С каких сочинений следует начать знакомство ребенка с классической музыкой? Что выбрать, чтобы это знакомство стало шагом навстречу миру музыкального искусства? В каком возрасте сделать этот первый шаг?
Присутствие классической музыки в жизни ребенка с самых ранних лет, ее деликатное (пусть пока что непродолжительное) звучание в пространстве дома становится естественной составляющей дня малыша, который учится понимать окружающий мир – и в этот момент воспринимает звучание музыки как неотъемлемую часть этого мира.
На этом этапе деликатной интеграции искусства в жизнь очень важны реакции родителей на звучание музыки – покой, умиротворение, гармония, удовольствие от прослушивания, естественность вопроса, обращенного к ребенку: "Красиво звучит, правда?". Ничего более для этого раннего этапа не требуется.
В репертуаре этого времени (с рождения и примерно до 4 лет) могут быть сочинения Вольфганга Амадея Моцарта – к примеру, фортепианная соната no. 16 в оригинале или же в транскрипции Эдварда Грига (Моцарт-Григ Соната для двух фортепиано C-dur), "Лирические пьесы" Эдварда Грига ("Ариетта", "Мелодия", "Листок из альбома"), сочинения Петра Ильича Чайковского – например, номера из балета "Щелкунчик" (Увертюра, Танец пастушков, Вальс цветов).
На следующем этапе домашних познаний музыкального мира (от продолжается от 4 до 10 лет) предложу интегрировать музыкальное искусство в жизнь семьи через параллели с расписанием ребенка и увлечениями, через беседы, рассказы разной тематики, а также через наблюдения за окружающим миром – и его отражением в музыке. В помощь родителям – тематические блоки.
Детские игры и их отражение в музыке
Во что играли дети в разные времена? Скакалки, деревянные лошадки, куклы, чехарда, воздушный змей? Волчок, качели, оловянные солдатики? Каковы были правила игры? Рассказав об этих играх, можно послушать их отражение в музыке – к примеру, в цикле Петра Ильича Чайковского "Детский альбом" или же в цикле Жоржа Бизе "Детские игры".
Ах, да, мы забыли столь любимые детьми мыльные пузыри! Здесь будет поистине прекрасный экскурс в мир изобразительного искусства – ведь этой игре не одно столетие, но она всегда пользовалась популярностью, и потому в художественных галереях мира так много полотен, посвященных этой теме. А послушать музыкальное воплощение игры можно опять же в цикле Бизе (пьеса "Мыльные пузыри", Les bulles de savon).
Заметим в скобках: цикл появился на пике популярности игры – незадолго до выпуска в продажу специального раствора для мыльных пузырей (до этого момента для сего развлечения использовали мыльную воду для стирки). Почему бы не совместить забавную игру с прослушиванием музыки или даже созданием небольшой домашней театральной зарисовки под эту пьесу?
Легенды и сказки: слушаем пьесы, смотрим балет
Бесконечное фантастическое пространство, в котором объединяется литература и музыка. Сказки Э. Т. А. Гофмана и Ш. Перро в домашнем чтении можно сочетать с музыкой балетов Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик" и "Спящая Красавица" – или же послушать вальсы из балета Прокофьева "Золушка".
В желании обратиться к причудливому миру эльфов, духов, гномов откроем легенды и мифы Северной Европы – и послушаем пьесы Грига, к примеру "Шествие гномов" или "Танец эльфов" из цикла "Лирические пьесы". Редкий и необычный персонаж – кобольд, способный поставить все вверх дном и даже воспламениться – ярко представлен в одноименной пьесе Грига.
Кстати, можно обратиться к страницам биографии композитора и узнать о его доме на холме Троллей (сейчас в этом доме располагается музей Грига) и о его талисмане – глиняной лягушке.
В помощь к этому блоку легенд и сказок – прекрасная советская мультипликация ("Щелкунчик", "Снегурочка", "Пер Гюнт") или же знакомство с искусством балета и совместный просмотр эпизодов из балетов, упомянутых выше. Искусство – это единая экосистема, в которой все взаимосвязано; понимание одного направления этой экосистемы может прийти через параллель с другим.
День ребенка и музыка
Тема утра (Григ), утренней молитвы (Чайковский), нежности мамы (Чайковский, сюита "Долли" Форе), далее – материал из блока "Детские игры", дополненный обращениями к циклу Клода Дебюсси "Детский уголок" (пьесы "Серенада кукле", "Кукольный кейк-уок"). Далее – музыка вечера и вечерних грез, всевозможные колыбельные ("Прерванные грезы" Чайковского, "Колыбельная слона" из сюиты "Детский уголок" Дебюсси, "Колыбельная" из сюиты "Долли" Форе).
Создание параллелей между жизненными сюжетами и музыкальными – действенный способ сближения с этим видом искусства, отражающим нашу жизнь во всем разнообразии ее проявлений – от культурных традиций, передающихся с незапамятных времен из поколения в поколение, до повседневных действий в нашей современности. Поверьте, там отражен даже поход в McDonald’s ("Fast Food – сюита" В. Мортье для трио флейт с названиями частей "Картофель фри и кетчуп", "Гамбургер и салат", "Выпей колу и улыбнись").
О чем еще расскажет классика
Схематично обозначу последующие варианты тематических блоков:
- семейные праздники (к примеру, рождественские традиции и Новый год в разных странах – и музыка соответствующей тематики)
- танцы (от старинных – до XX века: как танцевали? как звучат эти танцы?)
- пейзажи и стихии – в изобразительном искусстве, литературе и музыке.
Позднее, в пору юношества – музыка как исповедь души.
Возможно многообразие тематических блоков. Но, полагаю, даже если часть из них будет успешно воплощена в жизнь, к моменту появления в жизни подростка фразы "Классика – это сложно" (или аналогов этой фразы, неизбежно появляющейся во внешнем мире) у вашего ребенка будет достойный ответ и личный опыт восприятия. Посему важно не опоздать – и приблизить ребенка к миру музыкальной гармонии прежде, чем он узнает, что во взрослом мире классическую музыку принято называть сложной.
Всё, описанное выше – это формы домашнего познания и приближения к миру музыки. В эти времена существует немало прекрасных концертов и программ для детей и юношества – к примеру, программы Московской филармонии или зала "Зарядье". Верю, что в новом году мы вновь будем встречаться в концертных залах и открывать для себя бесконечно прекрасный мир классики.