Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – это серьезный стресс для детей. Но и родители нервничают не меньше. Как помочь ребенку выучить все, что надо? Как замотивировать его заниматься? Что делать, если он провалит экзамен? Разбираемся, как готовиться к экзаменам без стресса, вместе с участниками ежегодного фестиваля для родителей Smartfest.
Не пытайтесь помогать самостоятельно
Представьте, что ребенок хочет получить коричневый пояс по карате, а вы никогда боевыми искусствами не занимались. Вы ведь не станете советовать ему, как правильно вставать в стойку? Со школьными предметами то же самое – нет ничего страшного в том, что вы не помните курс химии за 9-й класс или не говорите по-английски.
Помощь родителей заключается в другом – они должны спрашивать и уточнять, с чем возникли сложности и как их можно решить. Освободить больше времени на учебу, а с младшим братиком пусть сидит няня или бабушка? Найти хорошего репетитора, чтобы проработать пробелы в знаниях? Записать в кружок, чтобы выйти за пределы школьной программы? Познакомить с дочкой друзей, которая успешно все сдала – пусть расскажет, как это происходит?
Родители не всегда могут оценить уровень подготовки ребенка, но они всегда могут спросить, как он сам оценивает свои знания и к чему стремится. И предложить несколько вариантов помощи.
Надежда Болдова, контент-продюсер:
Родители зачастую не могут оценить результат, но они могут оценить усилия. Именно само действие. Например, ребенок просидел над учебником весь вечер и выучил 2 параграфа. Может, это и немного, но ребенок все равно молодец, что так упорно занимается, не отвлекается на смартфон, сделал еще пару шажков к своей цели.
Занимайтесь понемногу, но ежедневно
Регулярность – самое важное в подготовке. Представьте, что экзамен – это кошка или собака. мы не можем сказать Бобику: “Я сегодня не в настроении, давай-ка ты сам погуляешь и сам насыплешь себе еды в миску”. Домашнее животное требует ежедневного внимания – пусть немного, но регулярно. С подготовкой к тестам та же самая история.
Иногда достаточно 2-3 минут в день – за это время можно освежить в памяти правила употребления одного из английских времен, повторить термины, зазубрить две-три даты. Если совсем нет сил учиться по учебнику, можно посмотреть обучающее видео на YouTube или пообщаться с одноклассниками, которые тоже сдают эту тему. Может, им объяснили ее как-то иначе.
Гаяне Курятова, мнемотренер и методист курсов по развитию памяти
Есть очень важное исследование пользы интервальных повторений при подготовке к экзамену. Наш мозг устроен так, что мы начинаем забывать информацию сразу после того, как ее услышали. Поэтому повторять информацию в первый раз нужно сразу после того, как мы ее услышали. Технически это значит, что после окончания урока или занятия с репетитором мы не кидаем вещи в рюкзак и бежим дальше, а останавливаемся буквально на несколько секунд, чтобы вспомнить, о чем только что шла речь.
Если мы повторяем пройденное сразу, мы запоминаем это гораздо лучше. А при повторении на следующий день мы эту информацию действительно повторяем, а не изучаем заново. Со временем интервалы растут – сначала мы повторяем сразу после занятия, потом через день, потом через неделю, через месяц, через три и так далее. Уже через два-три повторения информация запоминается практически навсегда.
Причем лучше не просто просматривать свои записи, а проходить тесты, смотреть новые видеоролики на ту же тему, слушать подкасты, объяснять кому-то тему своими словами. Когда мы смотрим свои записи, у нас возникает иллюзия, что мы все и так прекрасно знаем, но на самом деле вы не вспоминаем информацию, а лишь узнаем написанное.
Смотрите шире: экзамен – не самоцель
Экзамен – это некий срез знаний или навыков. И кажется, что тут все как в игре – если ты хорошо сдал экзамен, то можешь идти на повышение уровня. А если провалил, значит, на следующий этап никак не перейти.
И здесь возникают вопросы конечных целей. Что в итоге мы хотим получить? Ребенок должен понимать, для чего ему этот экзамен, тогда он не будет зацикливаться на том, что он делает сейчас, и на тревоге, связанной с этим, а будет видеть более широкую картину.
Надежда Болдова, контент-продюсер:
Этот вот вопрос очень актуален для старшеклассников. Малыши реже задумываются о том, что будет, если они не сдадут тест. Но ОГЭ и ЕГЭ – это вообще катастрофа, экзамен, возведенный в культ. Кажется, если не сдашь – то все, жизнь кончена.
К тому же родители иногда давят на детей и транслируют эту важность. В итоге ребенок не столько готовится к проверке знаний, сколько бесконечно прокручивает в голове самые страшные сценарии.
Поэтому так важно поставить цель, понять, для чего мы сдаем этот экзамен, подумать об обходных путях к своей цели в случае провала. Например, я не сдам ЕГЭ и не поступлю в такой-то институт. Значит, поступлю в другой вуз, поеду волонтерить или пойду на стажировку в компанию Эн.
Так у ребенка будет некая траектория и он сможет предположить варианты. Очень полезно поместить себя в ситуацию неудачи и увидеть, что это не страшно и не катастрофа.
Умение видеть варианты поможет не только при подготовке к экзаменам. Это очень важный навык современного человека. Помогая ребенку придумывать план Б, мы развиваем гибкое мышление. Малышей можно направлять, но чем старше ребенок, тем больше ответственности мы можем ему доверить.
Обсудите с ребенком разные варианты развития событий. Что мы будем делать, если ты сдашь экзамен? А если не сдашь? Как твои действия помогут тебе в достижении цели? При этом важно, чтобы родитель был другом и партнером, не давил и не навязывал свое видение ситуации.
Что делать если результат экзамена не оправдал ожидания?
- Паниковать и ругаться нет смысла. Это уже произошло. Важнее просто сделать выводы и концентрироваться не на результате, а на дальнейших планах.
- Ожидания родителей не всегда соответствуют возможностям и желаниям ребенка. Если экзамен все-таки сдан, пусть и не на высший балл, оставьте ребенка в покое – ему самому этот экзамен не так уж и нужен.
- Если экзамен все-таки объективно важен и вы хотите другой результат, ищите вместе пути решения. Например, можно попробовать пересдать экзамен через год, посвятив это время подготовке и заодно каким-то курсам, которые пригодятся в будущей профессии.