование зубчатой передачи с вставленными в зубья металлическими пластинами он получил патент и довольно большую премию. Как он говорил, с этой передачей производительность и долговечность прибора увеличилась примерно на 30%. На предприятии, которому он отдал столько сил и здоровья, его до сих пор помнят.
За все эти годы он не пропустил ни одной встречи с сокурсниками. Учёба в МАИ оставила в его душе неизгладимый след. И каждый телефонный звонок одного из нас был для Гарика самым лучшим подарком.
А еще он всю жизнь старался спасать брошенных, больных и погибающих животных — кошек и собак. Он их подбирал, вылавливал, находил и устраивал в приюты для бездомных животных.
Он объездил все фирмы, производившие корма для животных, и добился, чтобы они бесплатно отдавали небольшое количество корма приютам для бездомных животных. Потом сам ездил за этим кормом на фирмы и на своей машине развозил тяжелые мешки в приюты.
По сути Гарик был и остается большим ребёнком, верящим в добро, в Бога и людей.
Мы думаем, что пансионат, в который Гарик и Прасковья переехали, станет им вторым домом. Наверняка и там он отыщет тех, кому нужна помощь больше, чем ему самому, и будет оказывать им посильную поддержку и заботу. А в гости к ним будут приезжать не только родственники, но и друзья, которых у Гарика немало...