Похоже, дистанционное обучение грозит школьникам до конца учебного года – и с проблемой "ребенок и компьютер" столкнутся даже те родители, кому пока удавалось растить детей без смартфонов и планшетов. Что делать, если школа перешла на онлайн-уроки, а вам это не подходит? Как быть, если ребенок теперь буквально не встает из-за компьютера?
Как ограничить компьютерное время для ребенка
"Сколько часов использования гаджетов считается приемлемым?"
Раньше, когда родители спрашивали нас, сколько времени детям можно играть в компьютерные игры, мы советовали не более часа в день. Но потом нам стали говорить, что дети будут разочарованы, ведь для перехода на следующий уровень их любимой игры требуется полтора часа.
Нет единственно верного ответа, но есть некоторые рекомендации. Если сын или дочь только начинает пользоваться гаджетами, соберите всех членов семьи и вместе составьте план пользования ими. Будет полезно вместе выполнять этот план, чтобы дети видели, что вы тоже следите за собой.
Предложите сначала определить количество часов сна, затем - сколько времени дети планируют потратить на занятия спортом или другие нетехнологические мероприятия и сколько времени потребуется на уроки, обед, домашние дела и подготовку к школе и ко сну. Так легче думать о том, сколько времени на гаджеты будет удобно вписать в ежедневный или еженедельный график.
На вопрос о времени за планшетом проще ответить, если речь идет о маленьких детях. Мы считаем, что дошкольники развиваются лучше всего, когда взаимодействуют с людьми и, по возможности, с природой, участвуют в театральных спектаклях, занимаются пением, строят и творят. Нет никаких доказательств того, что дошкольникам для оптимального развития нужны гаджеты или что дети, которые рано знакомятся с технологиями, лучше в них разбираются.
"Как заставить ребенка, который любит компьютерные игры, заинтересоваться чем-то еще?"
У ребенка, любящего играть на компьютере больше всего на свете, представление о его "разумном использовании", вероятно, отличается от вашего. Для школьника мы рекомендуем задать тон дискуссии, признав, что вы хотите, чтобы дети умели пользоваться гаджетами, и знаете, насколько это важно для них.
Затем можно рассказать о каких-то других вещах, которые не стоит упускать: о времени для общения с семьей, о чтении, общении с друзьями или сне. Например, скажите так: "Я знаю, насколько увлекательны игры, и не собираюсь их запрещать, но как твой родитель я переживаю, что есть другие важные вещи, а ты их упускаешь. Так что мне станет легче, если мы обсудим, сколько времени в неделю тебе нужно уделять любимым играм, и подумаем, чем еще ты мог бы заниматься, чтобы я не беспокоился за тебя. Если мы сможем договориться о графике, и ты будешь его придерживаться, я оставлю тебя в покое".
Нужен ли смартфон и компьютер для школы
"Я хочу ограничить время использования гаджетов, но в школе требуют, чтобы ребенок делал домашние задания на компьютере — иногда это занимает много времени. Что я могу сделать?"
Мы поддерживаем родителей, которые открыто говорят с администрацией школы об этой проблеме. Скажите, что для вас здоровье ребенка на первом месте, и вооружитесь исследованиями, доказывающими, что проводить много времени перед экраном вредно. Предложите варианты, как ученик может выполнять домашние задания без гаджетов. Объедините усилия с другими родителями, которые разделяют вашу озабоченность, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя белой вороной или маменькиным сынком.
"Моя дочь только в пятом классе, но она отчаянно хочет смартфон. Она говорит, что у всех ее одноклассников уже есть смартфоны и она чувствует себя обделенной. Но я думаю, что пятый класс — это слишком рано, чтобы иметь телефон. Как мне поступить?"
Суть в том, что вы не должны делать то, чего вам не хочется делать. Всегда можно сказать "нет", даже если другие родители говорят "да".
В то же время будьте готовы к тому, что это проблема, и она требует решения. Если дочь чувствует себя обделенной, постарайтесь выяснить, почему. Проявите сочувствие и объясните, что не хотите, чтобы она была несчастна.
Мы также рекомендуем поговорить с учителями, чтобы узнать, правда ли то, что говорит ваша дочь. Она на самом деле испытывает какие-либо сложности, потому что у нее нет телефона?
Поговорите с другими родителями. Что делают их дети? Это вызывает проблемы? Обсудите создание своего рода коалиции, чтобы установить схожие требования и ограничения. Родители, объединяющиеся в вопросе регулирования технологий, — мощная сила.
Пользоваться компьютером, чтобы не отстать
"Я не хочу, чтобы мой ребенок не смог работать в технологичных отраслях только потому, что я ограничивала его в использовании гаджетов. Я много слышала о том, что благодаря технологиям дети лучше умеют справляться с несколькими задачами одновременно. Разве моему ребенку не нужно тоже этому учиться, чтобы не отстать?"
Давайте избавимся от этого страха. В вальдорфской школе в Кремниевой долине гаджеты запрещены, при этом 75% учащихся этой школы — дети руководителей высокотехнологичных компаний. Когда этих топ-менеджеров спрашивают, беспокоит ли их то, что их маленькие дети отстают от сверстников в плане использования современных технологий, они отвечают, что освоить гаджеты легко и их дети быстро все нагонят1.
Несмотря на то что многочасовые компьютерные игры несколько улучшают способность к многозадачности, результат все равно намного хуже, чем если задачи выполняются не сразу, а по очереди. Нельзя делать две вещи одновременно, если они требуют внимательного подхода, поэтому многозадачность не так уж и хороша. Если вы пытаетесь сосредоточиться на двух и более вещах одновременно, то на самом деле вы не выполняете эти задачи, а просто быстро переключаетесь между ними.
Многозадачность ставит под угрозу качество обучения и продуктивность. Это крайне неэффективно, так как люди совершают гораздо больше ошибок и в итоге намного медленнее работают2. Кроме того, многозадачность ограничивает возможности для глубоких раздумий и абстракции, а также для поиска творческих решений3.
Но самое тревожное то, что, согласно ряду данных, в большинстве случаев многозадачность повышает уровень кортизола, а значит, нервная система испытывает повышенный стресс. Одна из главных причин популярности осознанности и других видов медитации в том, что они являются сильным противоядием от многозадачности: мы полностью осознаём момент здесь и сейчас, а не делаем три вещи одновременно.
Как распознать компьютерную зависимость
"Как мне понять, зависим ли мой ребенок от гаджетов? В какой момент нужно обратиться за профессиональной помощью?"
Данные варьируются в зависимости от типа гаджетов, но исследование, проведенное в Великобритании, показало: вероятность ухудшения психического здоровья в два с лишним раза выше у тех детей, которые сидят в соцсетях по три часа в день и более4. Ученые, изучающие зависимость от компьютерных игр (например, Дуглас Джентиле), применяют следующие критерии5.
1. Ребенок лжет о том, сколько времени тратит на игры.
2. Тратит все больше времени и денег на то, чтобы испытывать удовольствие.
3. Становится раздражительным или тревожным, когда это время сокращается.
4. Уходит от проблем с помощью игры.
5. Уклоняется от домашних обязанностей или уроков.
6. Крадет игры или деньги на игры.
Дети, подверженные наибольшему риску развития компьютерной зависимости, как правило, обладают характерными чертами: они импульсивны, у них не развиты социальные навыки, низкая толерантность к стрессу, когнитивная негибкость и социальная тревожность.
Мальчики более уязвимы, чем девочки, и генетика тоже играет роль, особенно когда речь идет о генах, регулирующих систему выработки дофамина, и о рецепторах серотонина, которые участвуют в эмоциональной регуляции6. Детям с негибким, навязчивым сознанием и чувствительной системой выработки дофамина очень трудно самостоятельно установить себе ограничения, и такие дети особенно склонны к формированию зависимости. Билл тестировал многих детей, которые говорили: "Я могу перестать играть, но не могу перестать думать об этом".
Если вы признаёте, что ваш ребенок находится в группе риска в плане чрезмерного использования гаджетов, важно договориться о жестких границах. Он должен соблюдать установленные ограничения, если хочет продолжать пользоваться гаджетами. В крайних случаях, например когда ребенок угрожает родителям из-за того, что они не дают ему играть на компьютере, обратитесь за психологической помощью.
Также мы рекомендуем помочь вашему ребенку развить социальные навыки, так как многие обращаются к гаджетам именно потому, что это единственная среда, где они чувствуют себя комфортно и могут общаться с другими детьми.
1 Rosen. Media and Technology Use Predicts Ill-Being Among Children.
2 Richtel Matt. A Silicon Valley School That Doesn’t Compute // New York Times. October 22. 2011.
3 Часто цитируемое исследование Дэвида Мейера и его коллег см. здесь: Rubinstein J. S., Meyer D. E., Evans J. E. Executive Control of Cognitive Processes in Task Switching // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 27(4). 2001. P. 763–797. Работа Мейера и его коллег также обсуждается в ряде статей в популярных СМИ, например см.: Study: Multitasking is counterproductive (Your boss may not like this one) // CNN.com. August 7. 2001; Heing Robin Marantz. Driving? Maybe you shouldn’t be reading this // New York Times. July 13. 2004.
4 Gardner Howard. The App Generation. New Haven, CT: Yale University Press, 2014.
5 Office for National Statistics. Measuring National Well-Being: Insights into Children’s Mental Health and Well-Being // ons.gov.uk. October 20. 2015.
6 Gentile Douglas et al. Pathological Videogame Use Among Youth 8–18: A National Study // Psychological Science 20. No. 5 (May 2009). P. 594–602; Pathological Videogame Use among Youth 8–18: A National Study.