Метод столь популярной вот уже несколько лет среди образованных мам Сесиль Лупан (она чуть ли не единственная, кто посвятил целую главу в своей книге обучению малышей истории искусства) сводится к тому, чтобы показать малышу основы изобразительного искусства - виды и жанры, имена, хронологию, стилистику - все понемногу. Выглядит это так (цитирую по книге): "Самое лучшее - ежедневно (например, перед вечерним чтением) знакомить ребенка с десятью картинами. Такая процедура отнимет у вас всего несколько минут, тем более, что делать это можно не сразу, а в два приема. Когда вы исчерпаете запас репродукций одного художника, начинайте показывать их снова, только в более быстром темпе (добавляя две-четыре новые картины в день), а потом переходите к другому художнику. Такое ежедневное рассматривание картин приведет к тому, что живопись станет для вашего ребенка чем-то знакомым, близким и необходимым".
Если хотите создать в головке вашего мальчика или девочки картотеку энциклопедических знаний о предмете (и только!), путь Сесиль Лупан - это ваш путь. Но чтобы научить просто получать удовольствие от созерцания - этого мало. На картину нужно смотреть внимательно - и лучше всего, конечно, в оригинале. Красивое здание надо обойти со всех сторон и зайти внутрь. Совместная ваша с малышом радость, которую вы получили от созерцания нескольких произведений стоит дороже, чем тщеславное удовольствие от того, что маленький человечек легко манипулирует именами и датами.
Количество произведений, которые вы за один раз можете посмотреть с малышом, упрощенно говоря, равно его возрасту: с годовалым - одну, с двухлетним - две и т.д. Но и это не правило. Иногда пятилетнему стоит показать только одну картину, а может и растянуть удовольствие знакомства на несколько дней (если это, скажем, "Воз сена" Босха, "Ночной дозор" Рембрандта или "Явление Мессии" Иванова), и двухлетке можно "пролистать" серию работ, чем-то объединенных (Богоматерь с иконы, мадонн Боттичелли и Рафаэля, византийские фрески с изображением Марии и Иисуса, рельефы Донателло и Микеланджело, картины испанцев - Эль Греко, Веласкеса, Риберы на ту же тему).
На первый взгляд может показаться, что такой подход менее эффективен, чем то, что предлагает Лупан. Но… Вы куда-то торопитесь? Вы хотите "как можно больше"? Но зачем? Если вы научите своего ребенка внимательно и неспешно смотреть на произведение искусства, он будет и в дальнейшей свой жизни получать массу удовольствия от созерцания, в любом путешествии, в незнакомом городе, в новом музее он откроет для себя что-то новое, неожиданное, а впечатления будут яркими и свежими.
Если же задаться целью показать как можно больше, впечатления будут поверхностными, но страница окажется уже открытой, как бы просмотренной - невнимательно, по диагонали. Так ли уж часто вам хочется снова читать уже некогда прочитанную книгу?
Все, о чем я здесь рассказала - лишь первые, но какие интересные шаги, которые уже сейчас может сделать ваш малыш по неизведанной пока для него стране пластических искусств. Решились начать - замечательно! И неважно, сколько в данный момент вашему малышу - год или, скажем, восемь. В любом случае - вы не опоздали. И кто лучше мамы или папы сможет помочь ему на этом пути? Удачи вам и до новой встречи!
Валерия Белоцерковская, iouri@bues.ru, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества.