Самокаты моего детства - это ящики на подшипниках. Мы, пацаны, сами их мастерили. В ящиках развозили хлеб, так что раздобыть их не было проблемой, а подшипниками разживались на свалках. Как и нынешние рокеры на мотоциклах без глушителей, мы тоже доставляли массу неудобств мирным жителям, потому что от этих наших подшипниковых самокатов стоял такой шум! Представьте себе - лихие пацаны несутся с грохотом мимо окон, откуда высовываются разъяренные тетушки и посылают нам вслед свои "пожелания". Впрочем, насчет "несутся" я преувеличил, на таком допотопном средстве нестись было не очень-то удобно
Как и положено мамашам с годовалыми детьми, я ежедневно гуляю в парке. Детишки делают первые шаги, падают и набивают шишки, обучаясь сложному процессу, сравнимому с освоением горнолыжного спорта или фигурного катания - те же усилия, то же упорство, те же падения.
Тем, кто постарше, уже скучно, и песочница не занимает их беспокойный взор- пора обзаводиться великами, мячиками, скакалками, роликами и самокатами-скутерами. Только сегодня я насчитала полсотни детишек, рассекающих на этом чуде техники.
Фанатка всего колесного и экологически безопасного, я сразу решила выяснить, что это за штука такая и чем отличается от ставших традиционными роликов, великов и прочих колесных штуковин. Скутеры, кикборды, пуш-сайклы - оказались ни чем иным, как хорошо забытым старым добрым самокатом. У меня, оказалось, тоже такой был...
Но то ли юный возраст, то ли его неподъемность повлияли на мою память. Так или иначе - самокаты не были так популярны, и только в московских дворах мальчишки сооружали их сами из подручных материалов - два или четыре колеса, иногда даже приделывали моторчик.
Наш век внес разнообразие практически во все сферы жизни и уже у малышей есть возможность выбирать, исходя из собственных предпочтений. Ограничение - только кошелек родителей и их убеждения (возможно, вы не балуете своего кроху излишествами).
Почему скутер?
Еще в 1999 году уровень продаж немоторизированного обычного самоката-скутера в компании Razor приближался к нулю. 2000 год буквально "прорвал" этот застой - начался скутеровый бум, и в 2001 году компания заработала около 5 млн. долларов. С чем связан всплеск "здорового" интереса ребятни всех возрастов к этому маленькому блестящему складывающемуся транспортному средству? Давайте посмотрим:
- Двухколесный обычный самокат много легче роликов, что делает его доступным даже для двух-трехлетних малышей (кстати, и высота руля в хороших моделях подгоняется под любой рост).
- Скутер не надо надевать, застегивать, зашнуровывать, тащить на себе с 11 этажа и запихивать на багажник, обвязывая веревками: он компактнее роликов и велосипеда, порою легче (но не всегда), легко убирается в небольшую сумку.
- Его можно нести в руках, можно ехать, легко переходя с шага на самокатный "бег". Поэтому роликовая усталость вам не грозит, как, впрочем, и дилемма - тащить коньки дальше на себе и передвигаться со скрипом на своих уставших двоих
- Стоит он примерно столько же, сколько хорошие ролики. Но здесь можно обойтись и корейско-китайскими более дешевыми вариантами.
- Со скутером разрешено заходить в магазины, в отличие от роликов, которые нужно снимать.
- Человек на скутере движется в три раза быстрее, чем пешеход
- Не требует такого мастерства, как ролики и скейтборд. Освоение первого толчка занимает около минуты. Главное - научиться тормозить и держать равновесие! В горку, правда, движение не станет легче, если только вы не приобретете детишкам электрический скутер, цена которого сравнима с подержанной "шестеркой". Зато
- Этот экологически безопасный транспорт требует минимального ухода. Скутеры очень плавно скользят, это происходит за счет более удобных и широких колес, чем на однополозных роликах и скейтборде.
- По мнению американских психологов, скутеры помогают детям подружиться. Двое могут ехать рядом, отталкиваясь от асфальта, и поддерживать разговор. Впрочем, думаю, это свойство самоката не актуально для российских детей. Интереснее то, что на скутерах можно устраивать полноценные гонки и прочие соревнования. Можно создать небольшую площадку для слалома - поставить пустые стаканчики или пластиковые бутылки и объезжать их.
Из чего только сделаны скутеры?
Сверкающие скутеры из алюминия и стали - типичный представитель 21 века - смесь эклектики, хорошо забытого старого самоката, преемник сноубордов и скейтбордов, чудо маневренности на полупрозрачных или ярких резиновых колесах-роликах. Несутся вдоль и поперек по городам и весям.
Основа этого изобретения хай-тека - широкая приземистая платформа со специальной поверхностью для улучшенного сцепления. Фрикционный тормоз на заднем колесе позволяет моментально остановиться. А если не удалось на многих моделях есть страховочный ручной тормоз.
Это модель с ручным тормозом - очень удобна для детишек, привыкших гонять на великах или только начинающих колесный спорт.
А это уже задний фрикционный тормоз - нажимается толчковой ногой. Удобно тем, что быстро блокирует колесо и позволяет избежать "сальто" через себя.
Скутеры имеют фиксируемый руль T-образной формы с удобными ручками для маневрирования, однако сначала такая маневренность оборачивается падениями и соскакиваниями. Что удобно? Высота руля изменяется от 60 до 90 см, а телескопическая труба с удобным фиксатором делает доступной сборку и разборку для детишек любого возраста. Длина самокатов в среднем 50- 60 см, и все они складываются для хранения и транспортировки. Весят от двух до двенадцати килограммов.
Прогресс не стоит на месте - и вот уже Дин Кеймен запатентовал скутер Segway - уникальное транспортное средство, которое идет на смену автомобилю (по крайней мере, в теплых странах и среди молодых и продвинутых мам и пап). Цена этого чуда-техники немного кусается - 10000 долларов, поэтому пока новинка не докатилась до Москвы и окрестностей, давайте отдадим предпочтение самокатам- скутерам.
Это кикборд - не совсем самокат и не совсем "доска"
Кикборды - это весьма удачная помесь скейтборда со скутером - создана для трюков и, соответственно, для тинейджеров. Вместо двух колес у них три более широких каучуковых колеса, доска более широкая из высококачественного дерева, рама алюминиевая. На кикборде можно выполнять некоторые трюки, спускаться с гор (даунхил), и просто быстро ехать (роллить).
Все скутеры снабжены телескопической трубой, которая складывается и выдвигается под рост малыша.
Сайты производителей
http://www.razor-scooter.com/
JD Industries
http://www.santacruzscooterworks.com/index.htm?994
www.autoped.nl/home.htm
www.getabuzz.com
www.xootr.com
Шишки на дереве... и на лбу: безопасность
Скутер - тот же подшипниковый транспорт, поэтому сохраняются все прежние правила безопасности - избегать луж, песка, глины, выбоин в асфальте. Впрочем, отличие скутера от роликов и велосипеда, и вы убедитесь в этом сами, - он БЕЗОПАСНЕЕ. Нет нужды в Т-торможении или спрыгивании на траву, просто отбрасываем его от себя или спрыгиваем на асфальт. Прежде чем приобрести своему ребенку самокат, вспомните, что это полноценное транспортное средство имеет только ручное управление - руль, поэтому достаточно нестабильно при езде. Ребенка буквально заворачивает с дороги. Легко теряешь управление, трудно останавливаешься - вот и причины многочисленных травм. Самокаты нашего босоногого детства не имели таких "прибамбасов": необыкновенно легких колес из полиуретана, которые буквально едут сами, будто спешат куда-то. Современные колеса позволяют набирать скорость, они же являются причиной бед, более опасны, чем модели 10-летней давности. Но по большей части люди просто пренебрегают защитой.
Печальная статистика: 85% всех травм на скутере получают дети младше 15 лет, а 23 процента пострадавших моложе 8 лет. 30 процентов повреждений приходится на запястье, следом идут травмы головы (шлем!!!) и повреждения лица, на последнем по счету, но не значению, идут ноги и лодыжки. Комиссия по исследованию безопасности самокатов сообщила, что только за последний год 19 тысяч детей получили травмы и нуждались в хирургическом вмешательстве.
Набор защиты для самокатников стандартен: наколенники, налокотники, бейсболка или шлем (детям обязательно) и защита на запястья. Только вот с последним выходит недоразумение- с одной стороны, большинство неудачных падений приходится на хрупкие косточки запястий, с другой стороны, комплект защиты запястий мешают нормально управлять скутером, держаться за ручки. Американские медики даже советуют не разрешать детям до 8 кататься без взрослых. Впрочем, эту ситуацию может изменить эластичный бинт или приспущенные рукава.
Какой лучше?
Скутеры отличаются легкостью и компактностью. Однако именно легкость порой стоит детишкам кучи синяков и ушибов. Более тяжеловесные скутеры (они же и менее дорогие) с большими колесами (80 мм). Легковесные скутеры " Razor-style", как называют их в Штатах, хуже на плохом асфальте - маленькие колеса чувствительнее в выбоинам на асфальте (что весьма актуально для российских дорог). Чтобы позвоночник малыша не страдал, попробуйте выбрать нескладывающуюся более "тяжеловесную модель" с ручным тормозом (к нему дети привыкают быстрее).
Крупнейшие производители: JD Industries (the Razor) и the Kick (от 70 долларов), Xootr (произносится "зутер" - 'zooter'). Цена электрических моделей доходит до 1000 долларов.
Скутеры Xootr (Зутера) по свидетельству естествоиспытателей дают фору Kick и Razor, они более выносливы - очень легко скользят. Know Pad славится отличным тормозом, расположенным на крыле.
Consumer Reports провело исследование, в котором изучали особенности 6 складывающихся алюминиевых мини-самокатов и 2 более тяжелых моделей. Мини-самокаты имели тормозные крылья, а другие два ручные тормоза. В тестировании, которое продолжалось весь день, активно участвовали детишки от 8 до 14 лет. Фаворитом был признан Razor ($100) от JD Industries. Кроме того, детям понравился JD Bug ($120) того же производителя благодаря специальной подвеске, которая помогает сохранять равновесие. Micro Aluminum от Huffy ($100), Mongoose Scorchin' от Brunswick Bicycles ($60), Blitz от Pacific Cycle ($70) и Transit от Royce Union ($120) заслужили одобрение, им присвоили "четверочку". Самокаты Stinger от Variflex ($50) и Assault от Pacific Cycle ($80) понравились детишкам меньше!
Давайте проведем объективное 7я-новое исследование - ведь впереди целое лето, которое можно провести с пользой и удовольствием.
Чинарова Катерина