Почти все, что предлагают создатели американской программы «Тридцать миллионов слов» для развития речи ребенка, заботливые мамы и папы делают интуитивно. Реагируют на плач, интересуются тем, что увлекло в данный момент малыша, и подражают детскому лепету. Но недаром программу ТМС создали ученые: в ней есть хитрости, которых обычный родитель может и не знать. Каких слов стоит избегать в общении с ребенком, который только начинает говорить? Какие вопросы не стоит задавать малышу в процессе общения?
Второй шаг — активное общение
Второй компонент программы «Тридцать миллионов слов» — постоянная беседа с ребенком — не сводится к количеству слов. Важно, какие именно это слова и как они произносятся.
Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже. Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение.
Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.
Говорите обо всем, что делаете
Проговаривание вслух всех ваших действий кому-то может показаться довольно странным. Однако такое комментирование — еще один способ «окружить» ребенка речью, и кроме увеличения словарного запаса оно показывает взаимосвязь между звуком, то есть словом, и действием или вещью, к которой относится. Мыться. Сухой. Пеленка. Рука. Повседневные заботы, привычные родителям, имеют свою ценность для малышей: каждое слово, каждое описание превращают, казалось бы, рядовые события в материал для формирования мозга и привязанности.
«Давай мама поменяет подгузник. Ой, какой мокрый!»
«Теперь давай наденем новый подгузник».
«М-м-м, вот наш новый подгузник. Какой он белый снаружи и синий внутри».
«И не мокрый. Смотри. Сухой и такой мягкий».
«Так гораздо лучше, да?»
«Давай теперь снова наденем наши прелестные синие штанишки».
«Мамочка тебя любит и мокрым, и сухим!»
Проговаривание вслух каждого действия также знакомит малыша с последовательностью бытовых шагов. Хотя родитель выполняет большую часть работы, задача ребенка — научиться все делать в одиночку.
«Пора чистить зубы. Что будем делать сначала?»
«Берем свои зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина — зеленая».
«Теперь давай выдавим пасту».
«Чуть-чуть надавим. Отлично».
«Сейчас будем чистить, чистить, чистить. Вверх и вниз, влево и вправо. Давай теперь по языку. Щекотно?»
Таким образом родители закладывают словарный запас, воспитывают самостоятельность и, как дополнительный бонус, экономят на стоматологах.
Попутные комментарии
Еще одной формой интенсивного общения с ребенком оказываются попутные комментарии. Родители не только описывают собственные действия, но и параллельно комментируют движения ребенка.
«У тебя мамин кошелек».
«Какой тяжелый кошелек».
«Посмотрим, что в нем?»
«Ах, ты нашел мамины ключи».
«Не бери их в рот, пожалуйста. Их нельзя грызть. Это не еда».
«Открываешь ключами свою машинку?»
«Ключами открывают дверь».
«Давай, пойдем откроем ими дверь».
Описание вслух собственных действий и комментирование действий малыша — две стратегии, которые можно использовать с самого рождения. Правда, у них есть свои критерии: нельзя злоупотреблять повторением вопросов и длинными, сложными предложениями. В идеале они должны сопровождаться зрительным контактом, выстраиваться вокруг вещей из ближайшего окружения, и при этом, по возможности, лучше держать ребенка на руках, чтобы он воспринимал и язык, и тепло.
Долой слово «это»
Местоимения для взрослых сродни воздуху: они необходимы, но увидеть их нельзя, разве что умозрительно, и то если знать, о чем речь. Он... она... это? Ребенок не имеет ни малейшего понятия, о чем вы говорите. Дядя Миша, бабуля, раковина? А-а, теперь понимаю!
И так не только с ребенком. Что если я попрошу вас: «Пожалуйста, не могли бы вы пойти туда и забрать его?». Куда бы вы пошли? Что бы взяли? По той же причине слова, обозначающие «дом», «машина», «дорога», очень важны и для лексикона, и для понимания малышами ситуации.
Ребенок вручает нарисованную им абракадабру. Ваша реакция?
«Мне это нравится!»
Нет, не так.
«Мне нравится твой рисунок!»
Да, именно так!
Каждое обозначающее понятие — это еще одно слово, еще один шажок к пониманию и еще один импульс к развитию детского мозга. Самое замечательное в подобных техниках то, что они применимы к детям любого возраста и обладающим любым словарным запасом. Чем богаче речь окружает малыша, тем быстрее ребенок распознает слова, поймет их смысл и тем увереннее будет их использовать.
Дополнения, детализация и выстраивание фраз
Общение родителей и малышей похоже на шарады. Как ребенок может сказать, что хочет на руки? Потянув ручки. Даже если употребляются слова, они, как правило, лаконичны:
«Па-а, па-а».
«Хочешь, чтобы папочка взял тебя на ручки?»
Такой обмен со временем вырастет в следующее:
«Пожалуйста, возьми меня на руки, папа. Я устал».
Обучаясь языку, ребенок использует части слов и неполные предложения. В контексте общения с малышом надо заполнять такие пробелы, повторяя уже законченные фразы.
Дополнением к:
«Собачке грустно»
будет:
«Твоей собачке грустно».
Такая форма дополнения предлагает ребенку лучший способ выражения, без негативного подхода «поправить, как надо».
С взрослением ребенка сложность окружающей речи возрастает. Вместо:
«Давай баиньки»
произносим:
«У тебя уже глазки слипаются. Уже очень поздно, и ты устал».
При детализации используются слова, которые ребенок уже знает и которые служат кирпичиками для более развернутого общения. Можно добавить глагол, прилагательное или сравнительные обороты.
«Вкусное мороженое»
становится:
«Это клубничное мороженое такое вкусное, но какое ледяное!»
Выстраивание фраз помогает развить речевые навыки путем добавления слов в ответы ребенка. Например, когда малыш произносит одно слово, родитель отвечает двумя или тремя, а для ребенка, использующего два или три слова, родители применяют короткие предложения.
Дополнения, детализация и выстраивание фраз позволяют быть на пару шагов впереди коммуникативных способностей малыша, поощряя его к более сложному и разностороннему общению, что и становится основной задачей интенсивного речевого контакта с ним.
Третий шаг — развитие диалога
Последний этап нашей стратегии — развитие диалога — предполагает участие ребенка в обмене репликами. Это золотое правило общения родителей и детей, самый ценный из трех методов развития мозга.
Достичь этого можно, настраиваясь на то, что занимает внимание малыша, и разговаривая с ним об этом как можно больше. Главное, чтобы родитель дожидался ответной реакции, неважно, сам ли он инициировал общение или отвечает на инициативу. Именно это создает основу для необходимого чередования ролей и развития диалога.
Формы обмена ролями будут видоизменяться по мере роста ребенка. Младенцы, даже если еще вовсе не умеют говорить, могут очень эффективно выстраивать отношения. Плачущий малыш сообщает, что необходимо заменить подгузник. Кроха, который трет глаза, показывает, что пора спать. Диалог с ребенком означает считывание его коммуникативных сигналов, расшифровку их значений и соответствующую реакцию на запросы.
Когда грудничок подрастает, развитие диалога становится более разнообразным. Мимика и жесты, усвоенные в младенчестве, дополняются предполагаемыми словами, затем имитируемыми словами и наконец реальными.
Реакция родителя на эти сигналы и последующее ожидание реакции ребенка на этом этапе особенно важны. Новоявленному «болтуну» часто приходится подбирать слова. И делать это он может так долго, что маме или папе захочется ответить за него. Дайте крохе чуть больше времени, чтобы найти нужное слово, и тогда обмен инициативой продолжится, общение не прервется.
Слова «что» и «какой» препятствуют диалогу. «Какого цвета мяч?» «Что говорит корова?» Вопросы, начинающиеся со слов «что» и «какой», мало способствуют развитию диалога и накоплению словарного запаса, потому что побуждают ребенка вспоминать слова, которые он уже знает. Вопросы с ответами «да» или «нет» попадают в ту же категорию: не помогают поддерживать разговор и ничему новому не учат.
Напротив, вопросы с вариантами ответов идеально подходят для развития диалога. Особенно для маленького ребенка они служат прекрасным началом и инструментом продолжения разговора. Простые «как» или «почему» позволяют ему отвечать самыми разными словами, задействовать самые разные мысли и идеи. На вопрос «почему» невозможно кивнуть головой или показать пальцем. «Как?» и «почему?» запускают процесс мышления, который в конечном счете приводит к навыку решения проблем.