Не вызывает сомнения, что поход в первый класс является одним из ключевых событий в жизни ребёнка, которое сопряжено со стрессом и необходимостью социализации. Адаптация детей к школе — это важный процесс, который может продолжаться от двух месяцев до полугода. В этот период родителям нужно быть особенно внимательными и оказывать ребёнку всестороннюю поддержку. О доверительных отношениях, факторах, вызывающих наибольший стресс для первоклашек, и важности удовлетворения естественных потребностей рассказывает Анна Быкова, детский и семейный психолог, автор серии книг-бестселлеров о воспитании детей "Ленивая мама".
Успех адаптации
Успех адаптации зависит от многих факторов. И среди них есть как очевидные, так и не очень. Очевидные — это психологическая зрелость ребёнка, его готовность к школе, сформированный познавательный интерес и педагогическое мастерство учителя, которому важно этот интерес усилить, а не погасить. Неочевидные — это субъективные ощущения от окружающей обстановки: воспринимается она как благоприятная, комфортная, дружелюбная или дискомфортная, отталкивающая, враждебная.
Порой у родителей может вызывать неприятное удивление резкая смена настроя у ребёнка. Он так хотел в школу, с таким вдохновением пошёл в неё 1 сентября, а уже через неделю начал с утра плакать: "Не хочу в школу!" Или придумывает себе симптомы: "У меня живот болит. Можно сегодня в школу не пойду?" А причина нежелания, скорее всего, не в том, что ребёнок не хочет знания получать. Может быть, банально не высыпается, тяжело с утра встать и куда-то спешить. А может, отношения с одноклассниками не складываются. Или старшеклассники смеются и обижают. Учитель резкий, голос повышает, чаще критикует, чем хвалит. В школьном коридоре пахнет канализацией, а из столовой — кислой капустой. Только порог школы переступил, глубоко вдохнул — и хочется сбежать на свежий воздух. Неслучайно в своей книге "Школьники ленивой мамы", в главе про выбор школы я пишу: выбирая учебное заведение, в числе прочего, обратите внимание на состояние туалетов.
На эту тему в 2019 году было проведено федеральное исследование брендом Domestos, по итогам которого выяснилось, что почти треть опрошенных родителей (28%) не знают о состоянии туалетов в школе. Это послужило импульсом для создания школьной программы "Терпеть нельзя учиться!", которая реализуется брендом уже пятый год подряд, обеспечивая чистоту и создание комфортной среды в школах, где ученики могут сосредоточиться на получении знаний. Подобные инициативы напоминают о важности соблюдения санитарно-гигиенических условий в учебных заведениях.
Стресс-факторы в период адаптации
Даже взрослому требуется время для того, чтобы адаптироваться в новом коллективе и пространстве. Чем больше практики смены места и привыкания к новому, тем легче и быстрее проходит адаптация, потому что каждый новый опыт тренирует, развивает эти способности. Важно только, чтобы эта практика была позитивной, а не травматичной.
Для ребёнка с его незначительным жизненным опытом первый класс — это серьёзное испытание. Но даже в этом нежном возрасте опыт адаптации у детей разный. Кто-то уже сменил несколько садиков, кружков, секций. А кто-то до школы был абсолютно домашним ребёнком и практически не общался со сверстниками. Для них уровень стресса при адаптации будет выше. Первокласснику могут предъявлять претензии, что он невнимательный, а ему на фоне переживаний трудно сосредоточиться. Волнение может быть настолько сильным, что могут появиться сложности с распознаванием физиологических потребностей. Первоклашка ни холода, ни жажды не чувствует, в туалет сходить забывает... Физический дискомфорт усиливается дискомфортом эмоциональным — и становится совсем не до учёбы.
Учителя начальной школы, как правило, понимают сложности, с которыми сталкиваются ученики, и обычно напоминают: "Ребята, сейчас у нас будет перемена, не забудьте сходить в туалет. И не забываем мыть руки". Родителям со своей стороны тоже нужно активно интересоваться бытовым комфортом школьника: знает ли он, где находится кулер с водой, есть ли в туалете мыло и туалетная бумага, не жарко ли ему в классе.
Доверие и разговоры с ребёнком
Конечно же, на каждый случай жизни подсказку не дать, для всех сложностей соломку не подстелить. Адаптация может пойти не по плану. Как в этом случае понять причину сложностей и своевременно помочь начинающему школьнику? Очень важно, чтобы между вами был хороший контакт, настолько хороший, что ребёнок прямо рассказывает о том, что его волнует. Для этого у него в принципе должна быть сформирована привычка рассказывать родителю, как прошёл день.
Взрослому бывает утомительно слушать бесконечный пересказ вроде "а сегодня Маша мне сказала вот это, а я Маше ответила то-то, а потом подошла Лена, и она сказала вот так", потому что зачастую мы перегружены информацией, голова занята рабочими вопросами. Но важно понимать, что если в этом возрасте не уделять внимания рассказам ребёнка, то потом мы рискуем сформировать у него убеждение "то, что я рассказываю, не важно и не интересно", и дальше он не будет ничем делиться со взрослым. Поэтому слушаем внимательно то, что ребёнок нам хочет рассказать, даже если кажется, что это не важно. При этом не стоит спешить с оценкой и критикой его действий и указаниями, как надо было поступить. Иначе ребёнок может замкнуться, ничего не рассказывать, чтобы лишний раз не нарваться на критику. Нужно выслушать, поддержать, посочувствовать. И если очень хочется, аккуратно дать совет наподобие "а я бы, наверное, в этом случае поступил(а) таким образом".
Факторов, которые могут доставлять дискомфорт вашему ребёнку в период адаптации к школе, — множество. Они могут негативно повлиять на успеваемость и интерес к учебе. Главный, базовый совет родителям — стройте доверительные отношения с ребёнком, чтобы у вас была возможность своевременно узнавать от него о возникающих трудностях и принимать меры.