Уголки мира, где традиционное питание способствует долголетию, принято называть "голубыми зонами". Финляндия к ним не относится — и тем не менее там уже в ХХ веке возникла рукотворная "голубая зона": жители перешли на правильное питание, резко сократилось число инфарктов и инсультов, онкологических заболеваний. Как удалось одному человеку изменить жизнь целого региона?
Прохладным летним днем я сидел в офисе Национального института здоровья и социальной защиты в Хельсинки. Сорок лет назад Пекка Пуска, которому сейчас было 68 лет, приступил к реализации проекта, полностью изменившего жизнь более 170 тысяч финнов — жителей региона с самым высоким в мире показателем сердечно-сосудистых заболеваний. Хотя Пуска тогда об этом не знал, по сути, он создал "голубую зону" на Скандинавском полуострове.
После окончания университета Пуска получил работу в министерстве здравоохранения. В это время туда как раз стали поступать результаты национальных и международных статистических исследований, указывающих на то, что в одном из регионов Финляндии сложилась весьма удручающая ситуация со здоровьем местного населения. Речь шла о Северной Карелии — районе в восточной части страны.
Правительство Финляндии выделило небольшой грант на пятилетний пилотный проект, возглавлять который поручили 27-летнему Пекке Пуске, получившему к тому времени дипломы врача и магистра общественных наук.
"Меня назначили не потому, что я был хорошим специалистом, — объясняет Пуска, вспоминая, что сказал ему руководитель много лет назад. — Просто я был молод, а мой начальник знал, что на решение этой проблемы уйдет не одно десятилетие".
Что такое "северное чудо"
В 1972 году Пуска начал работать с учреждениями местной системы здравоохранения и общественными организациями над распространением новых идей, и со временем им удалось склонить жителей Северной Карелии к правильному питанию — с меньшим содержанием жиров и бол́ьшим количеством овощей. В числе многих других инициатив финские ученые предложили заменить сливочное масло маслом канолы — разновидности рапса, пригодной для выращивания в умеренно-холодном климате Финляндии.
К концу пятилетнего срока, отведенного на реализацию проекта, были получены впечатляющие результаты. Смертность от сердечных приступов среди людей среднего возраста уменьшилась в Северной Карелии на 25 процентов, а от рака легких (в той же группе) — на 10 процентов, главным образом благодаря массовому отказу от курения. С тех пор уровень смертности от рака легких снизился еще на 20 процентов, а от других онкологических заболеваний — на 10 процентов.
В средствах массовой информации проект в Северной Карелии называют "северным чудом". Пока больше нигде и никому не удалось совершить ничего подобного.
Почему кампания Пекки Пуски в Северной Карелии оказалась столь эффективной? Можно ли использовать стратегии его команды для улучшения здоровья населения американских городов? Эти вопросы все активнее занимали мои мысли, по мере того как я все больше узнавал о "северном чуде".
Чем питались в Финляндии до Второй мировой войны и после
Северная Карелия с ее 450 озерами расположена на границе между Финляндией и Россией. Молчаливые и трудолюбивые обитатели этого региона, потомки оленеводов, в большинстве своем фермеры и лесорубы.
До Второй мировой войны большинство жителей Северной Карелии жили с земли: собирали ягоды, охотились на диких зверей и птиц, ловили рыбу — окуня, щуку, корюшку и озерного лосося. Время от времени на них нападали медведи, а среди проблем со здоровьем можно было назвать только туберкулез, инфекционные заболевания и смерть от родов.
Однако после войны больницы постепенно стали заполнять пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в основном мужчины в возрасте 30–40 лет, которые умирали от сердечных приступов. И убивали их не несчастья, а курение и вредная пища.
Во время войны, когда продуктов не хватало, семьи в Северной Карелии выживали за счет ржаного хлеба, картофеля и мяса. По окончании войны ситуация резко изменилась, после того как бывшим солдатам в качестве компенсации выделили небольшие участки земли. Многие ветераны почти не имели сельскохозяйственной практики, но им было несложно разработать землю, купить несколько свиней и молочных коров и начать кормить свои семьи. Вот так и создались условия для формирования системы питания, которую медики окрестили самой смертоносной в мире.
Вскоре сливочное масло стали использовать практически во всех блюдах: жаренный на масле картофель, хлеб с маслом, большие стаканы цельного молока при каждом приеме пищи, жареная свинина или тушеное мясо на ужин, которое ели с хлебом, намазанным маслом, и запивали молоком. Овощи считались кормом для животных. Молочные продукты были не просто источником калорий, а и предметом национальной гордости. Но такая пища наносила здоровью колоссальный вред.
В таких местах, как Северная Карелия (самая северная зона исследования), мужчины в тридцать раз чаще умирали от сердечных приступов, чем, скажем, на острове Крит. К тому же они в среднем жили на десять лет меньше, чем обитатели южных стран. Как можно было заставить их отказаться от вредных привычек?
Как научить готовить полезную еду?
Пуска и его коллеги обратились к влиятельной женской организации Martha Organization, имевшей в этом регионе несколько клубов, с просьбой о распространении информации. Вместе с руководителями клубов Пуска придумал идею проведения так называемых вечеринок долголетия, на которых он и члены его команды коротко рассказывали о связи между потреблением насыщенных жиров и сердечно-сосудистыми болезнями, а также раздавали женщинам кулинарные книги с рецептами традиционных блюд Северной Карелии с добавлением овощей и даже готовили некоторые из них и угощали ими участниц мероприятия.
Например, такое блюдо местной кухни, как тушеное мясо, состояло, как правило, из трех основных ингредиентов: жирная свинина, вода и соль. Члены команды Пуски заменили часть свинины брюквой, картофелем и морковью. Женщинам понравилась новая трактовка любимого кушанья, и они назвали ее "тушенкой Пуски". Показав женам фермеров, как готовить блюда из овощей, исследователь нашел гораздо более эффективный способ распространения информации, чем листовки.
Пуска начал ездить по деревням. Будучи твердо убежден, что лучше всего запустить процесс культурных перемен снизу и постепенно продвигаться к вершине, он привлек к участию в проекте около 1500 добровольцев, в основном женщин, которые уже имели опыт работы в общественных организациях. Пуска выдал своим "послам" специальные удостоверения, научил аргументированно рассказывать о необходимости есть меньше соленой и жирной пищи (а также о том, как бросить курить) и попросил поговорить об этом со своими друзьями.
Немногочисленная команда с недостаточным финансированием делала все возможное, чтобы распространить новые идеи среди местных жителей. Пуска неутомимо выступал в церквях, общественных центрах и школах.
Как заставить производителей выпускать полезные продукты?
Затем Пуска переключился на производителей продуктов питания. Он рассуждал следующим образом: даже самая лучшая в мире программа правильного питания будет малоэффективной, если люди не смогут купить полезные продукты. Например, региональная компания по производству колбас добавляла в них свиной жир и соль. Традиционный хлеб выпекали с добавлением сливочного масла. Карельские коровы, выведенные от финской породы крупного рогатого скота, давали самое жирное молоко в мире, а молочные фермы получали субсидии, если обеспечивали высокое содержание жира в своей продукции.
Поначалу ни одна компания не заинтересовалась выпуском полезных продуктов. С какой стати им рисковать прибылью? Влиятельная молочная промышленность даже попыталась нанести ответный удар, разместив рекламные обращения с критикой проекта. Но эта реклама произвела обратный эффект: среди широких слоев населения возникла дискуссия, которая открыла многим людям глаза на связь между повышенным содержанием жиров в молочных продуктах и склонностью к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Жители Северной Карелии постепенно осознавали, что им необходимо есть больше фруктов, но продающиеся на рынке апельсины стоили недешево, поскольку импортировались из южных регионов Европы. Пуска нашел решение, предложив есть местные ягоды.
Летом на территории Северной Карелии настоящее изобилие черники, малины и клюквы. Но едят их жители региона только в конце лета, во время короткого сезона сбора урожая. Поэтому команда Пуски поддержала создание кооперативов и компаний, занимающихся замораживанием, переработкой и продажей ягод. Они убедили местных владельцев молочных ферм выделить часть пастбищ под выращивание ягод, а бакалейщиков — хранить запас замороженных ягод. Как только эти продукты стали доступны круглый год, их потребление резко возросло.
Кампания по обучению населения Северной Карелии принципам здорового питания сделала новый виток, когда члены команды Пуски встретились с местным производителем колбас Ааре Халоненом. Поскольку незадолго до этого Халонен перенес инфаркт, он был готов принять новые идеи относительно здорового образа жизни.
Команда Пуски уговорила его изменить состав некоторых мясных продуктов, заменив часть свиного жира грибами, которые оказались довольно дешевой начинкой для колбас. Халонен делал это постепенно, на протяжении нескольких месяцев, и в итоге получил продукт с хорошими вкусовыми качествами, но существенно меньшим содержанием жиров и соли. Момент оказался как нельзя более подходящим. Местные покупатели уже приняли призыв сократить количество жирной пищи, и объем продаж новых колбас Халонена резко увеличился.
Пекка Пуска и его команда добились аналогичного успеха в работе с местными пекарнями, убедив их снизить содержание соли и заменить сливочное масло растительным. "Потребители даже не заметили разницы", — рассказывает Пуска. Они начали питаться более здоровой пищей, не приложив к этому никаких усилий.
Правильное питание: "мы не заметили разницы"
Мне очень хотелось познакомиться с людьми, которых Пуска привлек к работе "послов" проекта. Я слышал, что они, как правило, весят меньше и расходы на медицинское обслуживание у них ниже, чем у людей того же возраста не из числа активистов проекта.
Сначала я познакомился с 78-летним Пентти Сеуту, который полностью соответствовал этому образу. Когда я пришел к нему в гости, он пилил бревна бензопилой. В доме его жена приготовила ужин, состоящий из овощной запеканки с брусничным соусом, салата из грибов, свежих огородных овощей (огурцов, помидоров и салата-латука), а также двух видов плотного ржаного хлеба.
На вопрос, почему Сеуту стал волонтером проекта, он ответил: "Мне нравится чувство, которое появляется, когда делаешь что-то для других. Кроме того, здесь просто нечем заняться в долгие зимние месяцы, когда дни становятся такими короткими".
Затем я познакомился с Мауно и Хелкой Лемпинен, проживавшими в уютном домике с яблоневым садом. Мауно, еще один дровосек девяноста с лишним лет, колол дрова во дворе, когда я приехал.
Семья Лемпинен приехала в Северную Карелию в 1973 году, когда Мауно стал директором школы. Вскоре они усвоили местные обычаи и, как и остальные, начинали свой день с хлеба с маслом и кофе, обедали бутербродами с холодным мясом, а ужинали тушеной свининой.
В 1983 году у Мауно случился сердечный приступ. Срочная операция на открытом сердце спасла жизнь мужчины. Я спросил, как ему удалось изменить свой образ жизни, ожидая услышать в ответ перечисление множества полезных для здоровья перемен.
— Но мы ничего не меняли, — возразила Хелка.
Я пришел в замешательство и спросил, каков их обычный рацион питания сейчас.
— Ну, сегодня на завтрак мы ели кашу с фруктами. На обед был овощной суп с домашним ржаным хлебом, — ответила Хелка. — На ужин будет тушеное блюдо с картофелем, морковью и небольшим количеством мяса, а также огурцы и салат-латук.
Я поинтересовался, что же в таком случае заставило их изменить рацион.
— Мы никогда не меняли свой рацион, — стояла на своем Хелка.
— Минуточку, — сказал я и перелистал свой блокнот, чтобы прочитать им свои записи о меню из масла и свинины, которое они предпочитали до сердечного приступа у Мауно.
— Да, пожалуй, мы все же изменили свой рацион, — сказала Хелка после долгой паузы. Когда я спросил о причинах, супруги опустили глаза и задумались. Они понятия не имели, почему это произошло.
— Это просто случилось, — в конце концов произнес Мауно. — Думаю, это спасло мне жизнь.
Именно в этом заключено истинное чудо, произошедшее в Северной Карелии. Подобно этой супружеской паре, все население региона изменило свой образ жизни, даже не осознавая этого. "Так вот в чем ключ к стратегии Пекки Пуски", — подумал я.
На Сардинии или Окинаве способствующий долголетию образ жизни формировался в процессе культурной эволюции на протяжении столетий. А здесь "голубая зона" была создана, что привело к увеличению продолжительности жизни жителей региона на десять лет. И кстати, все это осуществлялось без больших затрат на здравоохранение. В этом регионе просто изменили среду.
Однако небольшой финский регион — одно дело, возможны ли подобные трансформации в Америке XXI столетия?
Правильное питание в Северной Карелии: факты
- Когда проект "Северная Карелия" только стартовал, в регионе курили более половины жителей мужского пола. Сейчас курят только 20 процентов мужчин.
- В регионе с большим количеством молочных ферм доля жителей, потребляющих молоко с высоким содержанием жиров, сократилась с 70 до 10 процентов.
- В настоящее время около 60 процентов семей готовят еду исключительно на растительном масле.
- Сейчас менее 5 процентов семей едят хлеб с маслом по сравнению с 84 процентами в 1972 году.
- Общее количество потребляемой соли сократилось на 20 процентов.
- Потребление овощей увеличилось в три раза.
- Средний уровень холестерина снизился на 20 процентов.
- Уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин работоспособного возраста сократился на 85 процентов.