Как научить ребенка контролировать себя?

Плохое поведение ребенка с СДВГ – как изменить на хорошее?

Полезность: 5 из 5 Интересность: 5 из 5 (2 оценки)

В одних странах считают, что дети с нарушениями поведения должны принимать лекарства, чтобы лучше вписываться в школьную жизнь и не страдать от проблем с учебой. В других — например, в Финляндии — научились "всем миром" менять плохое поведение детей на хорошее. Методика освоения навыков Бена Фурмана, о которой мы уже рассказывали, продолжает находить своих сторонников. Вот как удалось помочь мальчику с СДВГ.

Методика освоения навыков

Взрослые склонны рассматривать проблемы ребенка как симптомы какого-либо нарушения, которое необходимо лечить, в то время как для детей проблемы — это отсутствие умений, которыми нужно овладеть. Методика освоения навыков основана на "детском" подходе. Ее цель — помогать детям в освоении навыков, которые необходимы им для преодоления существующих проблем. При этом методика требует вовлечения в процесс родных, школы и друзей ребенка, и поэтому она оказывает воздействие не только на него самого, но и на все его социальное окружение.

Способ подходит для весьма широкого круга проблем. К ним относятся страхи, неадекватное поведение, трудности с концентрацией внимания, питанием, сном, туалетом, дурные привычки, детские истерики и т.д. Также метод работает для облегчения состояния при более серьезных нарушениях, таких как синдромы дефицита внимания и навязчивых состояний, гиперактивность и эмоциональная нестабильность, так как он помогает научиться лучше контролировать себя.

Методика освоения навыков разработана для детей от трех до 12 лет, но ее можно применять и в работе с подростками и даже со взрослыми. Изначально она была рассчитана на специалистов — психологов, консультантов, социальных работников, педагогов специального образования — то есть на тех людей, чья работа связана с помощью детям в преодолении проблем. Однако метод настолько прост и надежен, что при минимальном руководстве со стороны профессионала его могут применять и родители.



8-летний мальчик, который всегда опаздывал

Райя Вайсанен — логопед из города Оулу, что на севере Финляндии. Она консультирует сотрудников школ и детских садов по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и аутизмом.

Однажды Райю попросили принять участие в собрании в одной из школ ее района. Встреча была посвящена восьмилетнему Олли, которому поставили диагноз "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). Логопеду предстояло объяснить, что такое СДВГ, как он проявляется и как школа может помогать детям, страдающим этим расстройством.

Как научиться не опаздывать

Выяснилось, что у учителей Олли накопилось множество жалоб на него. Он не мог концентрироваться на работе, не записывал домашние задания и не делал их, плохо влиял на обстановку в классе... Список был бесконечным.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, Райя спросила у учителей, что дается мальчику труднее всего. Оказалось, что он никогда не приходит вовремя, вместе с другими детьми, с перемены. Вместо этого он опаздывает, а когда наконец заходит в класс, то чаще всего ведет себя неподобающе — например, садится в мусорное ведро и прикрывается бумагой или еще как-нибудь кривляется, стараясь привлечь внимание одноклассников.

После того как была выявлена главная проблема, предстояло решить, какое умение может помочь справиться с ней. Ответ был очень прост. Олли необходимо было научиться вовремя приходить в класс после перемены. Как только умение было определено, тон обсуждения сразу сменился. Отчаявшиеся учителя начали оживленно предлагать, как можно помочь ученику овладеть одним из многочисленных навыков, необходимых для адаптации к школе.

Как научиться не опаздывать

После собрания Олли сказали, что взрослые хотели бы, чтобы он научился вовремя возвращаться в класс вместе с другими детьми. Он согласился попробовать. Согласно разработанному плану кто-нибудь из школьных работников должен был подходить к мальчику за пять минут до конца перемены, чтобы предупредить его о том, что скоро начнется урок, и говорить, к примеру, следующее: "Скоро прозвенит звонок и пора будет идти в класс".

План был приведен в исполнение. Все привыкли дважды напоминать Олли об окончании перемены: один раз — минут за пять до звонка, и второй — прямо перед тем, как он зазвонит.

Все сотрудники школы были вовлечены в поддержку Олли. Учителя, повара, лаборанты — все старались подбодрить и похвалить его, когда видели, как он возвращается с перемены вместе с остальными, говоря: "Вот молодец! Возвращаешься вовремя". Если во дворе кто-нибудь замечал, что он направляется в здание, услышав звонок, ему обязательно говорили: "Прекрасно! Ты пошел в класс сразу же, как прозвенел звонок. Так держать!"

Не только взрослые, но и другие ученики узнали о том, что их одноклассник осваивает нужное умение, и тоже стали поддерживать его. Этой сильной положительной обратной связи, которую мальчик получал от окружающих, было более чем достаточно для того, чтобы быстро освоить навык и превратить его в постоянную привычку.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Как научить ребенка контролировать себя?"

Вы не авторизованы.

интересная статья, со многим согласна) спасибо!
2019-05-27, sunny_sun_87
Поделитесь:

18.05.2019
Обновлено 18.05.2019
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Близкие по теме статьи
Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?
Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?
Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе
Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?
Скоро в школу. А вы будите подростка по утрам и напоминаете про уроки?
Тайм-менеджмент для детей: чему пора научиться в средней школе
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!