Обычный человек при упоминании слова "аутизм", скорее всего, вспомнит образ главного героя из фильма "Человек дождя". Такие люди видят мир иначе, любят одиночество, имеют особенности в поведении и речи. Конечно, родители видят в них одаренных детей и принимают такими, какие они есть, но для врачей речь идет о диагнозе – расстройство аутистического спектра.
Когда становятся заметны первые признаки аутизма? Смогут ли родители самостоятельно это понять? Спросили у Анастасии Краминовой, клинического психолога, основателя сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи".
Что такое аутизм?
Это гетерогенное заболевание, при котором причины и онтогенез могут быть совершенно разными, но при этом с общими признаками. В недалеком будущем, когда будет принят МКБ-11 (11-й пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем), там будет общая строка – аутизм. То есть никаких разделений между ранним заболеванием, расстройствами аутистического спектра и высокофункциональным аутизмом. Поэтому можно говорить об общих и дополнительных симптомах, которые могут меняться в зависимости от индивидуальности человека.
Что может насторожить родителей?
Как правило, очевидные признаки аутизма обнаруживаются у ребенка примерно в 1,5-2 года, но внимательность к малышу до 1 года тоже максимально важна.
К 3-4 месяцам первое и самое главное, что есть в поведении малыша – так называемый комплекс оживления. Ребенок включается в определенный контакт, реагирует на пришедшего родителя или другого взрослого человека. Если такого "включения" нет, это повод задуматься. Даже если речь не идет об аутистическом спектре, подобная симптоматика может свидетельствовать каких-то неврологических нарушениях.
Если в 7-12 месяцев у ребенка нет никакой ярко-выраженной реакции на маму, папу или бабушку – это еще один очевидный признак. На касания он реагирует неадекватно – расслабляется или, напротив, сильно напрягает тело. Не тянется к ручкам - ему комфортнее в кроватке, улыбается, но лишь благодаря приятным телесным ощущениям, звукам или определенному зрительному образу или предмету. Ребенок в этот период развития должен реагировать на эмоции, улыбку, а не отворачиваться и пугаться.
Еще одним тревожным сигналом, который косвенно может говорить о заболевании, является отставание в развитии: при аутизме сроки, когда ребенок начинает сидеть или ходить, могут сдвигаться.
В более старшем возрасте, после 1 года, можно заметить нетипичное поведение ребенка во время игр, отсутствие зрительного контакта. Ребенок уже активно ходит и посещения детских площадок не избежать. И вот тут малыш начинает вести себя не так, как другие. Ему не интересна коммуникация, он может быть увлечен, но лишь своей игрой, контакт с окружающими он не устанавливает и часто выглядит отрешенным. В этот период у одних родителей могут появиться первые опасения, а другие легко пропустят тревожные сигналы, решив, что сыну или дочери интереснее со своими игрушками, а не с другими детьми. Очень важно понимать, что в этом возрасте любое взаимодействие с детьми – позитивное и не очень - обязательный этап развития. Ребенок должен включаться, обращать на себя внимание и устанавливать контакт глаза в глаза.
Ещё один очевидный признак у детей с аутистическим спектром – наличие стереотипий. Однообразные действия могут носить совершенно разный характер: постукивание предметов, выкрики, раскачивание телом или волнообразные движения кистями. Ребенок это делает для того, чтобы как-то ощутить себя в пространстве, почувствовать тело и успокоиться. Такой симптом, чаще всего проявляется в возрасте от 2 до 3 лет и это уже сложно не заметить.
А что ещё?
Есть еще ряд дополнительных сигналов, на которые любая мама обязательно обратит внимание в более позднем возрасте. Ребенок в большинстве случаев выбирает одну и ту же еду (от двух до пяти продуктов) и сопровождает процесс определенным ритуалом. Например, он обязательно должен сам открыть холодильник, поставить нужную тарелку, взять вилку или ложку или же обедать руками. Практически всегда – это неизменный сюжет приема пищи, где любые изменения повлекут яркую и непредсказуемую реакцию. Недавно в одном из наших детских садов произошла подобная история. Ребенок любил картошку фри из Макдональдса и после его закрытия всем пришлось непросто: ему была нужна именно эта картошка, именно в красной коробке и с определенным логотипом.
Также ребенок с симптомами аутистического спектра может в любой момент снять с себя одежду, если ему некомфортно или носить вещи определенным образом. Одна девочка, например, когда надевала платье, снимала колготки. И наоборот. Конечно, такие особенности могут быть и у обычных детей, но вместе с другими симптомами это повод задуматься. Ну и знаменитый признак, часто обыгрываемый в фильмах, когда ребенок-аутист расставляет игрушки, любые вещи или предметы в ванной по понятному ему признаку: размер, цвет, нравится или нет, от большого к маленькому.
Важно знать
Аутизм нельзя полностью вылечить, но комплексная терапия способна значительно снизить выраженность симптомов заболевания. Просто не нужно игнорировать излишнюю замкнутость ребенка, нарушения речи, искажения в развитии. Положительный результат будет, но важны регулярные занятия и полное включение в процесс всей семьи.