"Не хуже, чем у людей", "Меня так учили" и "Не хочу это чувствовать" - вот три глобальные ошибки, которые ведут к неудовлетворенности жизнью или даже к психосоматике.
Много ли я хочу?
Заметила, что многих из нас очень сильно пугает, а то и выводит из себя фраза о том, что стоит жить так, как хочется. И коллеге Лабковскому за нее прилетает по сей день. Почему? Потому что очень страшно.
Да, друзья мои, нам настолько страшно начать даже думать о том, чего же мы хотим на самом деле, что значительно легче оказывается обесценить услышанное или демонизировать его значение до ужасной вседозволенности, в которой понятие хочу мгновенно приравнивается к вероломным предательствам, безответственности, нежеланию помогать больным родителям, воспитывать детей, хранить верность...
Столько всего получается напридумывать у иных в знак протеста своему внутреннему страху, что все остальные автоматически начинают стыдиться даже вслух произнести "еретические" слова о своих желаниях.
И не замечают "демонизаторы", что сами себя бьют своим же оружием, потому как выходит, что всего того, чем они так гордятся, — не уходят из семьи, рожают и воспитывают детей, помогают больным родителям и прочее — они на самом деле не хотят, а просто тягостно тянут лямку в страхе всеобщего осуждения.
И вся их жизнь замешана не на осознанном выборе, который как раз и начинается с большого и честного мыслительного процесса о том, чего мы хотим и чего не хотим, а на слепом выполнении социально одобряемого списка обязательных пунктов среднестатистической жизни.
Женились, потому что годы подошли. Родили, потому что все так делают. Родителей навещают, потому что так положено. Снаружи не прикопаешься — живут чинно и правильно. Но вот что внутри? Не оттого ли столько агрессии на чье-то чужое "хочу и буду"?
Ведь можно жить совсем по-другому, разумно подойдя к этому самому "хочу". Если, например, хотеть иметь счастливую семью, то захочется и как следует узнать, с кем именно, и здорово вложиться в создание здоровых, честных, взаимных отношений. Если хотеть ребенка, то захочется стать по-настоящему хорошими родителями. Если хотеть не по обязаловке поддерживать пожилых родителей, то захочется разглядеть в них интересных людей, а не только штатных нянек внукам.
А вот если не хотеть, но бояться, что будет "хуже, чем у людей", то и получится абы как. Не важно с кем, не важно как, не важно где, не важно почему — сляпали, и ладно.
Все лучшее, на что мы вообще способны, начинается и держится именно на хочу, а не на жестком надо.
Жизнь и без нас накидает нам кучу необратимостей, наплевав на все наши желания и предпочтения. Так что же будет, если мы еще и сами добровольно закуем себя в кандалы? Жить так, как хочется, — это не посягать на чужую свободу, не бросать в беде, не охаметь и не обнаглеть. Это иметь ответственность за свой выбор и получать от него удовольствие, а не пожизненно сжатые зубы бесконечного терпения.
Скажите, вот вам что больше понравится: когда вам хранят верность, потому что хотят этого, находясь с вами в любви, ласке и доверии, или когда не изменяют только потому, что проблем потом не оберешься, застыдят, замордуют и житья не дадут?
Вот так и со всем остальным. Хочу — это про ответственность и здоровую психику. Надо — про "зачем мне думать, если уже за меня все продумали?" и страх отвечать за свой выбор.
Наденьте удобную обувку, выберитесь в какое-нибудь тихое место, походите часок-другой и хорошо подумайте о том, много ли хочу есть в вашей сегодняшней жизни?..
Стоит ли превращать свою жизнь в тюрьму?
Подруга звонит вечером. Жалуется, что еле высидела до конца нашумевший фильм. Чуть с ума не сошла. Спрашиваю, почему не ушла. Ответ — неудобно.
Коллега, моргая красными глазами, устало рассказывает, что всю ночь переписывался в сети с анонимным троллем-хейтером, неутомимо поставляющим груды озлобленной критики. Спрашиваю, чего повелся и не отправил в черный список? Ответ — хотел доказать, что все не так.
Пожилая пациентка робко спрашивает меня, как выслушивать без ущерба для психики трехчасовые "сплетне-сессии" от ядовитой соседки, что ежедневно без приглашения заваливается к ней на чай. Спрашиваю, почему не откажет в гостеприимстве нежелательному гостю. Ответ: "Что она обо мне тогда скажет?"
Примеров такому расточительству собственных сил, энергии, времени — тысячи. Вы и сами сейчас без труда припомните их. Вопрос один: зачем? Вопрос два: вы бессмертны?
Да, нас всех учили, что все надо доводить до конца. Да, нас всех учили, что нехорошо отказывать людям. Да, нас всех учили, что очень многое из очевидно удобного для нас лично — откровенно неудобно в обществе.
И да, многие из нас живут, благодаря данным установкам, чьей угодно жизнью, кроме своей собственной. Живут, входя в неврозы с психосоматическими переходами, теряя эмоциональное и физическое здоровье, тратя драгоценное время на то, что достойно помойки.
Однажды стоит раз и навсегда понять, что нам не переделать весь мир, не влюбить в себя всех людей, не прийти к единому для всех мнению, не угодить каждому. Но еще лучше стоит понять, что и не надо этого делать!
- Не надо насиловать себя токсичными людьми, ожидая, что они изменятся. Не надо доказывать свою правоту тем, для кого ты неправ по факту своего существования. Не надо служить безропотным зрителем в театре чужих драм. Не надо обслуживать чужое тщеславие. Не надо бояться сказать нет, если в душе все противится твоему да.
- Не надо делать вид, что тебе нравится, если тебе не нравится. Не надо оставаться там, где не хочется. Не надо жить с теми, с кем не можется. Не надо стоять на цыпочках перед теми, кто норовит пройти по твоей голове.
- Не надо быть для всех хорошим. Не надо бросать то, что тебе важно, ради тех, кто за тебя решил обратное. Не надо соглашаться на чуждые тебе роли. Не надо досиживать, досматривать, дочитывать то, что не легло на сердце.
- Не надо считать чужое мнение способным повлиять на твое. И не надо ждать от других безоговорочной готовности соответствовать нашим ожиданиям.
Жизнь слишком коротка для того, чтобы отменить все границы. Жизнь слишком прекрасна для того, чтобы прожить ее ужасно.
Жизнь слишком разнообразна для того, чтобы выбрать справедливый для всех образ жизни и единый вид счастья. Жизнь слишком иронична для того, чтобы разжалобить ее своими слезами. Жизнь слишком свободна для того, чтобы превратить ее в тюрьму.
А потому давайте уважать как свои, так и чужие границы. И впускать в свою жизнь только тех, кто пришел с миром.
От чего мы разрушаемся на самом деле
Наш мозг устроен так, что мы не можем оказаться как искусственно счастливыми, так и искусственно несчастными. Психике нужна правда, и только она. Что я имею в виду?
Однозначный провал всех настойчивых наших попыток удержаться на одном лишь позитиве, думая, что если все время растягивать губы в улыбке, игнорировать проблемы и подскакивать козочкой, то эмоции со знаком плюс начнут стабильно подпитывать наше существование и дарить счастье.
Увы, не так все просто и легко.
Культ страдания, отчего-то притягательный для многих, в котором жизнь превращают в намеренно негативное восприятие любой абсолютно действительности, с запретом на радость, на получение удовольствия, на преодоление кажущейся безнадежности, тоже отторгается психикой, потому что транслирует по большей части не естественное эмоциональное состояние, а надуманное, желаемое по определенным причинам.
Сюда же можно отнести состояние хронической ненависти к так называемым "назначенным" врагам, безостановочной борьбы, непрерывной готовности защищаться.
Тяжелые ментальные и психологические расстройства, утративший контроль фанатизм, абьюз часто приходят именно в такие головы. Мы деградируем, когда не соответствуем тому, что испытываем на самом деле. Мы разрушаемся, если верим, что можем искусственно создавать то, на что психика не откликается самостоятельно и чему противоречит наша реальность.
Мы однозначно травмируем себя, когда пытаемся назначить других людей на роли как поставщиков нашего счастья, так и ответчиков за наши несчастья. Нам может нравиться или не нравиться такое положение вещей, но это доказанная данность работы нашего мозга, а не эзотерические сказки, удобные своей бездоказательностью.
Хотим мы того или не хотим, но нам придется чувствовать, осознавать, проживать... Нам придется слушать всю музыку жизни, а не только избранные ее ноты. Нам придется повзрослеть до способности справляться с самыми разными обстоятельствами, а не пытаться убежать или сделать вид, что их нет. Или выбрать руины себя.
Не бойтесь своих актуальных эмоций, признавайте их, ищите причины их возникновения, не подгоняйте их и не удерживайте насильно. Входите в них, как в воду. Слушайте их, как музыку. Разную музыку. Нужна каждая, если она уже звучит.
У нас одна задача — справиться с жизнью, отыскав в ней место для себя. И мы решим ее, я знаю.