Опытный лыжник подбирает ботинки придирчивее и строже, чем жену, ведь это главная деталь экипировки, рычаг управления, а заодно и кабина пилота. Самые дорогие лыжи окажутся бесполезны, если ботинки у вас на ногах не сидят, как надо, и плохо работают.
Какие ботинки нужны
Ответ один: дорогие и качественные. Экономить смысла нет. Хорошо подобранный ботинок прослужит вам сезонов пять, если не больше, а «слабый» вы забракуете в тот самый момент, когда начнете хоть что-то смыслить в езде на горных лыжах.
Примерка. Возьмите приглянувшийся экземпляр, вытащите стельку (это непросто, они сидят плотно, но пусть это вас не смущает) и поставьте на нее стопу. Они должны максимально совпадать по длине и ширине, лучше даже, если стелька кажется чуть меньше. Если торчит спереди — ботинок велик, что недопустимо. Обуйтесь, застегните клипсы и походите.
Ваш ботинок поначалу всегда будет казаться тесноватым. Он «сядет» по ноге через несколько дней катания благодаря тому, что внутренний сапожок наполнен термоформируемой пеной, которая принимает форму от нагрева и под давлением. Если же ботинок вам действительно узок, вы сразу почувствуете сильное давление на пятку с боков и характерную «костяную» боль.
Мужские, женские. Женщинам нужны именно женские ботинки. Они отличаются от мужских формой голенища: оно короче и шире, потому что икроножная мышца у дам «посажена» ниже, чем у мужчин. Внутренний сапожок в женских ботинках обычно стараются сделать потолще и потеплей. Часто используется внутреннее утепление из короткого искусственного меха. Опять же — смотрится ботиночек «понежней» и поженственней.
Признаки хорошего ботинка
- Жесткость («флекс-индекс»). Новички обычно боятся слишком жестких ботинок, им кажется, что будет некомфортно и холодно. Это ошибка. Некомфортно, когда лыжи плохо слушаются, а ноги сразу устают, если стопы болтаются внутри ботинка. Правильный бот должен сидеть на ноге, как перчатка, а не как варежка.
- Цельнометаллические клипсы, каждая из которых вращается на резьбе. Пластик разлетится, если вас протащит по твердому склону на боку. А тонкая регулировка каждой клипсы нужна, чтобы ботинок точно обжал стопу, щиколотку и голень, без чего девайс не будет эффективно работать.
- Какой бренд брать — вопрос эстетических предпочтений и индивидуальной формы стопы. У разных фирм — разные колодки, и лучше покупать обувь в магазине с хорошим выбором, чтобы сравнить ощущения. Готовьтесь, шопинг не будет быстрым. В хорошем магазине, если вы придете за час до закрытия, вам могут предложить прийти завтра.
- Все слаломные ботинки сделаны из одинакового, в целом, пластика и все унифицированы под любые слаломные крепления.
- Переключатели «ходьба-езда», которые позволяют распрямить ногу и не ходить все время на полусогнутых, раньше ставились только на мягкие ботинки для начинающих. Но теперь появился новый тип жестких ботинок для фрирайдеров. На них тоже есть переключатель — специально для бэккантри-креплений, на которых можно ходить, как на беговых.
- В современных ботинках внутренний сапожок — термоформируемый. Он заполнен специальной пеной, которая при нагреве размягчается, а остывая, сохраняет форму вашей конечности. За день-два катания внутренний ботинок отформуется сам — как разнашивается любая обувь.
Ботинок вам НЕ подходит, если:
- Нога ерзает внутри взад-вперед — ботинок велик.
- Пятка отрывается, когда вы вщелкнулись в крепления и потянули ногу вверх. Попробуйте туже застегнуть вторую и третью клипсы. Если не помогает — вы ошиблись с размером или полнотой.
- Боль в пяточной кости — ботинок вам узок.
- Боль в щиколотке и вдоль костяшек стопы сбоку. Воспользуйтесь пластырем или сделайте кольцо из тонкой пенки и приклейте на внутренний ботинок, это отожмет внешний пластик.
- Боль в своде стопы — вероятно, у вас плоскостопие, и вам нужна индивидуальная ортопедическая стелька. Такие делают в хороших магазинах снаряжения. Стоят дорого, но они того стоят.
- Все в целом ОК, но побаливает в некоторых местах — скорее всего у вас проблемная стопа, и вам стоит обратиться к буттфиттеру — специалисту по подгонке ботинок.