Наверное, не найдется таких родителей, которым было бы безразлично – присуще ли их ребенку такое качество как трудолюбие. Все мы понимаем, что в какой бы профессии в будущем не состоялся сегодняшний ребенок, он не добьется успехов, если не будет уметь ставить цели, намечать пути их достижения, настойчиво и терпеливо решать текущие задачи, прилагая старание.
Как приучать ребенка к труду
Давайте разберемся, что надо делать, чтобы ребенок с ранних лет стремился принимать участие в посильной работе, ориентировался в разных видах профессий, понимал, что "без труда не выловить и рыбку из пруда".
Современная педагогическая наука, говоря о воспитании лучших личностных качеств ребенка (а трудолюбие – одно из них), рекомендует нам путь из 3-х этапов:
- знакомить ребенка с разными видами труда людей, его необходимостью;
- формировать у него ценностное, уважительное отношение к любому труду;
- накапливать у ребенка собственный опыт трудовых усилий для себя и для других.
Без последнего пункта не будут эффективны и первые два. Только практический опыт ребенка поможет выработать устойчивое и осознанное поведение, переходящее в привычный образ жизни.
А что может помочь родителям формировать у ребенка первые представления о труде и понимание его ценности? Что предшествует практическому опыту? Одним из средств может стать художественная литература. Посмотрим на некоторые детские произведения именно под этим углом зрения.
Сказки о необходимости трудиться
Первые представления о трудолюбивых и ленивых людях ребенок может почерпнуть из сказок, демонстрирующих уважение людей к тем, кто умеет работать, и отрицательное отношение к лени, безделью, вечной праздности.
Обратите внимание на сказку К.Д. Ушинского "Дети в роще". Дети шли в школу, но учиться им не хотелось, и по дороге они свернули в тенистую рощу, где стали просить разных животных в лесу поиграть с ними. Однако ото всех они получают одинаковый ответ - играть некогда, сначала надо сделать свои важные дела: жуку добыть себе обед, пчеле – собрать мед, муравью построить жилище. "А что вы сделали сегодня, маленькие ленивцы? - спросила детей малиновка, - Сами в школу не пошли, да и другим мешаете свои дела делать". Завершается сказка выводом: "Только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать". После чтения можно обсудить: какие важные дела есть у детей, которые им обязательно надо делать?
Прочтите ребенку сказку В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович". Автор раскрывает детям понимание труда и лени через имена и действия двух девочек - Рукодельницы и Ленивицы. Рукодельница рано вставала, печку топила, хлебы месила, избу мела, на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем все в постельке лежала. Однажды Рукодельница уронила в колодец ведерко, полезла за ним, и попала в царство Мороза Ивановича. За помощь по хозяйству, за свое трудолюбие и доброту получила она хорошую награду. Ленивица тоже захотела подарков и спустилась в колодец. Но так как трудиться она не любила, была грубой, неучтивой – подарков она не получила. "Работа работе рознь, жить и служить – разница", "Какова работа – такова и награда" - так словами пословиц автор подсказывает детям выводы из сказки.
Похожа по сюжету и сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Уверена, что многие родители помнят ее по своему детству. Кроме темы жадности и трудолюбия она позволяет поговорить о добре и зле, об умении прощать обиды.
Рассказы Евгения Пермяка о труде
Обсуждая с детьми тему труда людей и разнообразие профессий взрослых, нельзя пройти мимо небольших рассказов известного советского детского писателя Евгения Пермяка. Тема труда одна из центральных в его творчестве. Младшим дошкольникам можно прочитать рассказ "Как Маша стала большой", наглядно демонстрирующий детям, что как ни наряжайся в одежду взрослых – все равно взрослым не станешь. И, только совершая доступные тебе "взрослые" дела, окружающие заметят, что ты становишься большим и самостоятельным. А потом можно обсудить с детьми, какие еще "взрослые" дела могут быть по плечу ребенку? И для кого стоит делать эти дела – для себя или для других людей? Старшим дошкольникам прочитайте маленький рассказ "Для чего руки нужны". Рассказ может быть отправной точкой для дальнейшей беседы. Обсудите с ребенком: о чем еще не сказал Петя? Что умеют делать руки папы, мамы, рабочих на заводах? Почему говорят, что "на них весь белый свет держится"?
В творчестве Е. Пермяка можно найти много рассказов-миниатюр, героями которых являются сами дети. На примере их поступков демонстрируются возможные трудовые дела, которые могут быть по плечу дошкольнику. Это рассказ "Чужая калитка" о том, как Алеша починил ничью калитку, приделал засов, смазал петли, а дедушка сказал ему: "Коли берешься за дело – доводи его до конца. А если видишь, что тебе не по рукам – подожди, когда вырастешь". Другой рассказ "Пичугин мост" о компании мальчишек, в которой каждый мечтал о геройском поступке: спасти ребенка на пожаре, поймать самую большую рыбу, полететь на Луну. А Сема ни о чем не мечтал, он просто приделал перильца к мостку, по которому ребята речку переходили, чтобы никто не поскользнулся и не упал. Рассказ "Смородина" о том, как Тане папа принес зеленых прутиков – черенков, и как девочка ухаживала за ними, пока прутики не превратились в кустики и не дали первый урожай.
Рассказ "Первая рыбка" о том, как мальчик Юра участвовал в семейной рыбалке и поймал одного маленького ершика, а вечером все ели уху и бабушка хвалила Юру – без его ерша уха не была бы такой вкусной. Мальчик понимал, что взрослые подшучивают, но все равно радовался, что в большой семейной ухе есть и его маленькая рыбка. Есть у Е. Пермяка и рассказ с примером неверного поведения ребенка – "Как Миша хотел маму перехитрить". В нем представлена совершенно типичная ситуация из жизни детей дошкольного возраста, когда мама заметила сломанное колесо у велосипеда, порванную рубашку, потерявшийся башмак, а сын ответил, что оно само все сломалось и потерялось. И тогда мама решила проучить негодников: сами поломались, порвались, потерялись – пусть сами и находятся. Сел Миша и задумался…. И вновь автор приглашает детей самим решить: о чем мог думать мальчик, что он решил сделать, как могла завершится эта ситуация. А заодно вспомнить, не было ли похожих ситуаций в жизни детей, как они разрешились; кто теперь в их доме прибирает игрушки, следит за одеждой.
Важно подобрать подходящий момент для чтения таких рассказов, например, перед тем, семья поедет на дачу, или весной будет сажать цветы, или папа будет заниматься мелким ремонтом по дому. Тогда прочитанное ляжет, как семечко, в хорошо подготовленную почву, а посильное участие ребенка в реальных делах и будет формировать такое личностное качество как трудолюбие.