Развитие ребенка зависит не только от того, внимательно ли родители откликаются на его потребности, но и от того, какая среда создана вокруг нового человека. Оказывается важным, насколько богат мир младенца на сенсорные, визуальные, двигательные стимулы, есть ли объекты, которые ребенок готов изучать, доступны ли предметы, которые помогут ему понять природу движения, звука, формы.
Игрушки человека до 3 лет, несмотря на их забавный вид и красочные расцветки, меньше всего служат для развлечения. Это необходимый материал, способствующий гармоничному развитию мозга. Разобраться, в каком направлении двигаться растерявшимся родителям в детском магазине, поможет наш гид.
0-6 месяцев: концентрация, зрительные стимулы
Исследователи знают, что манипулятивную игру человек начинает еще в утробе: крутит ручками пуповину. Первые недели после рождения младенец занят тем, что осваивается со своей новой способностью — зрением. Его привлекают крупные, контрастные изображения. Первый заметный прорыв малыша — фиксация взгляда на предмете. Вы окажете ребенку услугу, если этот предмет окажется не странным пятном на обоях, а игрушкой одного из основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Известно, что малыши отдают предпочтение тем линиям и точкам, которые хотя бы схематично могут складываться в лицо. Мы существа социальные, поэтому две точки сверху и одна снизу — «мордочка» — лучше, чем одна точка сверху и две снизу. На тех объектах, в которых есть шанс узнать улыбающегося человечка или милого зверька, дети дольше задерживают взгляд.
Примерно к 8-й неделе крохе удается прослеживать за игрушкой взглядом. И это прекрасное время для покупки мобиля, который сможет увлечь маленького человека лучше, чем модный сериал — его родителей. Особенно если он оснащен системой двойной проекции, которая создаст сказочную атмосферу далекого космоса в комнате малыша, как мобили из серии First Dreams.
Позаботьтесь о том, чтобы звуки, которые издавал мобиль, не напоминали пожарную сирену, а также обратите внимание на прочность конструкции: к трем месяцам ребенок станет размахивать ручками-ножками в попытках дотянуться до кружащихся игрушек — и рано или поздно попытки познакомиться с мобилем поближе окажутся удачными.
Кстати, дотянуться до погремушки будет особенно интересно, если она прикреплена к развивающему коврику или специальному игровому центру для детей от 3 месяцев. У ребенка будет возможность почувствовать, что он влияет на мир: если задеть игрушку, подвешенную к коврику, она станет раскачиваться и, может быть, звенеть, а взаимодействие с игровым центром украсится разноцветными лампочками и любопытными звуковыми эффектами.
6-12 месяцев: манипулятивная деятельность, моторика
К полугоду большинство детей осваивает такие сложные приемы, как перевороты на живот, стояние на четвереньках, сидение. Соответственно расширяется кругозор ребенка, совершенствуется зрительное восприятие. Однако, чтобы познать предмет в этом возрасте, мало бросить на него взгляд. Дети радостно исследуют открывшийся мир: берут предметы, которые они нашли поблизости, перекладывают из руки в руку, трясут ими и неизменно пробуют на зуб.
Совершать удивительные открытия и обогащать сенсорный опыт ребенку помогут игрушки разные по плотности, с разными текстурами. Шуршащие мягкие мячи, книжки с плотными картонными страничками, плюшевый мишка, выступающий с песней, любые предметы, которые можно изучать с разных сторон, вроде руля с кнопками. До ролевой игры в шофера еще далеко, однако предмет в форме колеса подразумевает бездну возможностей для экспериментов с катанием, кручением и проч.
Первые пирамидки в этом возрасте малыш собирает неправильно — не от большего к меньшему, а произвольно. Но если ему удается сосредоточиться так, чтобы насадить колечко на палочку, это уже здорово.
Разумеется, близкие взрослые должны дополнить богатые впечатления юных изыскателей ритмичными потешками, массажем и занимательными играми в «ладушки» и «сороку-ворону». Это будет особенно кстати в период появления зубов, когда беспокойство ребенка будет сниматься только благодаря поддержке взрослых и успокаивающим игрушкам-прорезывателям, вроде забавного лягушонка.
Очень важные моменты — моменты купания. Вода — сильная стимулирующая среда, некоторые дети просто боятся шумящего крана или непривычных ощущений. Намного проще и приятнее водные процедуры пройдут в присутствии ярких игрушек для купания: они держатся на воде, погружаются на дно под грузом или выпускают мыльную пену.
В этом же возрасте дети становятся обладателями стульчиков для кормления, на которых они пробуют первый прикорм. Иногда малыш считает, что пюре из кабачков — интересная вещь, которая прекрасно смотрится на слюнявчике и столике, а не во рту. В такие минуты игрушки для стульчиков могут принять огонь на себя и спасти от удара окружающую обстановку.
12-18 месяцев: дидактические игры, соотнесение форм
Основные самостоятельные занятия малыша в этот период могут быть связаны с дидактической игрушкой — она способствует решению ребенком интеллектуальных задач. Обычно в дидактических игрушках уже заложен некий алгоритм действий; ребенок сам постигает, что можно делать с пирамидками, матрешками, сортерами.
Так ребенок наглядно знакомится с такими понятиями, как форма и величина, а кроме того тренируется в тонких скоординированных движениях руки. Большую свободу дарит взаимодействие с машинками и несложными конструкторами из крупных деталей Chicco с весьма интересными дополнительными функциями вроде сверхреалистичной технологии дополненной реальности на экране смартфона.
Детей после года часто можно застать за любопытным занятием: они возят по полу машинку с многозначительным «ж-ж-ж». Каким бы бессмысленным ни казался этот процесс несведущим людям, в нем заложена масса пищи для ума: постижение физики движения, инерции, траектории поворотов и просто развитие фантазии.
Еще один серьезный успех в этом возрасте — самостоятельная ходьба. Большую радость принесут различные тележки, коляски, занимательные игрушки-каталки, легкие обручи. Отличным подарком на первый день рождения станет игровой центр Chicco 2-в-1: ходунки помогут ребенку сделать первые уверенные шаги, а игровой центр — изучить цвета и формы.
Зная об эффективности раннего обучения, многие родители начинают читать детям английские потешки в оригинале, однако сидеть и просто слушать текст ребенку не всегда легко. Успешнее всего иностранный язык запоминается в игре. Родитель катит мячик ребенку и произносит несложные фразы на другом языке, или ребенок играет с плюшевой игрушкой, а она обращается к нему по-английски и поет песенки. Если вы не специалист в языке Шекспира, для вас есть прекрасные решения, такие как серия двуязычных игрушек Chicco Bilingual ABC.
18-24 месяца: координация, движение
Новые интересы в этом возрасте связаны с тем, что ребенок начинает не просто уверенно ходить, но и бегать. Подходящий момент для развития крупной моторики: здесь будут уместны футбол с мягким мячом, мини-гольф, рыбалка с магнитными удочками — все те занятия, в которых малыш сможет проявить свою ловкость. Не пренебрегайте вольной борьбой подушками и путешествиями по полосе препятствий для самых маленьких.
Многие папы в этом возрасте выбирают в подарок малышу радиоуправляемые игрушки, а потом говорят: «Дай, покажу, как надо!» — и забирают пульт себе навсегда. Этого делать не стоит: транспорт на радиоуправлении помогает ребенку лучше освоить скорость и пространство. Все вверх, вниз, вправо, влево должен освоить малыш, а не папа.
В играх появляется условное действие: играя с куклами, дети начинают кормить их с ложечки, водить за ручку. В детской может поселиться милая приятельница плюшевого медведя — кукла.
24-36 месяцев: сенсорная интеграция, начало сюжетно-ролевой игры
В жизни ребенка происходит активнейшая сенсорная интеграция с участием качелей, каруселей и трехколесных велосипедов. Лучше всего добавить к ним средства для развития вестибулярного аппарата — беговелы, самокаты или специальные доски вроде скейтборда Balanskate от Chicco. Попытки удерживать равновесие необходимы ребенку, чтобы справиться с гравитационной неуверенностью. Эту проблему специалисты иногда обнаруживают у малоподвижных детей, коротающих дни перед экранами планшета и телевизора.
Общаться с ребенком становится еще интереснее: уровень речевого развития позволяет создавать небольшой сюжет в ролевой игре. Это значит, что у вас должны появиться предметы-заместители, простые игрушки, которые могут выступать в разных условных ролях. Если до года мягкие тканевые кубики только удивляют сенсорными свойствами, шуршат и звенят, а после года позволяют строить башенки, то теперь кубики в игре могут превратиться в предмет-заместитель: стакан с компотом, кнопку дверного звонка или телефонную трубку. Поддерживайте спонтанную игру малыша, это важнейший компонент его умственного развития.
Безопасность детской комнаты
Внимательно отнеситесь к безопасности каждого предмета в детской комнате. Практически любой из них ребенок может засунуть в рот с познавательной целью. Проследите, чтобы у вещей не было мелких деталей, острых углов, чтобы каждая игрушка была изготовлена из таких материалов, за которые вам не будет мучительно больно.
Многое зависит не только от подбора игрушек в распоряжении вашего ребенка, но и от их расположения. Психологи не советуют оставлять детей рядом с целым шкафом богатств: на освоение любой игрушки малыш затрачивает энергию и силы, сразу много вещей скорее испугают его.
Расположите игрушки так, чтобы у ребенка была возможность в определенный момент познакомиться с каждой из них, а дальше вам останется только наблюдать, чему он отдает предпочтение.
Статья подготовлена при поддержке итальянского бренда Chicco. Широкий ассортимент качественных развивающих игрушек для детей от 0 до 3 лет вы сможете найти в официальном интернет-магазине Chicco.