Увидели у знакомых туристов фотоотчет о сплаве по карельским рекам и загорелись. Прикинули маршрут, необходимое снаряжение и пропитание, связались с принимающей стороной. Конечно, тащить на себе каноэ байдарки не хотелось, да и опыта нет, лучше довериться опытным гидам и взять все необходимое напрокат.
Из нашего региона поезда в Петрозаводск не ходят. Выехали вечером и через день были в Москве. Вечером нас ждал поезд, в Петрозаводске нас встретил представитель турфирмы на вокзале. Погрузили рюкзаки в машину, а нас в автобус, и отвезли в лес за 30 км от Петрозаводска на базу.Здесь нам выдали спасательные жилеты, каски, герметические мешки для вещей. Нам предложили выбор плавсредств: катамаран, байдарки или каяки. Наша группа выбрала всё: Олег — каяк, Саша и Виктор — на байдарке, мы с Мишей — на катамаране. Рюкзаки сдали в камеру хранения, вещи упаковали в мешки, пообедали, погрузили плавсредства на грузовик, сами в автобус и поехали за 100 км вверх по реке Шуе на место сплава.
По пути останавливались в какой-то деревне возле магазина, народ затарился карельским бальзамом на травах (на случай, если промокнем), и настойкой на морошке (на случай, если не промокнем). Проехали мимо нескольких озер — Самозеро, Крошнозеро, Шатозеро, Ведлозеро — воды здесь немерено. На месте нашей первой стоянки в лесу оказалось много грибов. Инструктор Гоша показал нам, как надо привязывать мешки и бидоны с провизией на катамараны (сам он и второй инструктор Настя шли на каяках), погрузились, и сплав начался.
Шуя — речка довольно широкая и спокойная, на ней есть несколько разных порогов и плотина, берега пологие, поросшие густым высоким лесом. На спокойных участках, а таких большинство на реке, лес отражается в воде, кажется даже отчетливей, чем его видно на берегах. Поскольку реки здесь текут по торфяникам, то вода в них довольно темная, что для нас, видевших хрустально чистые горные реки, непривычно, но, тем не менее, вода чистая, и чай, если заварить — вкусный (а можно не заваривать — цвет у воды такой же, как у заваренного чая).
Плыли мы примерно
Можно было сплавляться каждый день по 8 км, некоторые группы так и делали, но наш инструктор выбрал другую тактику — в ходовые дни пройти большее расстояние, но зато и больше дней провести на днёвках. Мы собирали грибы и ели чернику — её просто море. Правда, ближе к стоянкам почти вся собрана, а в километре от берега начинаются болота, и туда лучше не соваться, но нам хватало и того, что росло вдоль берега. Муравейники здесь высотой с человека!
Гоша сказал, что сплавы начинаются в мае. Как только в садах и на дачах начинает появляться зелень, созревают фрукты, овощи, значит, пора в поход — есть макароны с тушенкой и сгущенку. Я пыталась загорать — полдня пролежала на солнце — даже не согрелась. Загореть, или тем более обгореть, здесь, оказывается, невозможно — не под тем углом светило посылает свои лучи, счастье, если согреешься. Саша расстроился, что рыбы нет. Желающие развлекаются "покатушками", волокут байдарку или каяк выше по течению и проходят порог по нескольку раз. Я пробовала кататься на байдарке. Попробовали против течения заплыть на порог. Бесполезно. Есть такое место в течении реки, сразу после порога, когда байдарка (и каяк) стоит на месте, как бы отчаянно ты не греб. В этом месте, глядя на водовороты вокруг, отчетливо чувствуешь приближение к временной дыре: аж голова кружится. На следующий день нас ждали пороги! Сплавляемся на 20 км. Встали поздно, здесь непривычный для походников режим — ужин в
Догребли до плотины ГЭС — одна из первых в стране, или даже первая. Обещали, что будет машина, но её не оказалось, пришлось все отвязывать, обносить по берегу ниже плотины и опять привязывать, отдохнули, пошли дальше. На порогах, конечно, интересней, нам сказали, что из соседней группы один катамаран перевернулся на пороге, но я думаю, что это они уж здорово постарались — катамаран довольно устойчивая конструкция, и Шуя все-таки далеко не Зеленчук, где пороги мало чем отличаются от спокойной воды (только размером камней). Два дня стоим на днёвке. Спим сколько хочется. Совершенно матрасный отдых, мы привыкли к большей динамике. Но здесь — север, а северный народ неспешный. Покатушки, черника, грибы, загораем (безуспешно!), читаю книжку, одним словом — разлагаемся. Вечером — баня. Парилка на берегу, напарились — и в речку, потом опять в парную — крррасота!
Трое из нашей группы сплавлялись в этом году по реке Чусовой на Урале. Сначала сказали, что там путевка намного дешевле, а уже со временем выяснилось, что там не выдавались герметичные мешки и все вещи бывали мокрыми — тот еще экстрим.
Снова сплав
Кое-как доплыли, ужинать было уже поздно, хочется спать. Джером К.Джером был прав: отдых на реке способствует улучшению аппетита и сна. Ни на то, ни на другое пожаловаться нельзя. На следующий день — последний сплав к мосту, у которого нас забирают машины. Мы идем пешком — там рядом. Остальные приходят по воде, грузим плавсредства в машину, сами в автобус и обратно — на базу — там ждет обед, баня и праздничный ужин — настоящая курица (не тушёнка!) и пирог с брусничным вареньем.