В последние годы от психологов часто можно услышать: не спешите учить ребенка буквам и счету — лучше развивайте эмоциональный интеллект. Действительно, умение распознавать свои и чужие эмоции — очень важный навык, а в эпоху засилья гаджетов овладевать им становится все труднее. Тем более, что сами родители часто не могут определить свои эмоции — их этому не учили, а выражать отрицательные эмоции долгое время считалось вообще неприличным. На помощь придет книга-тренинг психолога Анны Быковой "Как подружить детей с эмоциями": читая ее вместе с ребенком, выполняя веселые задания, родители и сами станут "подкованнее", и детям помогут разобраться с их эмоциями. Вот одна из глав книги.
Зачем нужны эмоции?
— А что было бы, если бы эмоций не было? — спросил Андрей.
— И правда, — сказала мама. — Давай вместе подумаем. Представь, что у человека нет эмоции страха. Совсем нет.
— Это будет самый смелый человек, — восторженно воскликнул Андрей.
— Не-a, это будет самый глупый человек, — скептически заметила Настя, — он будет лезть куда не надо, перебегать дорогу на красный свет, дразнить злую собаку, гнать машину на бешеной скорости. В общем, не будет понимать, что опасно, а что — нет.
— Ты права, эмоция страха бережет нас от опасности. А зачем нужен гнев? Вспомните, когда гнев вам чем-то помог?
Настя начала первой:
— В школе девчонки решили надо мной посмеяться и на перемене спрятали мой пенал. Я разозлилась и сердитым голосом сказала: "А ну отдайте!". Они поняли, что мне не до шуток, и вернули пенал.
— А у меня в садике на прогулке Гриша отнял машинку, я разозлился и обратно ее забрал.
— Вот видите, гнев нужен, чтобы показать другим, что происходящее вам не нравится. Гнев помогает нам отстаивать нашу собственность, нашу территорию и наши желания. Но гнев, как очень сильное оружие, лучше оставлять на крайний случай, когда все другие способы перепробованы и не принесли результата.
— Ну хорошо, а отвращение? — Насте было любопытно узнать: неужели есть какая-то польза от такой неприятной эмоции?
— Если бы я тебе предложила сейчас съесть гнилое яблоко или прокисший суп, что бы ты сказала?
— Фу-у-у! — Настя даже скривила лицо от отвращения.
— Ага! — радостно заметила мама. — Я вижу на твоем лице эмоцию отвращения, которая предостерегает тебя от того, чтобы есть всякую гадость. Отвращение и разные его формы: брезгливость, неприязнь — защищают нас от того, что нам не нужно, неприятно или даже вредно.
— А печаль зачем?
— Печаль, как и радость, — это то, что помогает нам почувствовать важность, ценность кого-то или чего-то. Когда ты приходишь в детский сад и встречаешь там ребят, ты всем радуешься одинаково?
— Нет, я Виталику больше всех радуюсь, потому что он мой друг.
— А если Виталик болеет и не ходит в садик, что ты чувствуешь?
— Мне тогда грустно. Я люблю играть с Виталиком.
— Через грусть и через радость ты понимаешь, что Виталик тебе дороже всех остальных ребят из группы. Если бы не было этих эмоций, тебе было бы все равно, с кем играть. И тогда не было бы дружбы. И не было бы любимой игры, любимого занятия, любимой сказки, любимого блюда. Было бы вообще "все равно". Печаль и радость очень связаны. Для них есть правило: чем больше ты чему-то радуешься, тем сильнее огорчишься, если это потеряешь. Вот, например, если я сейчас принесу тебе новый конструктор, ты обрадуешься?
— Еще как!
— А потом скажу: "Ой, это не тебе" и унесу обратно. Ты расстроишься?
— Конечно. Даже поиграть не успел.
— А если я принесу в комнату пачку соли, ты обрадуешься?
Андрей пожал плечами:
— Зачем мне соль? Я бы, может быть, просто удивился, но не обрадовался.
— А потом я так же внезапно унесу соль. Ты расстроишься?
— Нет. Удивлюсь. И скажу: "Странная мама: соль туда-сюда носит".
— И по твоим эмоциям я могу понять, что конструктор для тебя важен, а соль — нет. А вот для бабушки, когда она варит суп, наоборот, соль имеет ценность, а конструктор — нет.
— То есть по эмоциям человека мы можем понять, что для него ценно, а что нет, — подытожила разговор Настя.
— Да, верно, — мама согласно закивала.
— А интерес зачем?
— Когда ты задаешь мне вопрос, тобой движет эмоция интереса. Без интереса человек бы не хотел узнавать что-то новое, он бы тогда не умнел, не развивался.
Кстати, в примере про соль ты упомянул эмоцию удивления. Удивление человек ощущает, когда что-то идет не так, как обычно, не как он привык, когда возникает неожиданная ситуация. А чтобы ситуация оказалась неожиданной, должны быть какие-то ожидания.
Например, ты заглядываешь в кастрюлю, чтобы узнать, что у нас на ужин, тобой движет эмоция интереса. Но если ты там увидишь синие макароны, то ты удивишься, потому что ты уже знаешь, что макароны обычно другого цвета. У тебя были определенные ожидания того, что ты увидишь в кастрюле. А синие макароны ты никак не ожидал. Поэтому и возникла эмоция удивления.
— Я поняла, — оживилась Настя, — если я увижу на улице летающего голубя, я не удивлюсь, потому что я уже знаю, что голуби могут летать, и ожидаю этого. А если увижу летающую корову, то удивлюсь, потому что это неожиданно. А какой-нибудь малыш, который еще не знает, что бывают животные летающие и нелетающие, увидев парящую по небу корову, нисколечко не удивится. Подумает, что так и надо.
— Точно! Еще хочу сказать, что удивление очень быстрая эмоция. Она стремительно сменяется другой эмоцией:
- Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.
- Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.
- Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.
— А я могу показать удивление, которое переходит в радость!
Андрей высоко поднял брови, открыл рот, а потом начал смеяться. Настя тоже засмеялась:
— У тебя было такое же лицо, когда ты открыл коробку, которую принес папа, и увидел там щенка!
Андрей увлекся игрой с показом эмоций:
— А сейчас я покажу отвращение! У тебя такое лицо бывает, когда тебе в манной каше комочек попадается!
Настя тоже подключилась к игре:
— А я покажу твое лицо, когда ты включил телевизор, а одновременно с этим соседи стали сверлить стену и тебе показалось, что это телевизор так зашумел и сейчас взорвется! Теперь я знаю, что это было удивление от неожиданности, которое перешло сначала в испуг, а потом в радость, когда ты понял, что опасности нет.
Ребята долго еще изображали разные эмоции и вспоминали события из жизни, с которыми эти эмоции были связаны. Давайте и мы поиграем в игры, которые помогут нам научиться лучше распознавать эмоции.
Учимся распознавать эмоции
Давай-ка вспомним! Вспомните вместе с ребенком его удивление и чем оно сменилось. Что в тот момент показалось таким неожиданным?
Я удивлюсь, если... В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы "Я удивлюсь, если...".
Например:
"Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом".
"Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна".
"Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян".
Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, — она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое "ожидаемое" и "неожиданное".
Изображаем эмоции. Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию:
- страха
- гнева
- отвращения
- печали
- радости
- интереса
- удивления
Потом сделайте это сами. Еще раз — вместе! Понравилось?
Угадай эмоцию. Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.
Читаем эмоции. Посмотрите на лица на картинке. Обсудите с ребенком, какие эмоции они выражают?
Умение читать по лицу эмоции очень помогает в общении. Вы можете не ограничиваться этими заданиями, а придумывать свои.
Например, повести ребенка в музей, в зал, где представлены портреты или картины бытового жанра, рассматривать лица, строить предположения о том, какие эмоции изобразил художник.
Можно рассматривать семейные фотографии или составить свой альбом эмоций, вырезая картинки из журналов.
Можно пойти на прогулку в компании друзей, прихватив фотоаппарат, и устроить "эмоциональную фотосессию". Каждый будет по очереди изображать "я злюсь", "я боюсь", "я радуюсь", "я удивляюсь", "я грущу", "я испытываю отвращение", "я интересуюсь", "я обижаюсь". Чем больше людей в этом поучаствует, тем больше возможностей увидеть сходства и различия в проявлении эмоций.