Лето — традиционное время приучения к горшку детей, чьи родители решили, что "уже пора". В России первые попытки приучить ребенка к горшку традиционно предпринимаются в возрасте чуть старше года. А вот в Германии, откуда родом автор книги "Считаю до трех!", отучать от памперсов начинают обычно накануне поступления в детский сад, то есть обычно после двух лет. Чем нам может быть полезен опыт немецких родителей и педагогов?
Памперсы очень удобны. Дети с ними позже просыпаются утром, значит, и родителям можно не спешить с утренним переодеванием. На прогулке не стоит опасаться никаких неприятностей. А дома родители могут следить только за тем, чтобы ребенок в памперсе не измазал лицо и руки остатками еды и не приблизился в таком виде к белоснежному дивану.
Вот если бы только памперсы не надо было на детей надевать. Проходят два, три, четыре года, и это уже не нравится ни матери, ни отцу, ни ребенку. Родители готовы очень быстро поменять памперс, только если ребенок сходил по-большому: "Нет, не садись! Нет! Я же сказала, чтобы ты не садился". Даже самые дорогие памперсы не выдерживают сочетания "полных штанишек" и "пусть еще походит в этом". Об остальном умолчим. Родители и так понимают, о чем речь.
Это одна веская причина, по которой стоит учиться обходиться без памперсов. Другая связана с детскими садами, где почти всегда один закон: мы примем вашего ребенка, когда он научится проситься на горшок!
Итак, родителям остается три месяца, чтобы приучить ребенка к горшку или к детскому сиденью в туалете. Ребенок сначала изображает готовность сотрудничать, и, кажется, очень интересуется горшком: он играет с ним в ванне, крутит его и надевает себе на голову. Вот только садиться на него он не хочет, как, впрочем, и на унитаз.
— Ты сможешь сам спускать воду, когда не будешь ходить грязным. И тогда ты получишь красивые штанишки.
Подкуп кажется действенным средством, но только не в этом случае. Обладатель памперсов твердо знает: продолжать играть куда приятнее, чем мчаться в уборную, даже если кишечник и мочевой пузырь в самый неподходящий момент испытывают потребность в освобождении.
И вот ребенок в памперсе стоит в песочнице, как будто о чем-то размышляя. Выглядит он очень комично.
— Ты что, тужишься? — спрашивает мама, приготовившись совершить забег до уборной.
— Нет, — утверждает ребенок.
Голос у него какой-то напряженный. Лицо покраснело.
— Ну конечно тужишься, — с раздражением говорит мать.
— Хмррррхх, — отвечает пунцово-красный ребенок.
Мать выхватывает его из песочницы, бежит в туалет, но отчетливый запах ясно говорит: "Уже поздно. Надо его переодевать".
Прошло два месяца, осталось четыре недели до детского сада. Вопрос "Когда же ты начнешь проситься?" становится больной темой в семье. Каждый задумчивый взгляд вдаль, каждый замедленный шаг вызывают один вопрос: "Ты хочешь пи-пи?". Ребенок начинает из-за этого так нервничать, что решает больше никогда не писать, никогда в жизни!
Мать смотрит на календарь, первый день в детском садике обведен красным карандашом. Она представляет себе, как когда-нибудь ее ребенок, уже во взрослом возрасте вместе с другими людьми с такими же, как у него, широко расставленными ногами, идет в центр помощи группы АНП (Анонимных Носителей Памперсов), чтобы там рассказывать: "Меня зовут Хайнц, и я все еще писаю в штаны".
Она решает использовать более сильный подкуп:
— Каждый раз, когда ты сам сходишь в туалет, я буду давать тебе конфетку.
Кажется, это действует, во всяком случае, измазанный шоколадом ребенок весь вечер не выходит из туалета. И, что еще лучше, он в восторге от откидывающейся крышки унитаза.
В следующие дни он просится на горшок уже секунд за пять до того, как сделать свои дела. Он с удовольствием отправляется в уборную в присутствии матери, гордится тем, что доставил ей удовольствие, и настаивает на том, чтобы она вместе с ним изучала цвет и форму всех его выделений.
Проходят две недели, за которые промокли только три пары штанишек, ребенок освобожден от памперсов, чист и сух! Напряжение в семье опустилось до нормального уровня. Приехавшая в гости бабушка тоже горда внуком, которого теперь она может не переодевать.
У матери появилось больше свободного времени. Она сидит с подругой в кафе и рассказывает ей, какого успеха добилась с помощью взяток (подруга уже несколько минут рассеянно смотрит вдаль, может быть, ей тоже нужно в туалет?). И тут звонит телефон. Это бабушка.
— Твой диван, — говорит она.
— Белый? — спрашивает мать и медленно опускает чашку с кофе на стол.
— Да, белый, — отвечает бабушка.
— Но ему же так нравилось хлопать крышкой унитаза, — произносит мать.
— Да, но... — отвечает бабушка.
Тут мать слышит вопли ребенка: "Я только маме говорю, что хочу писать. Только маме!"
Когда приучать ребенка к горшку
Когда ребенку исполняется два или два с половиной года, родители начинают с напряжением реагировать на вопрос: "Как, ваш ребенок все еще в памперсах?". Критические высказывания, конечно же, вызывают у родителей стресс, но еще большее давление на них оказывают детские учреждения: еще лет десять назад детские сады не принимали трехлетних детей, которые не просятся на горшок, — многие требуют этого и сегодня. Даже в яслях из-за недостаточной оснащенности хотят, чтобы малышей переодевали как можно реже. И поэтому дети в полтора года должны быть приучены к горшку.
Но по-настоящему тот момент, когда у ребенка может возникнуть интерес к горшку, наступает, если родители видят следующее: малыш останавливается во время игры, прислушивается к себе, смотрит перед собой — а потом снова возобновляет игру. Часто после этого он сообщает: "Я сделал пи-пи".
Некоторые родители возмущаются: "Почему же ты не сказал об этом раньше?". Но малыш еще не может этого сделать. То, что он говорит об этом хотя бы задним числом, — уже важный первый шаг, и к нему надо отнестись серьезно. Если родители поддержат ребенка, то дальше он будет чаще замечать, когда у него наполнится мочевой пузырь или кишечник. Так он учится реагировать на сигналы. Если при этом родители достаточно быстро успевают прибежать с ребенком к горшку, то они создают у него важное ощущение успеха.
Важно, чтобы в вопросе приучения ребенка к горшку ясли, детские садики, родители, бабушки и дедушки действовали заодно. И не надо делать шаг назад, укладывая ребенка в пятницу в памперсах, чтобы родители могли подольше поспать в субботу. Не нужны памперсы и во время прогулки по городу в теплое время года, хотя хочется, чтобы в это время ничего не произошло. Если вы будете так поступать, то ребенок поймет, что можно вести себя и по-другому. Зачем же он должен так стараться и отрываться от игры, чтобы бежать в уборную?
Отучить от памперсов ночью: почему не получается
Многие дети днем уже давно ходят на горшок, а ночью все еще не могут спать без памперсов. Бывает, что это длится вплоть до школы.
Иногда причина такого поведения понятна: днем ребенок почти ничего не пьет, зато наверстывает вечером — в подобной ситуации никто не продержится целую ночь. В таком случае родители просто должны в течение дня следить за правильным распределением жидкости. Это не значит, что детям нельзя пить вечером, просто им не стоит пить слишком много.
В других случаях виновата генетика: в нашем организме ночью выделяется меньше мочи благодаря одному гормону. Однако в детские годы этот гормон образуется еще в недостаточных количествах. Если ночные проблемы сохраняются слишком долго, то можно проконсультироваться с врачом, не следует ли усилить выработку этого гормона с помощью лекарств. Правда, такое лечение помогает не всем.
Есть еще третья группа детей, которые днем испытывают сильные, а иногда и тяжелые чувства. Они, безусловно, дольше других мочатся в постель, и им требуется психологическая поддержка.
Многие дети просто не просыпаются ночью, когда им нужно пописать: ребенок на разных стадиях сна по-разному реагирует на мочевой пузырь.
Самое главное, чтобы родители оставались спокойными и ни в коем случае не ограничивали ребенка в питье. Будить ребенка ночью на всякий случай тоже непродуктивно: во-первых, это нарушает нормальный сон, а недержание только закрепится и будет происходить в полусне. Кроме того, таким образом уменьшаются шансы на то, что ребенок сам будет просыпаться в ответ на сигнал, полученный от полного мочевого пузыря.