Одна из главных претензий родителей к дистанционному обучению – ребенок меньше общается со сверстниками. Причем беспокоит это обычно именно тех взрослых, кто и сам не очень-то общителен и втайне надеется, что школа "научит дружить", раз в семье не получилось. Увы, обычно дети копируют семейную модель поведения. Но даже необщительные родители могут кое-что сделать. Вот два диалога из радиопередачи "Любить нельзя воспитывать", которую педагог Дима Зицер ведет на радио "Маяк".
Искусство вам в помощь
Ксения: У меня такой вопрос: нормально ли в жизни не иметь друзей? Так сложилось, что мне тридцать восемь лет и у меня нет друзей.
Дима: Это однозначно нормально.
К.: Мне кажется, это ненормально.
Д.: А что за вопрос?
К.: Моей дочери двенадцать лет, и так складывается, что у нее такая же модель поведения, как и у меня. Она не то чтобы отталкивает сверстников, но и не дает возможности им приблизиться к ней. Как научить моего ребенка дружить?
Д.: Научиться дружить. Однозначный ответ, и я уверен, вы его знали до того, как позвонили.
К.: Ну нет. Я не умею дружить и не хочу общаться с людьми.
Д.: Вы — мизантроп, я понимаю.
К.: Да, наверное.
Д.: Ксения, давайте разберемся. Я человек, наоборот, очень общительный, дружелюбный и т.д. Вы человек другой. И это прекрасно! Расскажите мне, в чем ценность отсутствия дружбы? Почему хорошо, когда ни с кем не общаешься?
К.: Меня раздражают люди. Раздражают. По разным причинам.
Д.: Но если вы так искренне говорите, как вы сможете научить своего ребенка действовать наоборот?
К.: Не знаю.
Д.: Я один метод вам подскажу. Он пассивный.
К.: Пассивный?
Д.: Пассивный. Наш с вами разговор еще раз доказывает, что модели поведения передаются через нас. В этом смысле вы действительно сделать ничего не можете, если не хотите. Так устроена ваша личность, ваша натура такова. Вам хорошо одной. Так оно и будет.
Пассивный метод заключается в следующем: если ваша дочь вдруг начнет себя вести иначе, все, что вам нужно сделать, это отступить. Понимаете? То есть в случае, если вокруг нее вдруг появятся какие-то люди (я понял, что сейчас их нет), отступите назад.
Вы не сможете ей сказать: "Доченька, дружить — это хорошо". Она вам не поверит. Она подумает: "Мама сама не дружит и столько раз говорила, что нет в этом ничего хорошего, и тут вдруг начала твердить что-то странное".
Переходим ко второму совету, странному и немного опасному. Поговорите с ней об этом. Не о том, как хорошо не дружить, а о том, как устроены человеческие отношения. Уверяю вас, ваши взгляды не будут абсолютно идентичны. Она взрослая. Ей есть что сказать.
К.: Мне придется объяснить, почему я не дружу. Вдруг тогда она будет хуже ко мне относиться?
Д.: Не будет. Дослушайте совет. Я же не сказал идти к ней на исповедь. Она ни о чем вас пока не спрашивала. Не нужно пугаться заранее. Спросит — ответите. Мне кажется, что человеческие отношения необязательно обсуждать на собственном примере. Вы киношки вместе смотрите?
К.: Да, смотрим.
Д.: Молодцы. Есть столько замечательных фильмов! Почти в любом фильме иллюстрируются человеческие отношения, если только он не очень плоский. Больше говорите об увиденном. Почему героиня поступила так, почему герой поступил эдак? Обсудите друг с другом, что думаете об этом. Если возникнут какие-то личные вопросы, то и слава богу.
Книжку же какую-нибудь в своем прекрасном одиночестве вы читаете? Расскажите ей про эту книжку, поделитесь с ней тем, что вас удивило. Скажите, например: "Ой, никогда бы не подумала, что такие дружеские отношения — это здорово. А ты что думаешь?". И она расскажет.
К.: Я знаю, что она думает. Она меня спрашивает, почему я не могу завести дружеские отношения с кем-то.
Д.: А вы отвечайте: "Не хочу". Я даю вам путь. Идите не через себя. Пусть у вас будет много разговоров на эту тему. Материал — книги, фильмы, спектакли, картины. В общем, искусство вам в помощь.
Дружба – это всегда работа
Андрей: Моя дочь учится в пятом классе. У нее очень мало друзей. В школе их вообще нет. При этом она человек жизнерадостный, общительный, позитивный, неконфликтный. Как найти друзей?
Дима: А что она об этом говорит? Ей друзья нужны вообще?
А.: Конечно, нужны. Она переживает, когда мы заводим эту тему. Подружка на другую девочку переключилась, игнорирует ее.
Д.: Надо спокойненько вместе с ней сформулировать, чего она ищет и что такое дружба. Она в возрасте, когда это понятие начинает обретать серьезное наполнение.
Друг — это кто? Тот, кто приходит к тебе играть, ночевать, или тот, кому секрет можно рассказать, или человек, которой дружит со мной и еще с разными людьми. Тут много разных вариантов. Надо помочь ей понять.
Может, на самом деле у нее есть друзья. Вы говорите, подружка переключилась на кого-то другого. Разве нельзя втроем дружить? Может, есть что-то, что ей мешает? Это первое. Второе: наверняка она ходит не только в школу, но и гулять во двор, и на кружки. Там тоже бывают друзья. У вас много друзей?
А.: Нет, конечно.
Д.: Двое, трое?
А.: На пальцах одной руки можно пересчитать.
Д.: Давайте быстро дадим определение, кто такой друг.
А.: Это тот, кому можно позвонить и в горе, и в радости. Кто поможет. С кем легко общаться. Тот, кто лишнего не спросит.
Д.: Супер. Я абсолютно с вами согласен. В общих чертах, конечно. Может, у нее есть такие друзья рядом? Откуда вы знаете, что нет? Тем более вы говорите, что была подруга, потом она на кого-то переключилась. Так бывает в этом возрасте. Пусть ваша дочь позовет ее лишний раз в гости. Пусть они вместе сходят в киношку, поболтают. Мы же знаем, что дружба — это в каком-то смысле всегда работа.