Все мы мечтаем, чтобы наши дети не любили сладкое, с удовольствием уплетали овощи и фрукты, отказывались от тортов и принимали с интересом новые полезные продукты. Как этого достичь? В первую очередь отказаться от сахара в питании ребенка – и не важно, сколько ему сейчас месяцев или лет.
Это сейчас действительно глобальная проблема в мире, и даже Всемирная организация здравоохранения рекомендует снижать количество добавленного сахара в питании до 5% от всего рациона. Первое, что нужно ограничить в детском питании и от чего защитить детей, — это избыток добавленного сахара.
Добавленный сахар — это тот сахар, который мы искусственно добавляем в каши, выпечку, кондитерские изделия, напитки, детское питание. Этот сахар сейчас везде, начиная с детских каш и заканчивая овощными соусами и йогуртами.
Увы, на многих продуктах есть маркировка "без сахара", однако в их составе содержится фруктоза, тоже добавленная, и она еще слаще и вреднее, чем глюкоза. Это сразу стимулирует не те вкусовые рецепторы, и ребенок потом отказывается есть обычные натуральные продукты.
Поэтому не покупайте каши с ароматизаторами, фруктовыми и другими вкусами и с сахаром в составе. Даже для самых маленьких, с 6 месяцев, продают каши с ванилином, с фруктозой. Выбирайте каши с чистым составом - даже для малышей есть однокомпонентные растворимые каши.
До какого возраста не давать ребенку сладкого
Чем же вреден сахар? В рамках детского здоровья избыток сахара — это проблемы с весом, иммунитетом, дефицитом внимания, способностью к обучению и интеллектуальным развитием. Это огромная проблема с пищевым поведением, когда ребенок просто не хочет воспринимать полезные продукты.
Сахар сейчас — это целая индустрия продаж. Хочешь, чтобы твой продукт быстро и много покупали, — добавь сахара, да побольше. Кондитерские изделия сегодня содержат даже несколько видов сахара: глюкоза, фруктоза, инвертный сироп, патока, декстроза, мальтоза, изомальт и другие… Поэтому в одной банке йогурта может быть 7 ложек сахара, в фитнес-батончике "без сахара" — 4 ложки, а в стакане сока сахара больше, чем в стакане газировки.
Такой сахар создает максимальную "точку блаженства" в детском головном мозге, а до 7–12 лет, пока не все центры мозга окончательно сформированы, у ребенка даже нет шанса отказаться, так как не созрели еще лобные доли, которые отвечают за контроль и осознанность.
Ребенок видит яркую упаковку, эмоции взрослых или рекламу. Он пока не может все это анализировать, ведь у него нет опыта (до определенного возраста даже долговременной памяти нет), и пробует кондитерское изделие. И съедая такой суперсладкий продукт, подсаживается "на иглу" сахарной индустриию. Все на это и рассчитано.
Наша задача — оберегать детей от этой опасности до 9–12 лет. В этом возрасте ребенок со здоровым пищевым поведением, который любит и ест сотни полезных продуктов, для которого наличие конфетки не показатель хорошего настроения, уже сможет сознательно отказаться от сладкого, сделать самостоятельный выбор.
Разделите эмоции и еду
Еще одна причина проблем с пищевым поведением у взрослых — это жесткая подвязка еды на эмоции: похвала едой, шоколадки во время болезни, конфетки после стоматолога, бабушка, которая все купит, все разрешит и "маме не скажет". В результате таких действий у ребенка все события связаны только с едой. Получил хорошую оценку — мороженое, день рождения — торт.
Нельзя "закручивать" такие эмоциональные гайки на физиологических потребностях. Все случаи тяжелого ожирения и пищевых расстройств типа булимии и анорексии связаны с такими "травмами" из детства, и люди со слезами на глазах вспоминают, как их "радовали" едой. Не хвалите едой — словами, поступками, подарками, но не едой.
Детские праздники - без сладких подарков
Вот уже 4 года подряд я инициирую международную акцию "Без сладких подарков". Работая диетологом, я часто видела случаи обострения заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожных заболеваний, тяжелой манифестации сахарного диабета у детей в период новогодних каникул и сразу после.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста не знают нормы, у них не может быть чувства меры, они не понимают, что такое "только одна конфетка", поэтому порой огромное количество сладких подарков употреблялось за пару дней!
Зачем ребенку такой подарок? Где в нем польза? Нет ни единой, ни одной даже самой малюсенькой причины сделать выбор в пользу мешка конфет. И каждый год я писала посты, выступала на телевидении, чтобы родители не дарили сладкие подарки.
Ко мне присоединилась моя подруга — детский нейропсихолог Валентина Паевская со своей командой, и ежегодно мы проводим эту акцию, призывая родителей и учителей со всего мира не дарить сладости.
Если вы родитель, педагог, воспитатель, представитель родительского комитета, задумайтесь, пожалуйста, над следующими предложениями:
- Замените сладкий подарок полезным — играми, книгами, времяпровождением, эмоциями.
- Это не вопрос цены, потому что на любой кошелек можно найти хорошую книгу или развивающую игру, да хоть альбом с наклейками.
- Это недолговременные эмоции — сладкий подарок съедят, и ничего не останется, а игрушка, книга будут радовать долгое время, подарят знания, развитие, принесут пользу.
- Любой ребенок хочет подарок и обязательно обрадуется игре!
- Подарок не должен вредить здоровью. Не закрепляйте вредные привычки с помощью эмоций праздника, удовольствия и всеобщего счастья.
"А зачем же тогда все это продают и рекламируют?"
Как бы хотелось, чтобы полки со сладостями в магазинах были повыше и чтобы вообще весь этот вредный сахар не продавали. Не будут продавать в том случае, если увидят снижение спроса. Я верю, что мы с вами, обычные люди, можем что-то изменить: начнем с себя, присоединим детей и сформируем здоровую нацию.
5 правил отказа от сахара в питании детей любого возраста
Итак, что надо помнить о сахаре в детском питании:
- Не давайте детям добавленный сахар до 2–3 лет минимум. Я всегда удивляюсь, когда говорят: "Он ест по 5 конфет в день в 3 года". А где он их берет и почему вы перекладываете свою ответственность на ребенка, который вообще ничего не понимает? Ваша задача — следить не только за тем, чтобы ребенок не упал, был одет и обут, но и за тем, что ребенок ест, ведь у него нет ни единого механизма контроля и понимания в головном мозге.
- Сделайте так, чтобы до определенного возраста, пока ребенок не вышел в общество, он не употреблял вредные продукты. Сохраните его вкусовые рецепторы и правильно заполняйте его "матрицу вкуса".
- Не добавляйте в кашу сахар. Готовьте каши без подсластителей, без меда. Какие вкусы сформируете, что предлагаете, то ребенок и будет любить.
- Минимизируйте фруктовые соки, сладкие напитки, компотики — это необязательный элемент питания. Всегда приучайте в первую очередь к воде.
- Не хвалите едой, не приучайте к съедобным подаркам.