"Я как-то об этом еще не думал". Если любимый так отвечает на вопрос о перспективах ваших отношений, увы, у нас плохая новость: этот человек боится привязанности и сделает все, чтобы не иметь перед вами обязательств. Вот как это может выглядеть в жизни.
Почему он охладел ко мне?
Вообще-то Петр был совсем не во вкусе Сони. Они познакомились на вечеринке, пообщаться было приятно, но интереса к Петру Соня не испытала. Через два дня он позвонил, сказал, что его пригласили на открытие бара, и спросил, не желает ли Соня составить ему компанию.
Она посчитала приглашение интересным и сразу дала согласие. Вечер удался. Петр проявлял к Соне видимый интерес, но не домогался ее. Он не сидел рядом как пришитый, а общался с приятелями, подходил побеседовать то с одним, то с другим. Петр был весел и бодр, с ним было комфортно.
Еще через пару дней он пригласил Соню в шикарный ресторан, и она согласилась. При этом она немного нервничала, поскольку не хотела подавать ложную надежду, но, другой стороны, приглашение ей льстило, так что Соня ответила "да".
В ресторане Петр снова флиртовал, а Соня делала осторожные намеки на то, что дальше дружеских отношений ее взаимность не распространится. Однако казалось, что Петра это нисколько не задело — его хорошее настроение не менялось, он продолжал флиртовать.
После вечера в ресторане Петр стал еще чаще звонить Соне и приглашать на свидания. От его предложений было трудно отказаться — Петр работал шеф-поваром, и его часто приглашали на дегустации вин и другие кулинарные мероприятия. Благодаря его знаниям о блюдах и винах каждый поход в ресторан доставлял Соне огромное удовольствие.
Что Соне особенно импонировало, так это то, что Петр никогда не обижался, если у нее не было времени на свидание, а еще — никогда не выглядел оскорбленным тем, что она отвергала его попытки сближения. Соня чувствовала себя легко и уверенно, и вот однажды вечером, после бокальчика вина в ее квартире, Петр не услышал отказа. Они с Соней провели прекрасную ночь.
Весь следующий день Соня ощущала умиротворение и тепло и чувствовала себя немного влюбленной. Следующие несколько недель они с Петром виделись чаще, хотя и не ежедневно. Соня все еще спорила сама с собой, тот ли это человек, который ей нужен. Казалось, Петру это ничуть не мешает, он никоим образом не привязывал Соню к себе.
Потом они первый раз поехали на выходные в маленький романтичный городок, где замечательно провели время, — и Соня отринула последние сомнения. После выходных ей стало ясно, что она по-настоящему влюблена в Петра и может себе представить длительные отношения с ним.
Теперь и Соня звонила Петру, она все больше скучала по нему и хотела видеть его чаще, чем прежде. У Петра же было все меньше свободного времени. Он теперь виделся с Соней все реже и реже и стал вдруг таким ненадежным, каким раньше никогда не был.
Соня страдала. Она тосковала, она была влюблена. Однажды вечером, когда у Петра наконец-то появилось время, она спросила, чего он от нее хочет и какими видит их отношения в будущем.
Петр высыпал на нее кучу отговорок: "Да я сейчас в ресторане с утра до ночи... Я как-то еще об этом не думал... O, с тобой всегда так здорово, я тоже часто думаю о тебе, даже если не звоню... Дай мне чуть больше времени... Давай и дальше просто свободно встречаться..."
После этого разговора Соня шла домой в полной растерянности.
"Охотник" не обижается на "дичь"
Что же произошло? Дело в том, что Петр типичный "охотник" (и, скажем прямо, такое поведение характерно далеко не только для мужчин).
"Охотники" чрезвычайно активны на личном фронте. В первую очередь их интересует… сама охота. На этапе завоевания или в начальной стадии отношений "охотник" фактически непобедим. Его типичные отличительные черты — обаяние, обходительность и крайне низкая уязвимость. Именно это так нравилось Соне в Петре — он никогда не обижался на отказы.
Действительно, "охотники" обычно мало обращают внимание на отказы, если видят возможность достичь цели чуть позже. Наоборот, небольшое тактическое отступление лишь поднимает их боевой дух.
"Охотники" бывают поразительно терпеливы, когда речь идет о преследовании их цели. В результате у "дичи" возникает обманчивое впечатление, что "охотник" и вправду серьезно настроен. В большинстве случаев "дичь" не видит, что является всего лишь "добычей" — "охотники", как правило, хорошие актеры и действуют умело.
История отношений Сони и Петра типична: когда охота завершена, "охотник" теряет к ней интерес. Обычно это происходит в тот момент, когда "охотник" чувствует, что "дичь" начинает серьезно задумываться об отношениях. Тут у него возникает ощущение "Теперь ты точно моя".
Но бывает, что такая игра продолжается много лет —например, если тот, за кем ухаживает "охотник", сам боится привязанности.
Он меня недостоин!
Рита и Томас влюбились друг в друга с первого взгляда. Впервые они встретились в супермаркете — и буквально прожгли друг друга глазами.
Когда Рита увидела Томаса в очереди у кассы, сердце бешено застучало. Она подошла и дала ему свой номер телефона. Следующим вечером состоялось их первое свидание, а вскоре они стали парой.
Рита была по уши влюблена. Она называла встречу с Томасом "судьбоносной" и была абсолютно уверена, что наконец нашла свою половинку. Томас считал так же.
Так прошло несколько бурных месяцев. Однако стоило улетучиться первому чувству влюбленности, многое в Томасе стало вызывать у Риты раздражение. Она часто замечала, что предметы его гардероба не сочетаются между собой, а когда он что-то рассказывал, то делал это так, будто ему не хватает интеллекта высказаться коротко и ясно.
Рита все яснее видела, что Томас слишком зажат, что ему не хватает непринужденности. Она критиковала Томаса, не выбирая выражений — считая, что лишь так у него будет возможность измениться. Томас не особо сопротивлялся и во многом соглашался с подругой.
Это тоже почему-то раздражало. Втайне Рита желала, чтобы Томас указал ей границы дозволенного — это было бы по-мужски. Вместо этого собачий влюбленный взгляд. Просто невыносимо!
Наконец Рита пришла к выводу, что Томас все-таки не ее половинка — ей нужен более самостоятельный человек, стоящий обеими ногами на земле. Она разорвала с ним отношения и ощутила себя свободной. Для Томаса рухнул мир: что же он сделал не так?
"Принцессе" угодить невозможно
С Ритой такое происходит не первый раз: после бурной фазы влюбленности и идеализации партнера приходит вторая фаза — уничижение и распад отношений. Мне хотелось бы назвать Риту "принцессой" — а мужской вариант того же типа будет, соответственно, "принцем".
Рита способна влюбиться по-настоящему, причем с первого взгляда. Влюбленная, она парит в облаках своих чувств, словно зачарованная. Но вот к чему она приспособлена гораздо хуже, так это к повседневной жизни с партнером и к тому, чтобы терпеть его слабости.
Для нее это скука и застой, которые никак ее не будоражат. А ей хочется наслаждаться жизнью в полной мере — мир вокруг должен быть волнительным, а не застывшим. Для таких, как Рита, состояние неподвижности — все равно что смерть.
То же самое касается и прочных отношений. Но Рита этого не осознает — и пребывает в вечном поиске того, кто предложит ей жизнь, полную волнений и преодоления.
Она снова и снова задается вопросом, почему всем остальным повезло в любви и только ей вечно попадаются "разнообразные не те". Разочарованная в очередной раз, она отворачивается от своего якобы сказочного принца и ищет следующей судьбоносной встречи.
Он строит между нами стену!
Ира и Лукас живут вместе уже шесть лет. Лукас — графический дизайнер, владелец собственного дела, Ира работает в банке. Она с удовольствием обзавелась бы детьми, но Лукас говорит, что еще не готов, сначала ему надо прочно встать на ноги — у них еще есть время.
А еще Лукасу часто приходится ездить в офис по выходным. Граница между работой и досугом у него очень размыта. Ира же в выходные всегда свободна, а в рабочие дни, как правило, возвращается домой к шести часам вечера, в то время как Лукас нередко задерживается до девяти.
Ире недостает общения с Лукасом. Особенно ее беспокоит то, что Лукас много свободного времени проводит на спортивной площадке, а после этого с удовольствием идет выпить с приятелями. Еще одно увлечение Лукаса — чтение прессы. По выходным, если Лукас не в офисе, он часами читает ежедневные газеты, политические и компьютерные журналы.
У Иры сложилось впечатление, что для него это гораздо важнее, чем проводить время вместе. Даже если физически Лукас рядом, Ире нередко кажется, что его мысли витают где-то далеко — поэтому она все чаще чувствует себя одинокой.
При этом она совершенно уверена, что Лукасу нужны эти отношения и что никакой соперницы нет. Ему комфортно в этих отношениях, но он нуждается в личном пространстве.
Случаются, впрочем, вечера или дни, когда он, что называется, "полностью присутствует", и тогда Ира чувствует, что они с Лукасом действительно близки и что он ее любит — в чем она часто сомневается. Каждый раз после этого Ира обещает себе не посягать на свободу Лукаса и сохранять доверие в отношениях, когда он отдалится в следующий раз. Вот только обычно ей это не удается — и тогда Лукас "отключается" настолько, что Ира снова и снова проваливается в пропасть одиночества.
"Каменщик" не может без дистанции
Лукас, как вы понимаете, тоже демонстрирует страх привязанности, таких людей еще называют филофобами. Пресловутое "и да, и нет", на основе которого они строят отношения, совершенно явно прослеживается в его поведении.
Казалось бы, у них с Ирой сложились прочные отношения, но в то же время он выискивает разные способы установить дистанцию. Он словно воздвигает стену между собой и партнершей — поэтому мы условно назовем этот тип "каменщиком".
При этом Лукас использует одну из популярных стратегий — прятаться за работу и страстные увлечения. Еще один показатель — нечеткое планирование времени. Филофобы вообще очень неохотно связывают себя обязательствами. Как правило, это относится не только к отношениям, но и ко всем сферам жизни: таким людям нужно в любое время ощущать возможность принимать новые решения, ни на кого не оглядываясь.
Следующий аспект четко проявляется во взаимоотношениях Иры и Лукаса: личность, избегающая отношений, обладает властью. Какими должны быть степень близости и дистанция в отношениях, решает исключительно Лукас. Он определяет, когда ему хочется быть рядом с Ирой, а когда нет. Физическая близость у них тоже случается лишь тогда, когда этого хочет Лукас
В здоровых отношениях давать, брать и приходить к компромиссу — дело обычное, но при отношениях с филофобом власть принадлежит одной из сторон. Филофоб устанавливает границы, а партнер может лишь бессильно наблюдать за этим.
Я как-то еще об этом не думал
Полагаю, что фразу "Я как-то еще об этом не думал" можно услышать в любом уголке мира и на любом языке. Рано или поздно ее произносит каждый филофоб. Люди, боящиеся привязанности, не обозначают свою позицию четко — они оставляют себе возможности для маневра и тем удерживают партнеров возле себя.
Фраза "Я как-то еще об этом не думал" просто волшебная — она содержит сразу два утверждения: "Сейчас я еще об этом не думал, но (возможно!) когда-нибудь подумаю". Таким образом, адресат может захотеть услышать (что было бы очень разумно) сообщение "Мне не нужны прочные отношения", но большинство выбирает сообщение "Может, что-то еще и получится" и начинает бороться.
Внутреннее раздвоение филофобов, испытывающих желание близости и отношений одновременно со страхом перед ними, четко отображается в их речи: это то самое "и да, и нет", которое буквально сводит с ума потенциальных и действующих партнеров. Однако большинство филофобов не осознают свой страх и часто искренне верят, что новое увлечение — это и есть "тот самый" или "та самая", кого они искали.