Тема денег сейчас актуальна как никогда. Именно поэтому обучение финансовой грамотности – это вклад в успешное будущее ребенка. Но когда начинать, как привить правильные финансовые привычки, давать ли карманные деньги – на эти вопросы ответила Ольга Андреева, автор уникальной книги "Мама, папа, дайте денег!", выпущенной издательством "Просвещение".
С какого возраста лучше начинать обучение финансовой грамотности?
Детские психологи утверждают: уже с 3-х лет ребенок понимает, что все его "хочу" родители обменивают на бумажки и монеты. Так начинает формироваться понимание мира материальных ценностей. Примерно с 5-ти лет малыш уже знает, что такое деньги и как выразить свое желание в словесной форме. Эксперты советуют с 6-ти лет постепенно обучать ребенка финансовой грамотности. Помните, даже если в вашей семье не принято говорить о деньгах, ребенок все равно подсознательно станет впитывать ваше к ним отношение.
В магазине Саша на просьбу купить игрушку получил категоричное "нет". Поскольку никаких объяснений не последовало, ребенок посчитал, что он несправедливо обделен, особенно если такой же машинкой уже успел обзавестись его товарищ. И мальчик продолжает дергать мать за руку: "Хочу эту игрушку! Ну купи, Леше же купили, а я что, хуже?!" Мама старательно игнорирует сиюминутный порыв, так как считает: реакции нет, а значит, ребенок сам все поймет и перестанет капризничать. Но канитель "хочу вот это" вкупе с рыданиями, наконец, выводит ее из себя, и женщина одергивает ребенка фразами: "Мы не можем себе это позволить!", "У тебя уже есть игрушки!" или "Сейчас не до твоих прихотей!" Малыш, конечно, успокоится, переключится на что-то другое, но эта ситуация даст старт негативному отношению к финансам. А повторяющиеся инциденты лишь закрепят его установку. В будущем юноша либо поставит деньги на пьедестал, и ему все равно будет их не хватать, либо наберет кредитов, поддавшись внезапному "хочу".
Как привить ребенку правильные финансовые привычки
Разумеется, каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было все. Когда нам что-либо запрещают в детстве, мы неосознанно стремимся оградить своего малыша от любых "нельзя". Но такая позиция скорее навредит. Важно учить ребенка грамотно тратить деньги.
Денежная копилка
Малыши хорошо воспринимают яркие цвета и необычные формы. Купите забавную яркую копилку, пусть вещица станет "личным банком" – все денежные сюрпризы и подарки должны храниться именно там. Ежемесячно пересчитывайте вместе с ребенком его личные деньги, думайте, на что их можно потратить, – пусть это станет традицией. Так малышу будет проще оценивать свои финансовые возможности. Каждый раз, когда он просит в магазине что-нибудь, обязательно предлагайте воспользоваться собственными накоплениями. Только без принуждения. Если ребенок наотрез отказывается влезать в свой "банк", значит, товар ему не так уж и нужен.
Допустим, на ту же машинку не хватает определенной суммы – надо еще подкопить. В беседе с сыном подчеркните: "Скоро Новый год, если хочешь, мы подарим тебе столько-то денег – сможешь купить желанную машинку". Возможно, мальчик поймет: на самом деле он ее не очень-то и хочет – проблема разрешится сама собой.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда!
Расскажите ребенку, откуда берутся деньги. Помогите ему понять, что с неба ничего не падает – денежные средства надо зарабатывать. Только не перегните палку, не стоит пугать малыша жуткой сказкой о неинтересной и безрадостной работе.
Тратьте деньги вместе
Старайтесь вовлекать ребенка в семейные траты, параллельно объясняйте, что такое онлайн-покупки, банковские карты, платежный счет, что позволит приобрести та или иная купюра. Если оплачиваете коммунальные услуги по интернету, посадите малыша рядом и расскажите, "как у взрослых все устроено". Например, мультики он смотрит по телевизору, а кушать готовят на плите – это потребление электроэнергии, и ее нужно каждый месяц оплачивать. Где стоит кроватка и столик – в квартире, за нее тоже нужно платить. Постепенно ребенок осознает: этот мир куда сложнее, и траты не ограничиваются игрушками, одеждой и вкусной едой. Тема финансов не должна быть запретной, скучной или проблемной. Даже если ваши возможности ограничены, все равно активно обсуждайте траты, оставляйте хотя бы немного денег на вкусности и другие мелочи (краски, цветные карандаши, мелки).
Принцип "отложенного вознаграждения"
Ранее мы уже говорили о необходимости экономить деньги с помощью "личного банка". Для усиления эффекта вы можете рассказать малышу о самоконтроле. Что сын просит уже долгое время? Машинку, как у Леши, но ему не хватает определенной суммы. Если мальчик на какое-то время откажется, например, от сладостей и сохранит свои накопления, уже к Новому году сможет обзавестись машинкой. Главное чтобы ребенок понял: если он сейчас пожертвует сиюминутным желанием (приобрести мороженое, шоколадку, лимонад), его заветная цель (машинка) будет достигнута быстрее и принесет куда больше радости.
Предложите ребенку роль контролера
Часто малыши капризничают в магазине от безделья. Новая обстановка, обилие красок и вкусных запахов, незнакомые лица побуждают их примерять на себя новую социальную роль – покупателя. Но у малыша нет собственных денег, поэтому он делает вывод: я получу, что хочу, за счет родителей. Так начинаются провокации. Чтобы сохранить нервную систему и себе, и ребенку, превратите покупки в игру. Дайте малышу список покупок и попросите помочь взять все, что требуется. Если он еще не умеет читать, пусть держит в руках заветный список и проговаривает каждый товар, который оказывается в корзине. Еще одна задача – аккуратно разложить продукты, чтобы ничего не упало и не помялось. В итоге у ребенка просто не останется времени на капризы – он будет занят конкретным делом.
Не меряйтесь деньгами!
Уже в детском саду дети начинают сравнивать себя со сверстниками. Так возникают первые неудобные вопросы: "Почему у Марины есть красивая кукла, а у меня нет?", "Коля приносит с собой большие бутерброды с мясом, соусом и помидорами, а я ем обычный бутерброд с сыром и яблоко, почему мне так нельзя?" Ошибкой будет сравнивать свой доход с другими, поскольку ребенок уже с малых лет окажется вовлечен в деструктивную денежную гонку. Но все-таки придется рассказать малышу о разнице в доходах. Сделайте акцент на разнообразии этого мира: никто не хуже и не лучше нас, люди отличаются друг от друга не только чертами характера и внешности, но и образованием, уровнем зарплаты, и если человек зарабатывает меньше – это не делает его плохим.
Рассказываем ребенку о семейном бюджете правильно
Ежемесячным планированием бюджета лучше заниматься всей семьей. Вместе с детьми нарисуйте пирог или нарежьте разноцветные бумажки, за каждую цветную купюру или кусочек пирога отвечает один член семьи. Так, желтый цвет (этот кусочек) – мамина зарплата, синий (другой кусочек) – папина, а оранжевый (еще один кусочек) – бабушкина пенсия. Потом распишите свои траты: одна сумма пойдет на оплату счетов, другая – на продукты, третья – на секции, четвертая – непредвиденные расходы (вдруг кто-то заболел, или ботинки порвались). Не забывайте по возможности оставлять купюры-кусочки для маленьких радостей: малыш будет счастлив, но в то же время поймет, почему осталось именно столько. Если в семье несколько детей, купюры следует распределять поровну, независимо от разницы в возрасте. Если же второй ребенок еще младенец, значит, деньги пойдут на покупку нового вкусного пюре или погремушки.
Не забывайте использовать обучающие материалы по финансовой грамотности. Ярким примером может служить новая книга Ольги Андреевой "Мама, папа, дайте денег!" Она станет хорошим помощником в обучении финансовой грамотности. Игровая форма, минимум теории, практические советы от экспертов, разбор ситуаций из жизни, а также обилие онлайн-ресурсов помогут ребенку стать самостоятельным, целеустремленным и экономным. Учебное пособие дает понятные и простые ответы на самые сложные вопросы. К примеру, как договориться с бунтарями-подростками, что такое осознанное инвестирование, зачем люди страхуют вещи и жизни и занимаются благотворительностью.
Карманные деньги: давать или нет?
Не все родители поощряют карманные деньги, потому что ребенка становится сложно контролировать. Это особенно актуально в отношении подростков: "А вдруг курить начнет или окончательно себе желудок газировкой и чипсами загубит?!" – беспокоятся родители.
По закону (ГК РФ Статья 28, пункт 2) несовершеннолетние дети могут совершать мелкие бытовые сделки без участия взрослых. То есть сходить шестилетнему ребенку в магазин за хлебом или мороженым – это норма. Конечно, только вам решать, давать карманные деньги или нет. Тем не менее психологи советуют переступить через свои страхи и сформировать для ребенка личный бюджет. Это облегчит жизнь, прежде всего, взрослым, поскольку "бремя хотелок" ляжет на плечи самого ребенка. Принцип "отложенного вознаграждения", который мы уже рассмотрели, будет здесь очень кстати. Подросток хочет новый смартфон? Пусть копит. Так его карманные деньги не "растворятся в воздухе", а будут направлены на достижение цели.
Малышам (5-10 лет) лучше давать деньги раз в несколько недель и вместе с ними придумывать, на что их потратить. Если вы каждый месяц планируете семейный бюджет, просто разделите оставшиеся цветные купюры или кусочки на несколько частей. Сумму взрослые определяют сами, исходя из своих финансовых возможностей. Здесь важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не почувствовал себя обделенным и в то же время не слишком раскованным в тратах. Поэтому не стесняйтесь интересоваться у других родителей, сколько денег они выделяют на карманные расходы.
Полезные советы
1. Не оплачивайте хорошие оценки и домашние обязанности.
2. Четко очерчивайте личные границы. Если вы просите ребенка принести предмет из сумки, он должен принести ее целиком, не залезая внутрь. Не забывайте соблюдать те же правила: не копайтесь в вещах подростка, не читайте его дневники. Помните, модель поведения ребенок копирует со старших членов семьи.
3. Учитесь договариваться! Этот совет касается не столько детей, сколько взрослых. Если папа – единственный источник дохода в семье и тратит деньги по своему усмотрению, а мама не может влиять на его финансовые решения, у ребенка искажается представление о бюджете. Постарайтесь сначала открыто поговорить: например, какая-то часть дохода, если не вся, станет общей, и вы вместе будете ее распределять.
4. Играйте в магазин, где ребенок выступает в роли продавца-кассира, а родные становятся покупателями. Это поможет ему ориентироваться в категориях товаров и понимать, что сколько стоит.