Давайте рассмотрим блок необходимых аспектов поддержания высокой работоспособности мозга. Что делать, чтобы мозг был активен?
Мотивация
В первую очередь нужна мотивация. Когда она есть, мозг работает.
Второе, о чем хочется сказать, — это правило Парето, которое гласит, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. И обратно: 80 процентов усилий приносят 20 процентов результата. Это правило помогает объяснить ребенку, что, если ты прокрастинируешь целый день, когда тебе надо делать уроки, ты затрачиваешь огромное количество энергии и усилий на то, чтобы собраться. То есть 80 процентов усилий ушли на то, чтобы целый день готовиться выучить маленькое стихотворение, и дали маленький результат.
Но, с другой стороны, если тебе задали домашнее задание и пришло время его выполнять, а ты сел делать уроки, не откладывая, то потратил всего 20 процентов усилий. В результате ты сделаешь все очень быстро и потратишь на это минимум энергии. Это работает со всем, но сейчас мы говорим именно про уроки. Важно не прокрастинировать, не откладывать, потому что мы тратим на это огромное количество энергии.
Новые знания
Следующий немаловажный пункт — все новые знания нужно присваивать к уже имеющейся информации. Тогда мозг воспринимает и запоминает новые данные быстрее. То есть ребенку надо объяснить новую тему с привязкой к чему-то, что он уже знает: "Ой, а помнишь мы с тобой изучали, видели, смотрели". И тогда он воспримет это лучше, потому что мозгу есть с чем это соединить. Ведь когда есть огромное количество рваных кусочков, сложно что-то вспомнить.
Также важно не перегружать кратковременную память. Это происходит, когда, например, ребенку нужно что-то доделать, а мы ему говорим: "Так, сел делать уроки". У него там незавершенные процессы, он не сможет думать об этих конспектах, запоминать информацию, потому что его кратковременная память перегружена тем, что он не завершил. "Я хотел еще доделать то", "хотел другу написать", "хотел доиграть в игру". Для сосредоточения нужно разгрузить кратковременную память. Когда ребенок доделает свои срочные дела, он сможет приступить к урокам.
Рабочее место
Следующий момент — обустроить рабочее место. Если у ребенка хаос на столе, то у него хаос и в голове. Мозговая активность будет соответствующая. Он не запомнит никакую информацию, ему очень сложно концентрироваться, он на все отвлекается. Поэтому стол должен быть чистым, перед глазами не должно быть много отвлекающих моментов. Сидеть за столом перед окном тоже не очень хорошо, если там постоянно что-то происходит. Нельзя заниматься в кровати, это тоже снижает мозговую активность. В вертикальном положении кровоток идет по-другому, и мозг совсем по-другому работает. Кровать — это психологически зона отдыха.
Физическая активность
Обязательно делайте разминку. Мозгу нужен кислород, а для этого требуется физическая активность. 20 минут ребенок работает за столом, потом пусть отдохнет: попрыгает, побегает, поскачет на фитболе, сделает растяжку. У него выработаются эндорфины и появится новая энергия на дальнейшую работу.
Следующий момент — массаж шейно-воротниковой зоны. Если устал, нужно сделать самомассаж шеи, ушей, головы. Помассировать, порастирать шею вдоль позвоночника, куда руки достают. Это такая энергетическая гимнастика, которая улучшает мозговую активность, а значит, улучшает рабочее состояние.
Учите других
Очень эффективно учить других. Что это значит? Когда мы получаем какую-то информацию, чтобы лучше ее запомнить, очень здорово ее объяснить другим. Посадили мягкие игрушки и рассказываем им какую-то тему, которую только что изучили. Соответственно, эта информация будет у ребенка лучше откладываться. Поэтому пусть рассказывает вам, представит, что он учитель и учит игрушки, пишет на доске, объясняет.
Микросессии
Микросессии "20 минут работаем, 5 минут отдыхаем". Рекомендуется разбить деятельность уроков на такие микросессии и давать небольшой отдых и разгрузку. Если ребенок будет долго отдыхать, ему будет очень сложно вернуться обратно в эту деятельность. Поэтому отдых не должен быть продолжительным. Со временем концентрация снижается, работоспособность падает, а такие перерывы поддерживают мозг в активном состоянии.
"Эффект бутерброда" — мы даем ребенку вначале что-то интересное, потом сложное и заканчиваем интересным, чтобы он начинал и заканчивал на позитиве. В учебной деятельности это тоже очень здорово работает.
Умственная активность — пусть регулярно занимается деятельностью, которая бросает вызов мозгу: разгадывает головоломки, читает, изучает новые навыки, играет в стратегические игры.
Пейте воду
Обязательно нужно пить воду, иначе мозг не будет активен. Когда идет обезвоживание, нарушается кровоток, поступает меньше кислорода в мозг и мозговая активность снижается. Мозг нуждается в адекватной гидратации. Особенно если это жаркая страна или жаркий сезон, тогда пить надо еще больше. Суточная норма воды рассчитывается примерно 20–25 мл на кг массы тела.
Отдых
Релаксируйте, медитируйте, делайте дыхательные упражнения с ребенком — это все тоже улучшает мозговую активность. Снимайте зажимы с шейно-воротниковой зоны, грудного отдела. Для этого помогут растяжки, раскрытие грудного отдела, зарядка с гимнастической палкой. Перед сном расслабляйте тело — можно принять ванну с хвойным экстрактом, солевые, магниевые ванны.
Сон. Высыпаться — критически важно! Не будет полноценного сна — не будет активности мозга. Поэтому сон необходим для поддержания работоспособности мозга на высоком уровне. Стремитесь к 8–9 часам качественного сна у школьника. Если нервная система у ребенка возбужденная, то перед сном нужно дополнительно ее расслабить, чтобы сон был полноценным. Можно принять успокаивающую ванну, глубоко продавить тело, сделать массаж, растяжку — все это снимает напряжение с тела и способствует полноценному отдыху.
Не должно быть пресыщения какой-то деятельностью. Бывает истощение, когда мозг уже не работоспособен, у ребенка уже нет энергии и он не в силах что-то сделать. А бывает пресыщение — когда энергия есть, но деятельность уже надоела. Тогда мозг тоже не активен. Это бывает, когда деятельность не физиологична по продолжительности. Когда у ребенка каникулы, а ему нужно учиться, или когда деятельность не по силам. Это тоже очень важно учитывать.
Также должен быть баланс физической и интеллектуальной нагрузки. Нельзя постоянно заниматься только интеллектуальной деятельностью или только физической. Это тоже приводит к пресыщению. В школе не занимаются полгода только одной математикой. Должна быть разная активность.
Здоровое питание
Следующий момент — витамины и аминокислоты. Если у ребенка не хватает витаминов, аминокислот, то мозговая активность тоже будет низкой. Поэтому обязательно нужно сдавать анализы и проверять их уровень.
С утра необходим полноценный завтрак, в котором присутствуют белок, полезные жиры, а не только углеводы.
Микроклимат
Комнатная температура. Проветриваем, увлажняем комнату, следим за температурой в помещении. Зимой батареи сжигают весь кислород, поэтому температура в комнате должна быть достаточно низкой. При 18–25 градусах мозг работает полноценно. Если слишком холодно или слишком жарко, организм пытается защитить себя, силы тратятся на поддержание терморегуляции, а не на активную когнитивную работу.
Мозговая активность
Движение. Гиподинамия убивает мозговую активность. Когда мы обездвижены, мозг считает, что нам не нужна энергия, включается энергосбережение. Поэтому ребенок, который пришел из школы и лег на диван, будет более уставшим, чем тот, который пришел из школы и еще и на футбол сбегал. Физическая активность повышает мозговую. Если гиподинамия постоянная: ездим на машине, везде сидим, на кружках тоже сидим, то и активность мозга снижается. Регулярные физические упражнения помогают улучшить приток крови в мозг, способствуя росту и питанию клеток, улучшая когнитивные способности. Старайтесь уделять спорту не менее 150 минут в неделю. А зарядка должна быть ежедневной.
Mind map — рисуйте плакаты, карты, конспектируйте, фиксируйте идеи. Учите ребенка, что книжки нужно читать с карандашом, выписывать важные фразы, мысли. Такие конспекты — это помощники для мозга.
Режим дня — формирует предсказуемость, снижает тревожность. Мозг лучше работает, когда нет хаоса, когда все структурно. Режим дня — это баланс между нагрузками и отдыхом, что необходимо для полноценно работающей нервной системы.
Записываем информацию на бумаге. Действительно лучше тупой карандаш, чем острый ум. Научите ребенка записывать информацию, чтобы освобождать голову от большого количества задач. Это поможет быть еще продуктивнее.
Очень хороший совет — сначала прочитайте вопросы, потом изучайте теорию. Информация лучше усваивается, когда вы ищете какой-то ответ, а не просто поглощаете информацию. Как это происходит в обучении? Например, мы прочитали параграф, а в конце темы вопросы. Мы читаем их и думаем: "А вообще речь про это шла?" Но если мы сначала прочитаем эти вопросы, а потом текст, то будем искать ответы на вопросы в тексте. Мозгу так проще работать, он цепляется за нужную информацию. Так и развивается мышление.
Закаливание также повышает мозговую активность. Контрастный душ, обливание, баня, бассейн.
Важно использовать коучинг для детей. Мы не даем ребенку готовые ответы, а задаем вопросы. Почему это произошло? Как выйти из этой ситуации? А какой твой вклад в это событие? Что ты мог сделать по-другому? Что бы ты посоветовал другому в такой ситуации? Так ребенок учится мыслить и делать выводы, понимать причинно-следственные связи.
Обратная связь о прогрессе. Акцент на положительное поведение. Если мы все время будем зацикливаться на негативе ("да что же ты такой ленивый", "да что же ты такой плохой", "у тебя ничего не получается, руки не оттуда растут"), ребенок не будет меняться. Чаще нужно фокусироваться на том поведении, которое нам необходимо, на положительных моментах. И тогда ребенок будет понимать, к чему ему надо стремиться. Вау, мама мной гордится! Папа действительно так обо мне думает! Я буду стараться так делать. Поэтому давать обратную связь о прогрессе намного важнее, нежели постоянно ругать и акцентировать внимание на негативе.
Это основные аспекты для поддержания работоспособности. Они достаточно простые, но очень важные. Причем нужно не просто знать о них, а внедрять в жизнь.