Может быть, я и плохая мать, зато мой сын умеет читать. А ему только 4 года.
Я, конечно, знала, что рано или поздно Святик научится читать, и совершенно не переживала по этому поводу. Удивилась бы иному развитию событий, ведь у него и я, и папа — выпускники филфака.
Но не думала, что это будет так скоро (собственные дети не растут так быстро, как чужие). Он, правда, любил слушать сказки, засыпал под Чуковского, с младенчества нажимал на кнопочки «поющих» книжек, слово «дикай» («читай») входило в десятку первых его слов. Но буквами, казалось мне, мой трехлетка совсем не интересовался. А потом он вдруг начал их показывать.
Я попыталась заниматься с ним по азбуке — благо, есть опыт (пятиклассницей я научила читать кузину и получила за это джинсовку в подарок) и сохранилась советская книжка, — но со Святом этот номер не прокатил. Три года — не шесть лет. Я не настаивала, и в этом, понимаю задним числом, может крыться секрет успеха.
Читая на ночь, я водила пальцем по строчкам, останавливаясь на коротеньких междометиях и местоимениях. Свят узнавал буквы, но не понимал, как соединять их. В итоге это и стало самым сложным — научить его составлять из букв слоги — например, «мама» он читал как «мэамэа».
Считается, что дети не должны проводить время перед телевизорами или с гаджетами в руках. Я это мнение разделяю, но... чаще, чем хотелось бы, Святик стал просить показать ему мультики. Желая извлечь из этого хоть какую-то пользу, я предложила ему искать их самостоятельно с помощью «Яндекса» и показала, что для этого нужно составлять название из букв. Первые опыты были очень трогательными:
— Мама, почему я не могу найти мультик?!
А в поисковой строке набрано: «ЧБРСК».
— А какой ты ищешь?
— «Чебурашку»...
(звук Ш ему еще не давался)
А потом стало получаться. Без моей помощи не обошлось, но теперь она была уже минимальна, ребенок СООБРАЗИЛ. Первой прочитанной книгой стал «Дом, который построил Джек» — новое издание от «Лабиринта», больше напоминающее игрушку. Это случилось 1 июля, значит, Святу было 4 года 2 месяца.
Он был в восторге, ну, знаете, как это бывает: изумленный взгляд на сияющем улыбкой лице, прижатые к лицу кулачки, задержанное дыхание... Еще пара месяцев понадобилась ему, чтобы прочитать все имеющиеся у нас 18 книг про скоттоновского котенка Шмяка. Теперь он перешел на красочную серию про Финдуса и Петсона, а я экстренно составляю домашнюю библиотеку детских книг.
А гаджеты сын по-прежнему любит. Кто-то точно сочтет нас плохими родителями, зато мы уже сейчас можем получать от него милые сообщения (долго ли они будут такими?). Так, недавно Рома ушел за сметаной без Свята и получил вдогонку такую смс: «Папа я нелюблю таких пап каторые даже не цылуют сваих дете е кагда атних уежают» (вносить правки не имею права).
А вот писать его учить я, обладатель худшего почерка в группе, ни за что не буду. В этом деле доверюсь профессионалам.