Даже в лучезарном детстве мы переживаем поражения — первую насмешку, ссору с другом, неудачную шутку. Как поддержать ребенка и помочь ему справиться с подобными ситуациями с пользой для своего будущего? Об этом рассказывает Надежда Проняева — педагог высшей квалификационной категории и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Поражения — это нормально
В специализированной литературе есть термин "атихифобия". Он возник от сочетания корней латинских и древнегреческих слов "несчастный" и "страх" и означает патологический и необоснованный страх перед неудачами. Плохая новость кроется в том, что этот страх в той или иной степени заложен в каждом из нас, но хорошая заключается в том, что с этим можно и нужно бороться.
Желание побеждать уже заложено в ребенке. Но насколько легко малыш будет воспринимать неудачу — это зависит и от его собственного темперамента, и от реакции, эмоций и поведения родителей и окружающих взрослых людей. Злость и обида, которые возникают у ребенка в момент проигрыша, естественны. Нет смысла пресекать эти эмоции и заставлять детей заглушать эти проявления — вред проявится позже и даже в уродливой форме.
Взрослый может подсказать ребенку, как изменить ситуацию, и научить ослаблять страх или гнев. Важно научить ребенка спокойнее переживать неудачу. Пусть он поймет, что ошибиться — это естественно для каждого, что это не так уж и страшно, и всегда можно исправить положение, пусть и не до исходной точки. И в следующий раз ситуация будет понятнее.
Мера ответственности возлагается на взрослого: запас терпения, понимания, любви и настойчивости должен быть огромен. Стоит раз за разом объяснять механизм поведения понятными для ребенка словами и показывать собственный пример выхода из неприятной ситуации.
Почему нужно научить ребенка принимать поражения
Неудача — ключ к успеху. Но многие взрослые, опытные педагоги и наставники труднее и болезненнее воспринимают ситуацию поражения, поэтому научить ребенка правильно справляться с неудачей не так-то просто. Нам, взрослым, нужно начать с себя.
Выдающиеся люди, которые прошли трудный путь, но победили, делятся пониманием потенциала, заложенного в неудачах. Например, Билл Гейтс говорил: "Праздновать успех — это прекрасно, но гораздо важнее извлекать уроки из неудач". Илон Маск сказал: "В моей компании неудача — это возможный вариант. Если у вас не бывает неудач, значит, вы недостаточно инновационны".
Проработав с самим собой отношение к неудачам, взрослый может помочь ребенку двигаться вперед к успеху. Но это не единственная и не жестко сформулированная цель. Важнее научить ребенка стойко и достойно выходить из неприятной ситуации.
Первый совет: поймите ребенка
Правильно оцените состояние ребенка, не сразу "заглушайте" его открытые эмоции.
Постарайтесь понять, насколько глубоко ситуация задела ребенка. Полезно через небольшой промежуток времени аккуратно поговорить с ним о произошедшем. Тогда стихнет первая, острая реакция и станет понятно, что именно довело ребенка до обиды. Например, он переживает из-за того, что не достиг цели, или из-за реакции друга. Для каждой из ситуаций слова поддержки или алгоритм действий будет разным, зависящим от характера конкретного ребенка.
Мягких, чувствительных детей еще больше обижает и заставляет прятать истинные эмоции агрессивно-победительный настрой родителей, требующих "не раскисать" и "не ныть". Конечно, детей с таким восприятием мира нельзя погружать в мир постоянного сочувствия и не стоит у них взращивать жалость к себе — это путь к другим проблемам. Зато мягко успокоив, взрослый может показать варианты решения сложившейся проблемы и аккуратно наметить пути выхода из нее.
Детей с активной позицией и открытым темпераментом можно подбодрить, быстрее переключить на другой вид деятельности и показать активные пути решения проблемы.
Второй совет: заверьте ребенка в любви
Важно в сотый раз убедить ребенка, что его любят, ценят и понимают в любой ситуации, независимо от победы или проигрыша.
Дети часто ставят в зависимость свой успех и любовь значимых для него взрослых. В трудной ситуации нужно дать понять ребенку, что его личность и ценность никак не связаны с победой в конкретном деле. Нужно постепенно научить его понимать глубинную разницу осознания себя как ценной личности и значимости себя как победителя в соревновании, учебе, творческой и спортивной деятельности.
Третий совет: объясните, что успех достигается не сразу
Укрепляйте в ребенке понимание того, что успех приятен и необходим, но он может достигаться не сразу, с трудом и не всегда. Это самая большая трудность для понимания, ведь ребенку нужно все здесь и сейчас.
В любой игре с ребенком необходимо ненавязчиво комментировать его успешные действия, акцентировать, что с ним интересно играть. Важно обсуждать увлекательные моменты, которые не только связаны с конечным результатом, но и являются непосредственным игровым процессом. Это поможет сформировать у ребенка понимание ценности не только полученного результата, но и всего пути. И даже проигрыш может восприниматься как один из этапов удивительного путешествия на пути к успеху.