Моему сыну 4 года. Он растет веселым и смышленым мальчиком. Нам с мужем приятно наблюдать за ним, когда он играет с машинками, конструкторами, мягкими игрушками. Словом, не можем нарадоваться, глядя на Митю, до той самой минуты, пока не просим его убрать в детской и отправляться спать. Одно мгновение — и ребенка словно подменили: горькие слезы, крики, отказ подчиняться… Он забивается в угол дивана и рыдает, а на полу громоздятся мячи, машины, самолеты и плюшевые звери.
У нас с мужем тоже портится настроение, потому что мы ощущаем себя злыми великанами, которые вторглись в детский мир и нарушили гармонию. Кроме того, мы хотим, чтобы у сына было хотя бы минимальное чувство ответственности: поиграл — убери за собой. Мы объясняем это Мите, но он отказывается слушать нас. Практически каждый вечер заканчивается так: папа теряет самообладание, кричит на Митю, пугает его, что выбросит все игрушки в мусорный ящик, и силком тащит его спать, а я складываю игрушки.
Может, мы слишком много требуем от 4-летнего малыша? Когда и как следует приучать его убирать за собой? Есть ли хоть какая-то возможность избежать детских слез и родительских криков, когда речь заходит о том, чтобы ребенок помогал старшим?
Ситуацию комментирует детский психотерапевт, семейный консультант Мадлена Санчук
Ребенок начинает помогать родителям примерно с года. Он может откликнуться на просьбу передать салфетку, дать маме игрушку. Примерно в это же время стоит приучать его убирать в ящик ту игрушку, с которой он наигрался, и только после этого разрешить ему заняться другой. Малыш рассматривает книжки? Ему будет удобнее и спокойнее, если вы поможете ему взять одну, а остальные чуть отодвинете в сторону. Если он потянулся за следующей, предложите ему вначале вернуть на место ту, с которой он играл. Впрочем, если ребенку важно играть сразу с двумя-пятью книжками, не старайтесь его переубедить. А вот если он готов заняться строительством башни, необходимо сказать: "Митя наигрался с книжками и хочет играть с кубиками. Молодец, Митя! Ну-ка, давай поставим книжки на место, а затем мама даст Мите кубики". Он хочет рисовать? Прекрасно. "Митя, сперва нужно собрать все кубики в эту корзинку, а потом мы вместе непременно будем рисовать".
Чем старше ребенок, тем сложнее его игра. Уже в два года ему нужна и книжка, и кукла: он "читает" кукле книжку. Или — зверюшки, поезд и посуда: зверюшки едут в поезде, а на остановках Митя их кормит. Сколько игрушек можно давать ребенку одновременно? Ровно столько, сколько необходимо ему для его игры. Это может быть набор из ста кубиков. Или тридцать машин, гараж и водители с механиками. Или кукла, весь ее гардероб, ее кухня, коляска и набор юного доктора.
Когда вы попросите полуторагодовалого ребенка убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. А вот ребенок постарше может начать капризничать из-за того, что убирать ему не хочется. Произойти это может по двум причинам. Первая — он просто чуть повзрослел и теперь испытывает вас: что, мол, случится, если я не подчинюсь? Твердо и спокойно настаивайте на выполнении поручения, спросите, нужна ли ваша помощь. Если он заартачился — не вступайте в бой. Отступите. Через пять минут он непременно прискачет к вам за соком. Доброжелательно и твердо скажите, что дадите ему сок, как только он закончит незавершенную работу: "Я налью тебе соку после того, как ты соберешь кубики. Тебе помочь или ты сам?"
Вторая причина, по которой малыш может отказаться убирать, это страх не справиться с задачей. Вспомните себя: вы выходите на кухню после того, как у вас на Новый год гуляли все тридцать ваших друзей и родичей. Знакомо вам раздражение и минутный приступ слабости — с чего начать уборку этих авгиевых конюшен? Такое же ощущение подавленности и страха испытывает маленький ребенок при виде холмов из кубиков, мишек, зайцев и машин. Игрушек много, они раскиданы по всей комнате. Ребенку не справиться с работой. Здесь ваша помощь неоценима. Сядьте на пол, помогите малышу разделить непосильную проблему на простые и выполнимые задачи: "Давай мама положит этот кубик в ящик. А ты принеси вон тот, красный. Теперь мама положит этот маленький синий, а ты принеси вон тот большой желтый. Теперь дай мне два зеленых! Ах, молодец! Вот какой у меня хороший помощник!"
Так вы учите сразу нескольким вещам: порядку, солидарности, взаимопомощи, а заодно ведете очень важное занятие, где ребенок постигает концепцию цвета, размера, зачатки счета. Если вас раздражает это занятие, то оно будет раздражать и вашего ребенка. Вы цедите указания сквозь зубы — он протестует. Вы спокойны, тверды и доброжелательны — он спокойно выполняет задание. Уверена, что вы не станете проявлять настойчивость, но сами незаметно все приберете, если малыш болен или очень расстроен.
Если все же ваши попытки призвать ребенка к порядку позитивными методами провалились, не беспокойтесь: есть на него управа! "Убери, пожалуйста, игрушки, иначе я сама соберу их и спрячу до послезавтра". Он не внял вашим словам, притворился глухим. Не выходите из себя. Соберите все игрушки с пола в одну коробку и спрячьте на два дня. А что, если у малыша уйма игрушек и он не хватится тех, что вы спрятали? Повторите процедуру на другой день. Рано или поздно он хватится своих книжек и машинок. Тут-то его и ждет серьезный урок: "Ты не убирал игрушки, я спрятала их, как и обещала, так что ты получишь их только послезавтра".
Вам придется проявить твердость и не поддаться на уговоры, что ему вот только книжку про "Теремок" или маленький конструктор. Послезавтра. Перед тем как вернуть игрушки, непременно договоритесь, что после игры вы ожидаете, что он уберет игрушки на место.
Один из вариантов этой действенной методики — штрафной ящик, в который отправляются все игрушки, которые не убраны к определенному часу. Заранее напомните о том, что приближается час икс, после которого вы отберете до послезавтра все, что осталось неприбранным.
И не забывайте хвалить ребенка за каждый добрый поступок.