Истории, когда выпускник приходит в выбранный вуз и после первого семестра понимает, что "это не его", сдает недостающие ЕГЭ, опять поступает, случаются все чаще. Такое происходит, и если выбор вуза был сделан под влиянием родителей, и если молодой человек определялся самостоятельно. Можно ли как-то "подстелить соломки" — заранее научить ребенка ставить собственные цели, достигать которых будет нужно в первую очередь ему самому? Вот несколько упражнений, которые можно делать уже с младшими школьниками, а со старшими — обязательно.
Каждый ребенок любит мечтать, но не каждый умеет превратить мечту в конкретные цели и упорно стремиться к их достижению. Можно ли помочь ребенку в поиске жизненных целей и определении жизненного пути?
К сожалению, цели наших детей нередко формируются под воздействием моды, стереотипов общественного мнения, да и, что греха таить, бывают следствием нереализованных желаний родителей. Мы общались на "взрослом" тренинге по тайм-менеджменту со слушателем, который 9 лет прожил в ныне чужом государстве, потому что его попросил об этом любимый дед, который там родился и вырос. Вернулся обратно, вычеркнул эти 9 лет из своей жизни и наконец зажил так, как хотел.
Наше участие в судьбе ребенка — это правильно, хорошо, естественно и очень понятно. Но важно, чтобы это участие базировалось прежде всего на выявлении потребностей и устремлений самого ребенка. Как оградить ребенка от навязанных целей? Это не так сложно сделать, выявляя и проговаривая с ребенком его базовые ценности.
Как помочь ребенку сформировать свои ценности
Вы ведь спрашиваете ребенка, когда все вместе собираетесь вечером за столом: "Как прошел день?" Если нет, обязательно введите эту фразу в семейный обиход. Она удивительно уютная, теплая и домашняя и имеет свойство передаваться из поколения в поколение, сближая и сплачивая всю семью.
Еще полезнее, обсудив все дневные события, предложить ребенку выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие. Это важно по целому ряду причин. Во-первых, вы всегда будете в курсе того, что происходит у ребенка. Во-вторых, вы научите ребенка выявлять главное и второстепенное. И, наконец, ребенок постепенно начнет осознанно формировать свои жизненные ценности.
Очень полезно, если ребенок запишет главное событие дня в ежедневнике, а рядом напишет, в чем для него заключается ценность данного события. Таким образом, будут зафиксированы самые яркие и важные для него моменты и, соответственно, он сможет возвращаться к ним через какое-то время. В тайм-менеджменте эта технология называется "Мемуарник". Вот пример мемуарника ребенка.
День недели | Главное событие | Ценности |
Понедельник | Получил четверку по географии | Успешная учеба |
Вторник | Встретил Колю | Дружба, общение |
Среда | Не упал на роликах | Спортивная победа |
Четверг | Пять за контрольную по математике | Успешная учеба |
Пятница | ||
Суббота | ||
Воскресенье | ||
Итог недели | Не упал на роликах | Спортивная победа |
Итак, делаем в течение недели вместе с ребенком упражнение "Мемуарник". В конце недели обсуждаем, что же было особенно интересного, важного. Что запомнилось лучше всего и почему.
Поскольку у школьников существуют свои временные периоды — учебная четверть, полугодие, зимние и летние каникулы, стоит определять и главные события каждого периода. Например, главное событие четверти, главное событие лета.
Можно создать семейный мемуарник и определять главные события всей семьи. Замечательным семейным ритуалом может стать подытоживание за праздничным столом главных событий всей семьи в последние часы уходящего года.
Важно, что подобие данного инструмента можно применять с совсем маленькими детьми, закрашивая разными цветами клеточки календаря. Веселый, радостный день — раскрашиваем клеточку желтым, солнечным цветом. Скучный, тоскливый день — серым цветом, цветом туч. Можно вводить разные ценностные цвета: познакомился с новым другом — красный цвет, научился чему-то новому — зеленый цвет и так далее.
Подобная техника применялась еще в советское время в необычном творческом пионерском лагере. Перед сном каждый ребенок раскрашивал свой календарь в зависимости от того, насколько радостным и счастливым был прожитый день. И взрослые очень внимательно следили за настроением каждого ребенка. Кстати, и работа пионервожатого оценивалась тоже по преобладающим цветам в календарях детей. А уж возникновение черного цвета расценивалось просто как ЧП.
Как помочь ребенку чувствовать себя успешным, а не неудачником
Вы никогда не задумывались, почему у хорошо воспитанных молодых людей в нашей стране очень распространены закомплексованность и низкая самооценка? Немаловажную роль в этом играют семья и школа, сосредоточившиеся на том, что ребенок делает не то и не так. Категорическое неприятие необычного мнения ребенка без попытки разобраться, что же правильного и разумного было в высказывании ученика, — это, к сожалению, во многих школах обычное явление.
Нередко нам, родителям, почему-то кажется, и мы это высказываем ребенку, что его успехи — это нормально, так и должно быть. Поэтому особо хвалить и не обязательно. А вот за проколы ругать — обязательно. В результате, вместо того, чтобы "копить победы", ребенок невольно "копит" свои поражения.
Давайте попробуем сделать прямо противоположное: сфокусируем внимание на победах и достижениях ребенка. Итак, перед вами еще одна технология, направленная на выявление ценностей ребенка. Она называется "Список достижений".
Обсудите с вашим ребенком, какими жизненными успехами, победами и достижениями он гордится. Почему это важно для него? Какие ощущения он испытывает, вспоминая это? Заполните вместе список его достижений.
Дела, которыми я горжусь, — что сделал, чего добился, что мне удалось | Почему это так важно для меня? |
Это — то важное, что ребенок уже сделал. А теперь поговорите с ним о том, что он хочет сделать в будущем. Иными словами, чего он хочет добиться в жизни. Выясните вместе, зачем ему это нужно, почему это важно для него. Постарайтесь вместе заполнить другую таблицу — таблицу его будущих достижений
Чего я хочу добиться в жизни | Почему это так важно для меня? |
А теперь напишите вместе с ребенком, что он сделает прямо с завтрашнего дня для того, чтобы приблизить свои будущие достижения: первое, второе, третье!
Как помочь ребенку понять свои потребности
Еще один способ выявления ценностей для последующей постановки целей называется "Анализ потребностей". Представьте себе, что у вас есть миллион долларов. На что вы их потратите и для чего?
Предположим, вы хотите загородный дом. Для чего он вам нужен — чтобы проводить время на свежем воздухе? Или вам хочется, чтобы была большая-большая семья, и всем хватало места? Или вы очень любите животных, и вам тогда можно будет завести несколько больших собак? А, может, вам хочется содержать конюшню и разводить лошадей? Или вы любите, чтобы было много гостей, чтобы все пели, играли и никому не мешали? А может, дом вам нужен потому, что он есть у девочки из вашего класса, и вам тоже хочется?
Или ребенок воображает себя владельцем предприятия (банка, гостиницы). Зачем — потому, что звучит круто? Или денег много платят? А зачем ему деньги, что он собирается с ними делать? Или хочет сам все решать и за все отвечать?
Попробуйте заполнить вместе еще одну таблицу и проанализируйте то, что получилось.
Покупки / Дела | Зачем? Для меня это важно? Почему? |
Обратите внимание на то, что у вас в левой колонке получились некие цели, а в правой — ценности. Посмотрите, все ли это действительно нужно, если подумать, нет ли в таблице навязанных целей, обсудите это с ребенком.