Все, о чем мы говорили ранее, — это лишь предпосылки художественных способностей, которые существуют в психике ребенка именно как зачатки, а не как готовые творческие способности. Да, безусловно, все дети талантливы в этом возрасте, но чтобы из этого потенциала, пусть даже очень богатого, родились настоящие способности к художественному творчеству, необходимы специальные методики, закрепляющие и развивающие драгоценные свойства этого возраста.
Если вы решили самостоятельно заниматься с вашим ребенком живописью, проведите предварительную подготовку. Прежде всего, сходите в библиотеку или книжный магазин и возьмите альбомы по искусству и книги по цветоведению. Особую ценность для вас будут представлять книги, рассказывающие о культурной революции в области понимания значения цвета и света в живописи, которую совершили художники-импрессионисты в конце XIX века. До их появления цвет в картине, как мы уже говорили, имел зависимое от рисунка и формы предмета значение. С возникновением этого направления в искусстве мир увидел новую красоту, которая заключена в самом цветовом образе, независимом от рисунка.
По книгам можно проследить, как в истории искусств происходило раскрепощение цвета. Особенно интересно это сделать на примере творчества таких художников, как Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Василий Кандинский. Постарайтесь приобщиться к ценностям мировой художественной культуры в понимании образа цвета. Уяснив для себя основы цветоведения и художественные пристрастия великих живописцев, вы смело можете самостоятельно заниматься с ребенком основами живописи.
Цель занятий по живописи — научить детей видеть цвет, то есть развить навыки цветового восприятия и научить средствами художественного выражения, красками, передавать на изобразительной плоскости (картине) различные образные качества и свойства цветовых отношений.
Занятия живописью с дошкольниками включают несколько типов заданий.
1. Задания, мотивирующие интерес ребенка к восприятию, наблюдению и запоминанию многообразных качеств цвета, возникающих в природе и искусстве
Мы живем в большом цветном мире. Нас окружает огромное количество цветов и их сочетаний. Однако, как правило, в повседневной практике используется не более 12 цветов. А наши дети знают и того меньше: в их цветных рисунках вы можете насчитать от силы шесть красок. Но вот другой пример: дети Японии к семилетнему возрасту способны различать до 150 цветов и при этом каждому давать название! Конечно, и наши дети способны различать не меньшее количество цветов, только в русском языке нет особых обозначений цветовых нюансов. Зато наш язык дает множество способов назвать цвет, используя понятия "темно-...", "светло-...", "ярко-...", "интенсивно-...", "насыщенно-..." и их противоположности: "бледно-...", "слабо-..." и т. д. А сколько цветов получится, если сочетать их друг с другом?! "Сине-голубой", "желто-розовый" и т. п. Или даже прибавляя совсем "нецветные" слова: "небесно-голубой", "песочно-желтый", "утренней зари", "вечернего заката"! Неправда ли, у наших детей не так уж мало шансов перегнать маленьких японцев? Что для этого нужно? Просто рассказать им о том, как это сделать.
С чего начать? Начните с коллекционирования цветных поверхностей или объемов — например, фантиков, этикеток, вырезанных цветовых кусочков из журналов, фотографий; приобретите наборы цветной бумаги, какая только существует в магазинах. Собирайте цветные стеклышки, камушки, другие природные материалы. Коллекцию важно не только собрать, но и классифицировать, создать подобие каталога. При этом важно стимулировать интерес ребенка к поиску названия для каждого из вновь обретенных цветов. Чтобы цвета лучше запоминались, используйте ассоциативные свойства нашей памяти, в основе которых, к примеру, знакомые ребенку ощущения по прикосновениям к поверхностям. Так, цвет может быть бархатистый, шершавый, пупырчатый, густой, жидкий, скользкий, вязкий, рассыпчатый и т. д. Есть цвета, напоминающие вкусовые ощущения: шоколадный, ореховый, лимонный, кокосовый, медовый, карамельный.
Для названия цвета и его запоминания подойдут ассоциации с настроением и переживаниями ребенка, например: ласковый, добрый, веселый, таинственный, мрачный, праздничный.
С названиями цветов можно поиграть и внести сразу несколько эпитетов, например: кисло-лимонно-пупырчатый, ласковая малина с золотом, грустный цвет протухшего банана и даже цвет хрустящего малосольного огурчика.
Создание коллекции цветов имеет и живописно-практический выход: на ее основе вы сможете построить занятия, на которых ребенок будет учиться составлять красочные смеси, по своему цветовому тону соответствующие тому или иному цвету из вашей коллекции. В этих упражнениях коллекция используется как наглядная опора или натура для подражания в поиске разнообразных цветовых сочетаний. Различия в оттенках цвета можно находить, наблюдая и стараясь запомнить состояние цвета в природе и произведениях искусства.
Используйте прогулки с ребенком, обучая его видеть цвет. Например, гуляя в осеннем парке или лесу, обращайте внимание на то, как постепенно изменяют свой цвет листва и стволы различных пород деревьев. Изменчив и богат оттенками цвет облаков, небо не всегда бывает синим, и его тон зависит от времени дня и ночи, различных состояний природы, а трава состоит из огромного количества красок и т. д. Рассматривая вместе с ребенком репродукции картин художников, посещая выставки, театры и кинозалы, также акцентируйте внимание на цветовой выразительности картин, театральных декораций, красивых планов художественных и документальных фильмов и т. д.
Такие наблюдения обостряют внимание ребенка к цвету в окружающем его мире, мотивируют интерес к поиску новых оттенков, формируют навыки натурного восприятия, что в более старшем возрасте может пригодиться для занятий реалистической живописью или послужит формированию хорошего художественного вкуса.
2. Задания, направленные на изучение средств художественного выражения: краски и цветовая палитра, живописная каллиграфия, выразительные возможности изобразительной плоскости
Цель занятий — показать ребенку выразительные возможности художественных материалов и инструментов, участвующих в живописном процессе.
Краски и палитра. Многолетний опыт подсказывает, что лучшими красками для занятий с детьми в этом возрасте является художественная гуашь. Она неприхотлива в работе и может наноситься на любые поверхности: бумагу даже не очень качественных сортов, обои, картон, дерево, холст. У гуашевых красок хорошие покрывные свойства, и если вы допустили ошибку или строите живописную технику на многослойной красочной основе, то, используя ее кроющие возможности, можно очень просто закрасить один цвет другим. Краски разводятся водой, их слои можно наносить жидко, как в акварели, или густо, подчеркивая пастозность (рельефность) мазков, как в масляной живописи.
Гуашевые краски обладают самыми разными фактурными возможностями: их можно наносить на плоскость с помощью как кисточек, так и металлической лопаточки — мастехина или шпателя, а можно использовать технику набрызга с помощью пульверизатора или обычной зубной щетки. Губка или палец руки также способны давать интересные живописно-фактурные решения. Гуашь совместима и с другими красочными материалами: акварелью, пастелью, фломастерами. Яркий цвет красок созвучен эстетическим переживаниям ребенка. В то же время ее красочный слой имеет приятную матовую поверхность, цвет не блестит, что объективно способствует формированию у ребенка хорошего живописного вкуса.
В перечисленных возможностях техники гуашевой живописи уже сокрыты многочисленные темы для занятий.
Знакомя ребенка с красками, взрослый должен понимать, что коробочка гуаши — это волшебная шкатулка, открывая каждый раз которую можно приобщиться к чудесам!
Красочная палитра — это плоскость, на которой художник, подобно алхимику, готовит красочные смеси. Палитра выполняет роль посредника между красками и изобразительной плоскостью, на которую они наносятся.
Первые упражнения с красками допускают взятие цвета из баночки, минуя палитру, однако в дальнейшем надо стремиться перевести работу с красочными смесями на палитру.
Палитра — это наглядно выраженный способ мышления живописца. С ее помощью художник размышляет, ищет, принимает решения, находит цветовые отношения, постигает тайны гармонии. Палитры великих живописцев выставляются в музеях, по ним можно судить о цветовой кухне мастера, они хранят секрет создания цветового строя картины.
Для ребенка общение с палитрой — это стимул для развития зачатков технологического мышления. Технологическая часть живописного мастерства для художника имеет огромное значение. Можно прекрасно понимать и видеть цвет, но вот умение его "сделать", материализовать на плоскости его образ требует от художника развития иных, технических, способностей, и палитра позволяет решать и эту проблему.
В качестве палитры можно использовать плоскость дощечки, изготовленной из белого пластика, или обычную, уплощенную по форме фаянсовую тарелку с диаметром не менее 20 сантиметров.
В каждую баночку с краской положите палочку или пластмассовую ложечку для выкладывания краски на палитру. Подобная культура взятия краски из банки поможет детям не пачкать ее другими цветами и сохранять руки чистыми до конца занятий. Каждый цвет выкладывается по краям палитры на небольшом расстоянии друг от друга. Середина палитры остается чистой, на этом месте краски смешиваются с водой и друг с другом. Их надо выкладывать понемногу, добавляя по необходимости. Оставшиеся или неиспользуемые в работе краски надо возвращать обратно в баночки.
Следите, чтобы в краску, особенно гуашевую, ребенок не добавлял много воды. Краска должна замешиваться плотно, до густоты сметаны. Если на листе бумаги образовалась лужица от избытка воды, то ее можно высушить с помощью губки или тряпочки. Чаще меняйте воду в баночке для промывки кисточек, приучайте ребенка чувствовать "грязь" в воде, которая не должна застаиваться, как вода в болоте. Перемешивать между собой более четырех красок технологически не рекомендуется.
Также следите за тем, чтобы ребенок правильно держал кисточку: тремя пальцами чуть выше железного наконечника. Чтобы краска хорошо набиралась, надо осторожно обмакивать ее всем ворсом в краску, предварительно смочив водой. Приучите ребенка промывать кисти водой лишь по необходимости, во время смены краски, так как некоторые дети очень любят промывать кисточки просто так.
Давая какое-либо задание, необходимо указать соответствующий цвет краски и просить детей чаще повторять названия красок, которые находятся в работе.
Приемы работы с краской, кисточкой, палитрой надо показывать неоднократно, особенно тем детям, которые с трудом овладевают нужным навыком. Старайтесь, чтобы ребенок выполнял упражнения на технику медленно, сосредоточившись на способе действия. Если ваш ребенок действует верно, не следует лишний раз давать ему указания, чтобы не лишать его самостоятельности. Не приучайте ребенка действовать лишь по указке. Чтобы дети были уверены в том, что действуют правильно, их следует чаще хвалить.
Итак, палитра для юного живописца и самоценное задание, и живой образ, и место, где рождаются чудеса!
Живописная каллиграфия. Основным средством цветового выражения в живописи является мазок. Мазок — это пятновой след, который оставляет кисть или другой художественный инструмент на изобразительной плоскости, картине. В образовании пластики мазка участвует движение руки живописца. От того, насколько хорошо развита моторика руки, зависит и совершенство живописного мазка.
Например, китайская живопись начинается с разучивания совершенных в своем графическом выражении иероглифических знаков, образованных с помощью колонковой кисточки и черной туши. Подобный каллиграфический навык является основой живописного мастерства. Нанести краску мгновенно, как бы на одном дыхании, виртуозно по движению и разнообразно по характеру очертаний, с наслаждением и эстетическим вкусом — вот цель любого живописца. Плохой мазок — скучный, вялый, словно коровьим языком вылизанный или подобный следу веника, подметающего пол.
Способ образования мазка — силуэтное цветовое пятно. По своей сути и живопись как художественное творчество — это искусство создания изображения посредством цветовых пятен. Рисунок в живописи также осуществляется от цветового пятна. Если, к примеру, начинать изображение, предварительно разметив его контурной линией, то впоследствии, заполняя межконтурные пустоты цветом, художнику придется многое изменять в рисунке. Это происходит оттого, что каждое цветовое пятно имеет свой "размер": так, красные цвета стремятся увеличить размер рисунка, а синие, напротив, сузить. Поэтому на начальном этапе обучения забудьте про карандаш, рисуйте с ребенком сразу кисточкой, минуя всякие предварительные разметки.
Мазки могут иметь самый разнообразный графический характер: наноситься раздельно, не смешиваясь друг с другом, посредством касания ("примакивания") бумаги кисточкой с краской, быть слитными, то есть образованными наподобие пятнового красочного подтека ("залива"), могут наслаиваться один на другой, менять свою насыщенность, фактурность, размер, динамику движения, выражать настроение живописца, его экспрессию.
Для ребенка мазок — это живое существо, волшебный цветовой ритм. Приучите малыша чувствовать его гармонию и красоту.
Кисточка — это волшебная палочка для ребенка. Он не только должен правильно держать ее в руке, но и чувствовать ее характер. Придумайте для каждой кисточки свое название, например: Ласковая, Неторопливая, Стремительная, Богатырская, Малютка и т. п. Используйте в работе не менее пяти кисточек, как мягкие (белка, колонок, барсук, ушной волос), так и жесткие — щетиновые, с номерами от самых маленьких
Изобразительная плоскость. Лист бумаги, картона или холст, на котором художник живописует, называется изобразительной, или картинной, плоскостью. Плоскость обладает тоновыми, фактурными, форматными и компоновочными свойствами.
Тон картинной плоскости определяется ее окрашенностью в какой-то цвет или градациями оттенков от белого к серому. На начальном этапе обучения живописи хорошо брать тонированную бумагу или картон, так как маленький ребенок, используя белый лист, не воспринимает его как цветную пространственную среду — фон и цветовая окрашенность изображаемого по отношению к фону им не осознается. Цветовой тон листа помогает решить эту проблему, и красочные пятна, созданные ребенком, сразу погружаются в фоновую среду, формируя таким образом в представлениях ребенка иллюзию пространства. Многие известные живописцы, начиная работу над картиной, стремятся избавиться от белизны холста, перекрашивая его в цветовой тон, соответствующий общему колористическому замыслу картины.
Первые занятия по живописи должны осуществляться на цветных изобразительных плоскостях. И как только ребенок привыкнет чувствовать "пустые" места фона как цветовое отношение, то можно переходить к работе на белом листе.
Цветной лист, предназначенный под живопись, обладает самоценным художественным образом и может создавать, к примеру, ощущение холода или жары, туманной дымки или вечерней прохлады. Он может создать настроение тревоги, мрачной глубины, быть тихим и нейтральным или создавать настроение праздника и подъема.
Фактура картинной поверхности. Изобразительная поверхность обладает различными качествами. Она может быть гладкой, шершавой, пористой, песчаной, всасывающей краску или, напротив, выталкивающей ее на поверхность. Экспериментируйте вместе с детьми в поиске интересных по фактуре изобразительных поверхностей. Пробуйте различные материалы и их сочетания. Аппликация и коллаж в соединении с живописью дают очень выразительные художественные решения.
Форматные свойства картинной плоскости. Основными форматами детских картин являются А4 (20 на 30 сантиметров) и A3 (30 на 40 сантиметров). Однако размер изобразительной плоскости определяется содержанием живописи. Форма всегда находится в зависимости от содержания — такова закономерность гармонии прекрасного. Например, если вы стремитесь изобразить крупный образ великана или богатыря, то на маленьком листе бумаги ему будет явно тесно, но если для этого образа вы используете полный лист ватмана (60 на 80 сантиметров), то произойдет развитие содержания образа, и ваш персонаж предстанет перед зрителем во всей своей богатырской силе.
Прямоугольный формат листа также не является для художника догмой. Могут быть самые различные конфигурации картинной плоскости, в которых содержание подчиняет себе форму. Например, если мы изображаем портрет Колобка, то рамой для этой картины может быть овал, а если елочку, то возможна треугольная рама. Формат, вытянутый лентой в ширину, хорош для рисования паровозика с вагончиками, а ленточкой вверх — для изображения жирафа. Форматы для занятий с детьми даже могут приобретать очертания рыбки, птички, дерева, разделочной доски или блюда. Экспериментируйте в поиске интересных форматных решений, воспитывая при этом у ребенка живое, образное отношение к выбору формата листа.
Компоновка — это прием расположения изображаемого на картинной плоскости с учетом ее форматного ограничения.
Как правило, дети этого возраста располагают изображение на листе бумаги как получится и далеко не всегда удачно. Между тем от грамотного компоновочного решения зависит красота изображаемого. Пока у ребенка не развито пространственное воображение, он не чувствует формат листа, за компоновкой следит педагог (другой занимающийся с ребенком взрослый). Подбирая тематику заданий, необходимо заранее продумать, какой формат листа предложить; в какой из его частей будет размещаться главное в изображении, а в какой — второстепенные элементы; как в пропорциональном отношении будут соотноситься фон, фигура и форматные ограничения (картинная рама). На первых порах стремитесь к тому, чтобы ребенок организовывал изображение как можно более крупно и не мельчил размеры образов по отношению к формату листа. Избегайте смещения персонажей в угловые части изобразительной плоскости, а также их размещения у краев рамы картины. Следите за равновесием: нельзя допускать, чтобы одна половина листа была перегружена изображениями, а другая — пустовала...
3. Задания, знакомящие детей с жанровой живописью
Цель этой группы заданий — развитие сюжетной составляющей живописного искусства. В них как бы происходит слияние изобразительного и литературного творчества, а цвет становится художественным образом, помогающим раскрыть содержание того или иного сюжета.
Сюжетная составляющая изобразительного искусства вписывается в исторически сложившиеся жанры художественного творчества, такие как натюрморт, портрет, пейзаж, анималистическая картина, бытовая, историческая, сказочно-фантастическая, батальная и т. д.
Для ребенка данного возраста сюжет картины не должен быть очень сложным по содержанию. Самые популярные жанры: портрет (изображение, представляющее крупным планом образ человека, животного, фантастического существа и даже предмета), пейзаж (раскрывающий образ окружающего человека пространства: природы, архитектуры), натюрморт (передающий цветовые отношения предметов и вещей) и сказка.
Развитие сюжетной составляющей изобразительного искусства — это уже иная грань в детском художественном творчестве, связанная в большей степени с развитием рисовальных навыков.
Как организовать занятия. Время, отводимое на проведение занятия живописью, зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка. Для одних детей и 15 минут достаточно, другие способны просиживать за интересным занятием часами. Из педагогической практики известно, что детям пятилетнего возраста на урок можно отводить по 35 минут, для шестилеток — 1 час 20 минут.
Важное условие для начала занятия — эмоциональное состояние ребенка: если нет желания заниматься, заставлять не надо. Занятия искусством — это по преимуществу эмоциональная сфера деятельности человека, и если нет соответствующего настроя, то нет и художественного творчества.
Хорошо, если занятия будут проходить ежедневно и в определенное время. Старайтесь не допускать больших перерывов между занятиями, так как у детей этого возраста слабо развита память и все, что они узнают, без закрепления быстро забывается.
Правильно организуйте рабочее место ребенка. Стол, за которым будет производиться работа, должен быть похож на школьную парту, где угол наклона рабочей плоскости составляет 20 градусов. Если нет такого столика, то лучше приучить ребенка работать за столом стоя, да и для развития осанки это будет лучше.
Идеальным рабочим местом для юного художника считается мольберт-"хлопушка", который может складываться и с легкостью переноситься из одного места в другое. За мольбертом можно работать как стоя, так и сидя. Очень ценное качество мольберта в том, что прикрепленная к нему изобразительная плоскость смотрится картиной на выставочном стенде; к мольберту можно приблизиться или удалиться. Научите своего ребенка, работая за мольбертом, временами отходить от создаваемого творения на некоторое расстояние и оценивать свою работу с иной точки зрения, уже как зритель, сторонний наблюдатель. Поймите, хорошая картина выразительно смотрится с большого расстояния.
Уважаемые родители!
- Цените желание ребенка самостоятельно создавать изображение. Это проявление характера и активное стремление выполнить действие без помощи взрослого. Если ребенок попросит вас помочь что-либо ему нарисовать, не отказывайте ему, но, помогая, объясняйте методическую сторону своих действий. Если ему не понравился ваш рисунок — не злитесь, это нормальная реакция ребенка на взрослую изобразительную культуру. Но если после вашего показа начнутся постоянные просьбы нарисовать домик, зайчика, девочку, машинку, это плохо, так как приводит к потере у ребенка творческой инициативы.
- Пусть вас не смущает отсутствие узнаваемых изображений в некоторых работах детей. Доверьтесь видению ребенка, ибо он способен уловить сходство, которое вам неведомо. Не спешите разрушить возникший у него образ, не говорите, что "непохоже". Отрицательное отношение взрослого к тому, что получилось у начинающего художника, может вызвать чувство неуверенности, огорчения и даже отказ заниматься живописью. Нужно, чтобы занятия доставляли детям радость, а недостаточная чуткость, требования в категоричной форме выполнять задания, без учета настроения и состояния ребенка, вызывают протест.
- Обратите внимание на конкурсы детского изобразительного творчества. Не пропускайте эти мероприятия, живо интересуйтесь происходящими выставками. Пусть ваш ребенок примет самое активное участие в них и как зритель, и как участник.
В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, ребенку необходимо создать психологический комфорт, иначе он не сможет нормально развиваться. Занятия искусством позволяют малышу погрузиться в иной, более прекрасный мир, который может помочь ему в дальнейшей взрослой непростой жизни.
Из этой книги на 7е опубликовано: "От цветного рисунка к живописи", "Художественное творчество и развитие ребенка".