Слово "презентация" прочно связалось в нашем сознании со словом "слайды". Сделать презентацию — это выстроить в Power Point ряд картинок и диаграмм с подписями, так часто мы думаем. На самом деле "сделать презентацию" — значит донести ваши мысли до слушателей, перед которыми вы выступаете. И здесь слайды порой мешают — если не помогают удержать внимание аудитории. Чем их заменить?
Если ваше выступление — одно из многих на продолжительном собрании или долгой конференции, причем все остальные докладчики используют слайды, отказ от них выделит вашу презентацию на общем фоне.
Кроме того, отказ от слайдов свидетельствует о вашей уверенности — не только в своей способности увлекать и удерживать внимание аудитории, но и в собственных знаниях и профессиональной компетентности.
Другая проблема со слайдами заключается в том, что они идут в строго очерченном порядке, в котором вы рискуете "застрять". Отказ от слайдов позволяет перемещаться по материалу, добавлять или удалять какие-то смысловые блоки, расторопно реагируя на обратную связь.
Презентация без слайдов: как это?
Как же проводить презентацию без слайдов? Можно, конечно, попробовать выучить всё наизусть и рассказывать по памяти, но, честно говоря, не советую. Помимо того, что заучивание 30-минутной презентации само по себе очень тяжело, это еще, как правило, означает, что во время выступления вы будете пребывать, что называется, "в своих мыслях", а не "в этом зале".
Часто мы можем заметить, что человек выступает, читая сценарий наизусть: всё заканчивается странноватым декламированием — в какой-то момент докладчик начинает говорить так, будто читает стихотворение. Кроме того, такие ведущие мало взаимодействуют (или вовсе не взаимодействуют) с аудиторией, потому что, отвечая на вопросы, они всякий раз должны помнить, на чем остановились.
Определитесь с тем, что вы хотите сказать, но не пытайтесь выучить всё слово в слово. Вот что я имею в виду: хорошенько продумайте план, тщательно выстройте структуру, представляйте, о чем хотите говорить, но не записывайте сценарий от руки и не заучивайте его. Лучше определитесь, в каком порядке будете излагать свои тезисы, и спокойно рассказывайте о каждом из них, когда придет время.
Не забывайте: вы уже знаете весь материал и просто рассказываете его — так, что создается ощущение, будто ваше выступление — экспромт.
Если мне нужны какие-то подсказки, я обычно использую карточки с текстом или открытки с "жирными точками". Я незаметно держу их в руке (а иногда оставляю на столе, рядом с которым выступаю), так что могу просто взглянуть на них, если подзабыл, куда мне нужно двигаться дальше.
Никогда не набрасывайте "шпаргалку" на листе бумаги. Во-первых, если вы нервничаете, листок будет предательски дрожать, а во-вторых, клочок бумаги (или стопка листов) ассоциируется с некоей обрывочностью; кроме того, он часто оказывается помятым или скомканным, когда вы достаете его из кармана.
Никогда не выходите на сцену с подробным, слово в слово, написанным от руки сценарием. Иначе в конечном счете вы приметесь его читать, то есть будете смотреть в свои бумаги, а не на аудиторию — и утратите с ней зрительный контакт.
Это, в свою очередь, поднимает ваши шансы бубнить всё выступление. Если вы оторветесь от текста и посмотрите на слушателей, то по возвращении к сценарию, вероятнее всего, не найдете, где остановились, — это выбьет вас из колеи, и вы будете выглядеть некомпетентным.
Вместо слайдов: флипчарты и офисные доски
Как оживить презентацию без слайдов? Некоторые из предлагаемых идей и инструментов могут быть куда более действенными, чем самые лучшие из слайдов.
В большинстве аудиторий и конференц-залов этот "офисный мольберт" окажется у вас под рукой и станет прекрасным помощником в размещении наглядных материалов для презентации (правда, в большом помещении нужно будет убедиться, что всем его хорошо видно).
Прелесть флипчарта в том, что наглядные пособия вы можете создавать, что называется, вживую. Слушатели с большей вероятностью запомнят то, что вы записали или нарисовали, если это произошло у них на глазах, чем всё то же самое, возникающее перед ними в готовом виде на экране.
Вместо того чтобы показывать очередную диаграмму на слайде, оставьте пустой экран, перейдите к флипчарту и нарисуйте эту диаграмму "вживую", на глазах у ваших слушателей. Особенно такая тактика подходит для того, чтобы показывать развитие тенденции во времени, а не какие-то конкретные величины.
Флипчарт или офисная доска — это еще и полезное пространство для сбора информации, поступающей от аудитории: на них можно записывать возникающие вопросы, чтобы вы могли вернуться к ним в конце презентации, или фиксировать идеи и предложения ваших слушателей.
Собравшимся приятно видеть, что их вклад оценен, а не просто услышан или, того хуже, проигнорирован. Это заставляет людей почувствовать причастность к теме.
Не забывайте, что перевернуть страницу на флипчарте или стереть написанное на доске — значит показать, что вы переходите к следующему разделу своей презентации.
Запаситесь реквизитом
Термин "реквизит" всегда наводит меня на мысли о происходящем за кулисами в театре. Без реквизита спектакля не сыграешь. Это совершенно справедливо и для презентации.
Показывайте, а не рассказывайте. Подумайте, какие предметы помогут вам рассказать вашу историю, а вашей аудитории — уяснить и легче запомнить услышанное. Вот лишь несколько предложений.
Продукт. Если вы что-то продаете, позвольте участникам презентации увидеть, потрогать, почувствовать, испытать ваш продукт. Это же замечательно!
Инструменты. Если вы представляете какой-то сервис, прихватите инструменты, которые используете, — неважно, механические или цифровые.
Виртуальный реквизит. Ваши слушатели привыкли во время презентаций заходить в интернет со своих смартфонов или планшетов (как минимум ради соцсетей); вы можете воспользоваться этим обстоятельством и, вместо того чтобы просто показывать им какой-то сайт или приложение на большом экране, предложить им посетить их самостоятельно — прямо сейчас. Для небольших презентаций (например, рекламной встречи) возьмите с собой iPad, на котором будут предварительно загруженные слайды: они сориентируют ваших слушателей по навигации.
Книги. Они могут показаться недостаточно "технологичными", но не стоит недооценивать их обаяние.
Постройте что-то "вживую". Здесь в качестве реквизита подойдет конструктор LEGO (только учитывайте размеры помещения). Постройте с помощью LEGO или другого подобного конструктора гигантскую столбиковую диаграмму или модель вашего нового продукта. Точно так же, как запоминают диаграммы, нарисованные в их присутствии, присутствующие будут долго помнить создание трехмерного изображения.
Еда. Ее можно тоже весьма успешно применять для наглядности. Я видел, как на заседании совета директоров использовали мармеладки Jelly Babies, чтобы представить классификацию контрактов с персоналом, обозначая разноцветными лакомствами разные категории работников. Конечно, как только презентация закончилась, члены совета съели мармеладную рабочую силу, что несколько ошарашило остальных.
Я был свидетелем того, как по контейнерам разного размера разливали пиво: это иллюстрировало презентацию, посвященную избирательной реформе. Обе эти презентации отпечатались в памяти, потому что мысль оформлялась у меня на глазах. А еще потому, что я люблю мармеладные конфеты и пиво.
Как вовлечь аудиторию?
Часто организаторы мероприятий и встреч и те, кто приглашает докладчиков, спрашивают, чем выступающие намерены увлечь слушателей и как собираются поддерживать диалог с аудиторией. Эпоха докладов в жанре "Слушайте внимательно!", по всей видимости, уходит в прошлое. Вот несколько способов.
Обсуждение. Попросите слушателей обратиться к соседям — тем, кто рядом с ними, — чтобы те обсудили между собой вопрос, который вы только что задали. Это позволяет людям почувствовать проблему, выразить ее своими словами и заставляет задуматься, как реагировать на нее.
Две подсказки. Во-первых, вместо того чтобы бросить: "Обсудите это", — предложите вопрос: "Как это повлияет на ваш бизнес?". Во-вторых, запаситесь колокольчиком, свистком или придумайте какой-то другой способ возвестить об окончании дискуссии и о том, что внимание пора переключить на вас.
Голосование и "предварительные выборы". Спросите слушателей, что они думают по конкретному вопросу. Попросите поднять руки при голосовании. Пусть люди даже выстроятся в ряд поперек аудитории и станут живой диаграммой, иллюстрирующей результаты голосования — от "полностью согласен" до "категорически не согласен". Иногда бывает весьма любопытно провести голосование дважды, в начале и в конце презентации, чтобы посмотреть, поменялось ли что-нибудь.
Социальные сети. Если для мероприятия, на котором вы выступаете, нет хештега, объявите хештег для своей презентации и призовите слушателей размещать твиты с комментариями и вопросами, а в конце презентации загляните в Twitter на своем смартфоне или планшете, чтобы прочитать вслух комментарии слушателей или ответить на их вопросы.
Приложения. Сегодня доступна масса приложений, позволяющих слушателям "вступать в диалог" с вашей презентацией — от этапа загрузки слайдов и связанных с ними операций до участия в "опросах общественного мнения", результаты которых могут быть показаны в "прямом эфире" на экране. Посмотрите приложение Glisser (www.glisser.com) или великолепное CrowdMics (www.crowdmics.com): оно превращает смартфоны слушателей в микрофоны, которые можно подключить к усилителю, — и вам не придется беспокоиться о том, чтобы кому-то передали переносной микрофон, чтобы расслышать вопрос.
"Вопрос — ответ". Пожалуй, самый старый, простой и частенько самый эффективный способ вовлечения аудитории в диалог — серия вопросов-ответов. Если вы не уверены, что презентация действительно увлекает слушателей, то отказ от подготовленного контента и переход на формат "вопрос — ответ" означает, что определять предмет разговора могут сами слушатели. Таким образом, повышается вероятность того, что они получат желаемое от встречи.
Хорошие ведущие не просто стоят перед аудиторией и о чем-то рассказывают. Они живо излагают материал и делают всё, чтобы и они сами, и их слушатели ушли с презентации уверенными, что не зря потратили время.