Бизнес — это экспедиция, и к дороге нужно как следует подготовиться: выделить бюджет, проложить маршрут, собрать команду.
Безусловно, прежде чем окунуться в омут предпринимательства с головой, нужно:
- убедиться в четкости своих представлений об основном направлении деятельности компании (какие товары или услуги вы будете предлагать рынку);
- поработать над эксклюзивностью предложения (чем ваше предложение будет отлично от конкурентов);
- понять, кто ваша целевая аудитория (кто тот клиент, который купит ваш товар или услугу) и какие цели вы преследуете (доля на рынке, вывод на рынок нового продукта, планируемые доходы и прибыль компании).
Не ответив на эти вопросы, не стоит торопиться с открытием собственного дела. В противном случае это будет выглядеть как в сказке — пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что. Если речь не идет о высоких технологиях, то в большинстве случаев уже кто-то до вас придумал свою гениальную идею, и нет ничего зазорного в том, чтобы перенять опыт предшественников, адаптировав идею под российский рынок (конечно, не нарушая при этом ничьих авторских прав). Полезно также поездить по международным профильным выставкам — на них порой приходят озарение и вдохновение.
Франчайзинг - имя напрокат
Франчайзинг — одно из приоритетных направлений в создании своего бизнеса. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера. По сути, вы "арендуете" бренд (товарный знак или знак коммерческого использования). Вам не нужно создавать с нуля репутацию и эффективную бизнес-модель, но при этом вы в достаточной степени сохраняете экономическую и юридическую независимость.
В 1955 году Рэй Крок основал компанию Макдональдс, явившись основоположником франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса. В России по такому принципу работают компании "1С", Х5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток"), ГК "Руян" (бренд "Экспедиция"), "Баскин Роббинс", "Росинтер Ресторантс Холдингс" (рестораны "Иль Патио", "Планета Суши", Friday’s), "Промсвязьбанк", "Планета Гостеприимства" (рестораны "Сбарро", "Восточный базар" и др.) и многие другие.
Практически все виды предпринимательской деятельности могут работать по системе франчайзинга. Наиболее распространена данная система в следующих сферах: предприятия питания, агентства недвижимости, гостиничный бизнес, химчистки и прачечные, клининговые компании, розничная торговля, медицинские услуги и др. На сайте Российской академии франчайзинга даже существует интернет-магазин франшиз, которым вы можете воспользоваться уже сейчас.
Личные связи
Если франчайзинг — не ваш путь, то начинать свое первое дело лучше с того, что хорошо умеешь делать. Метод проб и ошибок, конечно, допустим, но он намного рискованнее и затратнее. Предположим, вы проработали несколько лет менеджером по работе с клиентами в рекламном агентстве, заработали себе репутацию классного специалиста, сформировали портфель проектов и базу перспективных клиентов. С этим опытом и информацией у вас есть хороший шанс открыть собственное агентство, рассчитывая, что некоторая небольшая часть клиентов перейдет к вам — конечно, при условии, что вы предложите выгодную цену в сочетании с качественно новым подходом в обслуживании нужд этого клиента. Ошибок на этом пути вы сделаете гораздо меньше.
Вдохновляет история международной косметической компании Mary Kay. Уволившись с работы, основательница компании Мэри Кэй Эш рискнула открыть свой бизнес в 45 лет, занявшись тем, что она делала большую часть своей жизни, — продажами. Оставалось только найти продукт, который она смогла бы продавать. Им стал замечательный крем, рецепт которого она выкупила у знакомого косметолога. Так родилась Компания-мечта. Начинать никогда не поздно, если есть огромное желание реализовать свою мечту, азарт, опыт, верная команда и чуточку удачи.
Ученье и труд
Если же опыта в деле, которым вы планируете заняться, нет, то для начала было бы хорошо его получить. Хотите запустить предприятие розничного питания — устройтесь поработать в Макдональдс или любую другую похожую компанию, проникнитесь атмосферой, пообщайтесь со знающими людьми, переймите их опыт. Есть желание открыть собственное кафе или ресторан — совет тот же: опыт работы в этой сфере незаменим, если, конечно, вы не готовы выделить немалый бюджет под найм высококлассных специалистов-управленцев и консультантов. А научившись торговать джинсами, вам не составит большого труда успешно продавать продукты питания или услуги по химчистке или пошиву одежды. Главное — вы будете знать, как это делать.
На старт!
Шаг 1. Выбирая область для применения своих знаний, неплохо было бы внимательно изучить состояние и динамику развития рынка в этой сфере, историю успеха его лидеров, клиентуру и пр. Если нет бюджета на найм маркетингового агентства, можно обойтись данными из открытых аналитических источников. Умение анализировать информацию и быть в курсе тенденций вам пригодится при любых обстоятельствах.
Шаг 2. Если вы не в состоянии на одном листке бумаги схематично отразить бизнес-план вашей будущей компании, то шансы найти инвестора малы. Мои знакомые инвесторы признаются в том, что им достаточно одним наметанным взглядом просмотреть первый лист бизнес-плана, чтобы понять, работающий он или нет. Зачастую они просматривают эти бизнес-планы в процессе движения: в самолете, аэропорту, в машине по дороге в офис и т.д. Цените чужое время: будьте рациональны, не лейте воду, а выдавайте на бумаге только конкретику, будьте в тренде — тогда, возможно, вас ожидает успех в виде "банка" частного инвестора, готового вложить средства в вашу идею.
Шаг 3. Итак, у вас есть идея, есть план ее реализации и первоначальные инвестиции. Что дальше? Дальше вас ожидает не слишком приятная процедура регистрации компании, и я бы рекомендовала делегировать эти полномочия профессиональному юристу или аутсорсинговой компании. Вам необходимо выбрать форму юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО), подходящую вам систему налогообложения (общая или упрощенная), прописать подробно виды вашей деятельности и решить некоторые другие важные вопросы, связанные с регистрацией юридического лица. Оптимально, если по всем вопросам вас будут консультировать юрист и бухгалтер. На этом же этапе перед вами будет стоять вопрос аренды помещения под офис и найма бухгалтера или аутсорсинговой бухгалтерской конторы.
Офис: "за" и "против"
Не будем вдаваться в подробности российского законодательства относительно юридического адреса, по которому должен находиться ваш офис. Скажу по сути. Компании, оказывающие ряд интеллектуальных услуг, в большинстве случаев в офисе не нуждаются. Другим же он просто необходим и является гарантом будущей прибыли.
Есть преимущества и недостатки наличия офиса у компании. Из явных преимуществ — никаких проблем с документацией (прием, отправка, хранение бухгалтерских документов), кроме того, вы сможете контролировать работу своей команды. Но самое главное — это репутационная сторона вопроса: имидж вашей компании в глазах клиентов. Довольно сложно убедить клиента в состоятельности и подписать сделку на несколько миллионов, если он узнает, что у вас нет офиса (как это бывает у фирм-однодневок) и вас негде будет искать, если что-то случится.
Преимущества. Множество компаний начинали с того, что работали из дома, в кафе, дистанционно управляя процессом и организовывая совещания раз в неделю на нейтральной территории. Однако в дальнейшем, при расширении бизнеса и увеличении количества персонала им все равно пришлось арендовать офис. К тому же работать дома могут не все, а лишь ответственные граждане, умеющие концентрироваться и самоорганизовываться. Если в доме дети, шумно, у вас нет отдельного кабинета, хорошей связи и пр., то качество работы страдает. И без офиса тут не обойтись.
Недостатки. Самый очевидный недостаток — это расходы на аренду и содержание офиса (мебель, программное обеспечение и пр.). В малом бизнесе расходы на офис зачастую существенно подрывают состояние банковского счета, хотя существуют программы поддержки малого предпринимательства, в том числе и предоставление помещения под офис на льготных условиях.
Секрет успеха
Регистрация, офис, налоги и т.д. — это лишь организационная сторона вопроса, который не так сложно решить, обратившись к профессионалам. Ключ к успеху вашего бизнеса — в команде во главе с вами. Известно, что рыба тухнет с головы. Если в вашей голове нет порядка, системного восприятия действительности, объективности в оценке своих действий и задатков лидера, то успех предприятия будет весьма сомнительным. Вы должны не просто управлять нанятым персоналом, но идейно вдохновлять, вести за собой. Одна из заповедей "железной леди" Великобритании Маргарет Тэтчер: "Я — лидер стаи. Но что это за лидер, если он не ведет стаю за собой?"