Сразу начинать фотографировать людей — все равно что на первом занятии по вождению пытаться управлять автобусом, полным пассажиров. Да, портреты — наша цель. Но оттачивать мастерство настройки камеры я все же советую на неодушевленных предметах. А в портретной съемке вы еще успеете потренироваться.
Почему не стоит сразу начинать с портретов даже хороших знакомых?
Фотографируя людей, вы берете на себя некоторые обязательства. И речь не только о том, чтобы отдать своим моделям готовые снимки. Каждый человек хочет выглядеть на портрете хорошо. Очевидно, что все хотят себе нравиться. Но когда еще не вполне справляешься с настройкой камеры, при съемке бывает очень нелегко одновременно позаботиться и о том, как человек получится на фотографии. На первых порах вы, скорее всего, уделите больше внимания тому, чтобы получить качественный снимок с точки зрения света, цвета, резкости, правильного фокуса и других технических характеристик, и можете упустить из виду более "лиричные" факторы, такие как ракурс, поза, выбор фона. А модель в это время, напротив, больше озабочена том, чтобы выглядеть, как на картинке из глянцевого журнала. Налицо явный конфликт интересов!
Чтобы не вызвать недовольство моделей, я и советую набираться опыта, снимая неподвижные предметы. И только когда вы будете стабильно получать удовлетворительные результаты при настройке камеры, можно начинать фотографировать людей.
Для таких съемок важно не только правильно задать технические параметры. Нужно, чтобы человеку понравился его портрет, а этого добиться труднее всего. Я не раз встречала фотографов, которые делали отличные по технике снимки людей, но при этом не задумывались о том, что каждую модель нужно фотографировать определенным образом, подчеркивая ее достоинства и скрывая недостатки.
В этом разделе мы рассмотрим те важные факторы, от которых зависит создание не только технически совершенного, но и ценного в художественном отношении снимка. Причем не только для классического поясного портрета, но и для всех типичных сюжетов, интересных тому, кто решил стать фотографом для себя самого и для своих близких.
"А можешь сфотографировать меня гламурно?.." Слово "гламур" и глянцевые журнальные образы так прочно завладели умами, что люди перестали воспринимать настоящие, живые реалистичные фотографии. Если все же очень хочется сделать снимок с "глянцевым" налетом, подберите для своих моделей соответствующие образы и позы (их можно подсмотреть в модных журналах).
Такое фото вполне реально получить в бытовых условиях. Например, этот снимок был сделан на лоджии обычной квартиры, а затем попал на обложку журнала. Мягкий естественный свет и внешняя вспышка, направленная в потолок, равномерно подсветили модель, создав всего одну тень от полей шляпы. (Верхнюю часть вспышки нужно развернуть так, чтобы она была направлена под углом 45 градусов к потолку.)
Включите позитивную музыку, шутите, рассказывайте истории из жизни — разговаривайте с людьми, которых фотографируете. На съемках человек чувствует себя растерянным и незащищенным, он боится фотографа, даже если знаком с ним много лет. Хвалите, поощряйте своих моделей — для них это очень важно.
Многие ваши модели будут говорить, что они нефотогеничны. Абсолютно нефотогеничных людей не бывает, просто процент удачных снимков у одних людей больше, а у других меньше. Но он никогда не бывает нулевым. Фотограф должен видеть, в каком ракурсе модель выглядит хорошо, уметь подчеркивать достоинства и скрывать недостатки. Главное: если человек боится фотографироваться, то помогите ему расслабиться — поговорите с ним, пообещайте, что сотрете неудачные снимки. Как показывает моя практика, обычно в итоге такой человек остается доволен результатом.