Каждый раз после еды они снова наступают...

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (30 оценок)

С разными вопросами обращаются к детскому психологу родители. Но никто не спрашивает, нужна ли детям телевизионная реклама. И если да, то как часто и в каком объеме. Почему? Потому что каждый взрослый, будь то профессиональный криэйтор или же человек, от производства рекламы далекий, догадывается, что детям она неполезна. Как неполезна, впрочем, и взрослым тоже. Давайте попробуем разобраться, почему.

Каждый человек, существуя, испытывает определенные потребности. Ему нужно некоторое количество еды, чтобы не умереть с голоду, он не может жить без укрытия, так как климат не позволяет, он нуждается в "теплом пальтишке", чтобы прикрыть наготу и выглядеть красивее, чем есть на самом деле. И это далеко не все. Если мы вспомним, что есть еще потребности в общении, смысле жизни, самоуважении и разные другие, то поймем, что каждому много чего недостает.

Неудовлетворенные потребности, как известно, разрушают личности изнутри. И человек стремится их удовлетворить. То есть потребность - это тот источник жизненной энергии, который побуждает человека к деятельности. Голодный будет искать кусок хлеба или зарабатывать на него. Босой пойдет к сапожнику. Мы все знакомы с историями о заблудившихся в пустыне путниках, которые запросто поедали "все, что пищит и ползает", и о находившихся в заключении творцах, которые изыскивали способы самоактуализироваться (рисовать, писать, ваять и т.д.), используя подручный материал. Потребность пробивает себе дорогу, и это происходит естественно.

Если же человек ничего не хочет, то, как правило, он ничего и не предпринимает. И если потребность не очень сильна, то активности обычно за собой не влечет. Что тоже хорошо, так как человеческие силы ограничены и в это время расходуются на что-то другое, более важное. За это "отвечает" психика - эволюционное завоевание, помогающее человеку в его самоорганизации.

А теперь задумаемся о том, для чего служит реклама. Во-первых, для того, чтобы оповестить о существовании некоторого, будем говорить, товара (таковым может быть и предмет обихода, и произведение искусства, и путешествие). То есть реклама нас информирует о том, чего мы раньше не знали. За это ей спасибо. Это наиболее честная часть рекламного послания, потому что она обращается к сознанию человека, и он может воспринимать ее критически.



Во-вторых, реклама актуализирует потребность, которая до сих пор была скрытой. Например, вы ощущаете легкую жажду, с которой вам не трудно справиться. При виде свежего зеленого огурца вы начинаете ее чувствовать гораздо сильнее и понимаете, что именно в огурце для вас все спасение. Это послание тоже достаточно откровенно, оно использует наглядные образы, знаки с устойчивым, открытым для всех смыслом. Но оно смещает внимание воспринимающего в область латентных (скрытых, неявных) потребностей, пробуждает и усиливает те, на которые можно было бы и не обращать внимания. "Моя шестилетняя дочь считает, что все, о чем говорится в рекламе, надо обязательно купить. Отказ воспринимается со скандалом".

В-третьих, реклама может формировать новые потребности. Например, не знал ребенок о существовании видеоигр и жил себе спокойно, ограничиваясь играми подвижными и настольными и радуясь жизни. Но ему открылось. И он начинает выпрашивать у родителей нечто новое. "Мой сын просит покупать все новые жвачки, напитки, про которые появляется реклама, а потом перед зеркалом проверяет: стали ли белее зубы от какой-то отбеливающей жвачки. Это же смешно! Обожает участвовать во всяких розыгрышах призов, собирает крышки от бутылок или этикетки, а потом очень обижается, если ничего не выиграл".

В-четвертых, реклама - это все-таки некоторое произведение искусства. И, будучи таковым, она обращается к чувству прекрасного в человеке. И утверждает себя в качестве образчика этого прекрасного. То есть как бы говорит: красиво то, что здесь, а все остальное - сомнительно, недостаточно и вообще второсортно. И приглашает следовать тем эстетическим (да и этическим тоже) эталонам, которые используются в рекламе.

Можем ли мы с этим согласиться? Готовы ли принять в свою семью тетю Асю, еще какую-нибудь тетю? Поначалу кажется, что нет. Но, учитывая авторитет СМИ и высокое доверие нашего народонаселения ко всем официальным источникам, нужно заметить, что рано или поздно даже дети из семей, где принято читать книги, вдруг начинают изъясняться слоганами, цитировать не Винни-Пуха, а нечто из области гигиены. И при этом не чувствовать разницы. "Моя дочь постоянно повторяет все эти фразочки из рекламы, к месту и не к месту. Мне кажется, это обедняет ее речь".

И, наконец, реклама - источник формирования нового самоотношения. Производители рекламы пропагандируют не только товар, а образ жизни, мироотношение, демонстрируя понимание внутренних пружин личности воспринимающего, сочувствие и дружелюбие к нему. "А кому сейчас легко?" - это демократично; "Разве у меня нет вкуса?" - это изысканно, но, на первый взгляд, как будто бы вовсе не о пиве и не о коньяке "Хеннесси". И отказывающийся от бутылки пива чувствует себя неприобщенным, одиноким, оставленным наедине со своими тяготами, а ограничивающий себя в рюмке коньяка - жертвой собственного дурновкусия.

Итак, реклама - это средство манипулирования личностью, призванное скорректировать ее потребности и вкусы в соответствии с нуждами рекламодателя (а никак не потребителя). И тем самым - задать иную траекторию движения денежных средств и психологических ресурсов.

Композиция рекламного послания, в общем, постоянна: сначала создание проблемной ситуации, вызванное отсутствием некоторого объекта (это сопровождается тревожащим музыкальным фоном, неспокойным видеорядом), затем - кульминация, выражающаяся в решении поехать, купить, посетить и т.п. (оптимистичная музыка и видеоряд), наконец - разрешение, расслабление, удовлетворенность (покой и счастье в музыке и картинке). В зависимости от стадии развития сюжета человек может испытывать те или иные чувства, пребывать в разных состояниях.

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

"Полуторагодовалый сын просто обожает смотреть рекламу, хотя вообще-то к телевизору равнодушен. Только в то время, когда идет реклама, с ним можно что-то сделать, от чего он часто отказывается: накормить, одеть на улицу и т.п.". То, о чем пишет читательница, - не радостный пример послушания, а проявление силы рекламного воздействия, которое активно уводит детей от привычного поведения и заставляет вести себя нехарактерным образом.

Исходя из подобных соображений, многие родители перестают считать рекламу безобидной и задаются вопросом: как от нее защититься? Самыми обеспокоенными уже придуманы и продолжают придумываться всевозможные способы защиты - некоторые из них мы приводим на этих страницах. Я же дам лишь несколько простых советов.

Маленьким детям, лет до четырех-пяти, детям с неустойчивой психикой лучше вообще ее не смотреть или по крайней мере выключать на это время звук. Не спешите приохотить детей к телевизору - в наш компьютеризованный век они еще успеют пообщаться с говорящим экраном.

Лучше в первые годы жизни ребенка постараться приучить его к чтению и живому, естественному, традиционному общению - сделать так, чтобы "ящик" не смог быть конкурентом родителям.

У детей постарше полезно повышать критичность к любому посланию, пришедшему посредством СМИ. Для этого стоит задать себе хотя бы три вопроса о содержании рекламы:

  • КТО это говорит (турагентство, аптека, фабрика игрушек);
  • КОМУ говорит (скучающей домохозяйке, больному-хронику или невротику-ипохондрику, капризному ребенку);
  • и ЗАЧЕМ (чтобы ВАС развлечь и порадовать или...).

Усомнившись в искренности послания и открыв в нем двойной и тройной смысл, любой человек оказывается более устойчивым к его воздействию. В этом стоит упражняться в присутствии детей - почувствовав иронию и недоверие взрослых, они последуют этому примеру.

И, наконец, укрепляйте в себе и детях чувство собственного достоинства, главным проявлением которого является разборчивость!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Каждый раз после еды они снова наступают..."

Вы не авторизованы.

СМОТРИТЕ ПРОЩЕ! ;-)

Моей дочке 4 года. Как работнику рекламы, мне всегда интересно смотреть,как это делают другие. К сожалению, наши ролики редко радуют чувством юмора и оригинальностью сюжета. Но... Бывают и исключения. Каждый раз смотрю рекламу с интересом, надеясь именно на них... Ребенок начал просмотр с рекламы памперсов. Ничего не имела против - дочку радовал показ маленьких детей. Меня радовала ее радость. Сейчас она любит смотреть рекламу, и я приветствую это, т.к. для меня реклама - это прежде всего отражение труда многих людей,а потом уже - товар. При этом я объясняю, как само собой разумеющееся, что верить показанному нельзя. "Тю! Ты что! Это же
все неправда!" (с улыбкой) Было несколько
попыток попросить что-то из рекламы, но
я не предавала им значения (см. формулу выше). Внушаю, что жизнь - это одно,
а реклама - несколько другое.
Шоколадный завтрак Несквик нам не был нужен, хотя она и просила, а какао-Несквик
ради изображения зайца пришлось взять.
Но ведь все равно надо было покупать какое-нибудь какао.
Сейчас наша любимая реклама о модельном агенстве для детей. Подражает детям, которые там снимаются, хочет стать моделью. Сделали несколько замечательных фотографий. Хотя я мечтала бы совсем о другом будущем для своего ребенка. Но кто не мечтал стать космонавтом?! Надеюсь, образование, которое я дам,позволит ей выбрать, быть моделью или работать головой.
Можно ребенка оградить от рекламы, но однажды он вслушается в то, что говорят и...
не побежит к родителям, которые прячутся от проблемы, выключая звук.
Не лучше ли учить детей воспринимать рекламу, как произведение искусства (О, времена, о нравы!;), видеть удачные и неудачные моменты. Кстати, память у дочки хорошая, читать обожает, цитирует.
А вот коммерческий канал с непрерывно идущими мультиками, действительно, пришлось отключить. Слишком много сидела
перед экраном - вредно. Хотя, когда после этих мультиков ребенок в своих играх "спасает
мир", смотреть довольно забавно. Не могу сказать, что мультики не расширяют словарный запас, но... Вобщем, нет больше мультиков_на_целый_день. И стараемся смотреть на жизнь проще!
2001-06-06, Детки
Когда моему сыну еще не было и полугода, он тоже смотрел рекламу, не обращая внимание на другие программы. Меня это удивило. Ведь даже если он не был повернут к экрану, пытался повернуться, так, чтобы видеть. Однако не всякую рекламу он "любил". На некоторую вовсе не реагировал.
Сейчас ему 4 года. И он очень спокойно относится к рекламе. Не просит ничего , не скандалит. Хотя тоже иногда повторяет реплики, песенки из рекламы или еще комментирует ролики (очень забавно, между прочим). Часто проводит параллели. Если куплю что-нибудь "из рекламы" - начинает пересказывать ролик, вспоминать интересные моменты.
Я, конечно, не "за" то , чтобы ребенок смотрел рекламу. Но как говорится "из песни слова не выкинешь". Поэтому считаю, что не следует полностью исключать из жизни ребенка то , что присуще современному обществу. Он должен быть в курсе того, что происходит, а иначе потом может почувствовать себя не в своей тарелке от того, что он что-то упустил.
2002-10-18, Наташа
Моему сыну 3,5 года. Рекламу стараюсь просто переключать на другой канал, т.к. сама ее не люблю. Если все-таки случается так, что ребенок смотрит рекламу, объясняю, что это не совсем правда-реклама.
Почему маленькие дети (до года) так любят смотреть рекламу - потому что там громкий звук, яркий цвет, быстрая смена сюжета (что кстати и делается для того, чтобы привлечь первичное на уровне рецепторов, вниамние).
То что реклама зомбирует, не вызывает никакого сомнения. И взрослых кстати тоже, не говоря уже про детей, у которых нет "защитного фильтра".
Поэтому нужно следить за ребенокм, чтобы поменьше смотрел рекламу. То что , действует на уровне подсознания , очень сложно изменить.
Хотя некоторые родители даже гордятся, когда их ребенок на любой продукт, увиденный в магазине, тут же выдает рекламный слоган.А ведь это как раз и говрит о формировании в подсознании ассоциативных связей, которые довольно трудно разорвать.
2003-01-08, Planeta
Уважаемые коллеги,
быть может, Вам пригодятся следующие ссылки на полнотекстовые библиотеки книг и статей по тематике: медиаобразование, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, кинообразование, информационная грамотность:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России:
http://edu.of.ru/mediaeducation (Russian and English versions)

Открытая электронная полнотекстовая библиотека "Медиаобразование"
Open Media Education Library (Russian and English versions)
http://edu.of.ru/medialibrary

Информационная грамотность и медиаобразование
Information Literacy and Media Education (Russian Version)
http://www.mediagram.ru

Журнал "Медиаобразование"
Russian Journal 'Media Education':
http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех"
ICOS UNESCO Program 'Information for All'
http://www.ifap.ru
2008-12-10, Медиаобразование
Наш мальчишка тоже просит покупать ему только то, что рекламируют, вплоть до моющих средств. Мы, действительно, пользуемся некоторыми широко рекламируемыми товарами уже несколько лет, убедившись в их качестве. Ребенку пока трудно объяснить, что рекламируемый чудо-порошок, не обязательно - чудо :). Пока у нас эта проблема стоит не очень остро, мы выключаем звук рекламы или просто переключаем канал... Самое интересное, действительно, наше отношение - передается и ему, он тоже стал повторять "Опять эта реклама!" и не возражает, когда мы ее переключаем. Так что я считаю, пока родители "в авторитете", надо этим пользоваться "на полную катушку", а как потом бороться с влиянием сверстников (в этом плане) я пока не представляю, может кто-то уже знает как?
2001-05-31, Елена Д.
Моей дочке 6 лет,года полтора назад я ее спросила (за обедом): "Что самое вкусное, что ты всегда ешь?", и сама подсказала: "Хлеб." В это время "шла" реклама, дочь, как обычно, что-то просила, уверяя, что это самое... Прошло несколько дней и она меня удивила, вдруг сказав: "Цирк тоже не рекламируют." С тех пор у нас это стало игрой, а реклама перестала внушать доверие.
2001-12-12, Kate-M
Может, раньше и можно было ребенку какую-то рекламу смотреть (хотя мы сами всегда звук отключаем и никогда рекламу не смотрим), но сейчас... Реклама ужасна, развратна, ее взрослому-то человеку смотреть, все равно что помоями обливаться, а уж ребенку... Что он будет думать о жизни, насмотревшись рекламы пива, обнаженного тела, извращенцев? Что всем людям надо жить также?
2005-03-05, Юлия
Поделитесь:

31.05.2001
Обновлено 22.07.2015
Статья дня
Близкие по теме статьи
Тур по Золотому кольцу – самостоятельно. 5 городов за 5 дней
Тур по Золотому кольцу – самостоятельно. 5 городов за 5 дней
Отдых с детьми: Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Плес, Иваново. Музеи и достопримечательности
Кэмерон Диас: что я ем последние 15 лет. Меню на неделю
Кэмерон Диас: что я ем последние 15 лет. Меню на неделю
Как отказаться от фастфуда. Здоровое питание – для идеального тела
Погода и климат: что происходит на самом деле
Погода и климат: что происходит на самом деле
Прогнозы и ошибки: что мешает предсказанию погоды
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!