Мой сын попал домой в возрасте четырех с половиной лет. До этого он жил в Доме ребенка.
Мой мальчик отчетливо умел выговаривать 12 звуков, панически боялся потерять меня из виду, был уверен, что в темноте живут Бабайки, не умел жевать, засыпать и не видел разницы между своей новой семьей и окружающими нас чужими людьми.
В феврале планируем отмечать 2 года, как мы вместе.
Вы скажете, это мало? И я соглашусь с вами. Очень мало, но мы многому научились, и во многом нам везло.
Не знаю, как учат маленьких детей жевать, а большому мальчику сложно объяснить, что пищу нужно не закладывать за верхнюю губу и не высасывать из нее сок, а жевать зубками. Я учила его жевать жевательную резинку и уже от нее плавно переходила на яблоки, котлетки, печенья.
Борьбу с Бабайками в темноте мы вели от противного. Закрывались вместе с сыном в ванной, выключали свет и рассказывали друг другу разные смешные истории. А весной стали выходить на улицу и гулять перед сном в темноте. Недавно у нас отключили свет вечером во всем квартале, и мой мальчик совершенно безмятежно перенес эту неприятность.
Наш говорливый мальчик виртуозно изъяснялся освоенными 12 звуками и не комплексовал по этому поводу. Он искренне не понимал, зачем ему произносить невыносимо трудный звук «Р» и почему вместо легко доступного «Фс» нужно говорить целую армию разных шипящих.
Сыночек очень любит петь, и каждый вечер мы уделяли один или два часа песням. Пели все возможные слоги подряд: «Ба-бя-бо-бё-бу-бю-бэ-бе-би-бы», и так на каждый согласный, а после можно было петь любые песни, пока не устанешь. Как малыш радовался, когда однажды совершенно случайно у него получился настоящий «ррр», настоящий «л» и настоящий «щ».
Но труднее всего было научиться засыпать. Первые три месяца я укачивала его на руках, как грудничка, иногда по два-три часа, потом старалась как можно аккуратнее положить в постельку, а он со своей стороны старался не упустить момент, когда я соберусь уходить, чтобы схватить меня за руку.
Тут меня спасли разные приспособления и сказки. Я купила наклейки на потолок и стены, которые накапливают свет и потом некоторое время светятся в темноте, часы-будильник с разноцветной подсветкой и диафильмы. В разные дни мы то рассматривали звезды на потолке, то смотрели диафильмы и плавно, медленно засыпали. Со временем сын научился засыпать сам и теперь смотрит диафильмы или разглядывает огоньки на потолке изредка, ради развлечения.
Еще одну трудность представляло объяснить ему, что он живет не за надежным забором, и среди окружающих нас людей на улице могут оказаться опасные. Чтобы малыш не потерялся, мы первым делом выучили свой адрес. И буквально через неделю этот наивный ребенок на автобусной остановке приглашал к нам в гости сидящего рядом бомжа: «дяденьку жалко, у него одежда грязная, пусть придет, помоется». А потом в автобусе приглашал понравившуюся ему незнакомую девочку приехать и поиграть в его игрушки, у него их много.
А примерно через неделю к нам в окно среди ночи попытался залезть бомж. Нет, не тот, которого он приглашал в гости, но урок был выучен, и сыночек больше не пристает к незнакомцам на улице и твердо знает, что адрес свой можно называть только полицейскому и знакомым.
Сейчас малыш вырос, догнал сверстников в развитии, учится в музыкальной школе и готовится к поступлению в общеобразовательную. Уже научился читать и считать. Мечтает стать старшим братом.