Очень часто слышу от знакомых фразу «мой ребенок такой капризный, невозможно что-либо заставить сделать/съесть» (знакомое вам — подчеркнуть). Я считаю, что все детские капризы от неправильной подачи.
Так получилось, что практически всю свою жизнь я занимаюсь воспитанием детей. Когда мне было 15 лет, у меня появился брат, с которым я проводила очень много времени из-за занятости родителей. Сейчас я сама — мама двух замечательных деток. Да и подруга часто оставляет у меня крестника. В общем, вся моя жизнь — это дети, и я могу себя считать экспертом по вопросам воспитания и питания.
Еда должна быть полезной и красивой!
Например, можно сказать «Ешь немедленно брокколи, она полезна!» — вряд ли ребенка впечатлит ваш аргумент. Ну, полезна — и что? А почему не вкусно-то! Мои дети тоже не фанаты всяких брокколи и сельдереев, но я и никогда не подавала их в чистом виде. Мои с удовольствием едят пюре, которое украшено чем-нибудь. Например, иногда я выкладываю кедровыми орешками смешные рожицы. Дети съедают только так! Стоит оговориться, что им уже больше 5 лет, дочке — 5, 5 лет, а сыну — 8 лет, поэтому орехи понемногу есть можно, аллергии нет. А брокколи вообще самая незаменимая вещь для детей всех возрастов. Во-первых, это гипоаллергенный продукт. Во-вторых, капуста содержит много клетчатки, а значит способствует хорошей работе кишечника. И в-третьих — это же кладезь полезных витаминов и минералов! А чтобы ребенка не смущал запах, можно в пюре добавить его любимый овощ, сделать смесь.
Дети очень любят не только вкусную еду, но и красивую. Дайте ребенку огромный разноцветный торт с вишенкой сверху — он же будет самым счастливым. А если вместо красивого торта положите перед ним пирог из шпината, представляете реакцию? Поэтому очень важна подача полезных блюд. Даже фруктовое пюре можно украсить небольшим количеством конфитюра — и это уже любимое блюдо ребенка. Ненавистную манную кашу, которой пугают в детских садах, можно украсить ягодками или изюмом (если, конечно, нет аллергии). Экспериментируйте! И ни в коем случае не ставьте ультиматумы вроде «Не съешь суп, не пойдешь гулять!», вы же не хотите детских обид? Налейте еще одну тарелку супа, посадите любимую игрушку ребенка рядом, поиграйте в «кто быстрее съест суп», подносите ложку игрушке и съедайте сами, вот увидите, ребенок захочет принять активное участие в вашей игре.
«Увлекательная» еда
Есть и такие дети, каким, например, был мой брат, которые не любят есть ягоды. У них нет аллергии, они просто не любят. А ведь в ягодах столько витаминов. Летом, когда был сезон клубники, смородины, малины, мы с мамой придумали игру в «полезные шашки». Вместо шашек у нас были ягоды, например, черная смородина против красной или малина против клубники. Играли также как и в обычные шашки, только не откладывали в сторону «съеденную», а клали в рот. Полезно, вкусно и интересно! Брат настолько увлекался, что забывал про свои «не хочу, не люблю». С лета мы обычно замораживали много ягод, и в зимнее время, чтобы не было авитаминоза, мы толкли ягоды с сахаром — получалось такое вкусное а-ля смузи. Сейчас своим детям делаю также, только уже все проще с помощью блендера. В этом году, к сожалению, урожай не удался, а дочка часто простужалась, поэтому «народными» средствами витаминизироваться не удалось. Стала искать витамины, остановила свое внимание на «Пиковите». Дочке подходит «Пиковит Д», его можно давать с 4 лет. Написано, что содержится 10 витаминов, кальций и фосфор и как раз подходит для профилактики. На днях также крестнику — ему всего полтора годика — начали давать «Пиковит», только сироп. Посмотрим, как на нем отразится прием витаминов.
У каждого свое восприятие мира
У каждого ребенка свое восприятие окружающего мира, и наша задача помочь ему понять этот самый мир. Я хотела бы привести в пример каждого моего ребенка.
Дочка, 5,5 лет — тот еще гурман!
Вот сколько еды лежит на столе, столько дочка и попробует на вкус. Я называю это в шутку «синдромом щенка», потому что меры в еде у ребенка просто нет. Шутки шутками, но это явная проблема, с которой я борюсь — и у меня получается. Купила игрушку собачку, которую надо надевать на руку. Теперь мы кушаем только с ней. Допустим, на столе стоит яблочный пирог, каждый съел по куску, и этого достаточно. Когда вижу, что дочь тянется за вторым — собачка «хватается за живот» и говорит: «Ой, как мне больно! Я больше никогда не буду есть так много! Мне плохо, врача-врача!». Дочка беспокоится: «Мама, что с собачкой?!» — и тогда я начинаю свою педагогику, что собачке стало плохо, потому что она переела пирога, у нее заболел животик, теперь ей поможет только волшебная витаминка. Дочка «заодно» со своей игрушкой съедает «Пиковит». К слову, по-другому просто так она есть витамины отказывается, а заодно с любимой игрушкой, почему бы и нет?
Сын, 8 лет — точно будущий ученый!
Сын всегда был очень любознательным, у нас не было конкретного периода «почемучки», он с младенчества и по сей день задает нам вопросы обо всем на свете. Любимые книги серии «Я познаю мир», сейчас вот вместе читаем «Химию». Даже я открываю для себя много нового, чего уж говорить о ребенке. Сын может легко ответить на вопрос, как вода попадает в облака и даже провести безопасный опыт. Например, недавно мы ставили опыт над краснокочанной капустой. Перетерли ее с солью и сахаром, а затем полили уксусом — и наблюдали, как она меняет цвет из фиолетового в ярко-красный. Очень увлекательно.
Моя задача лишь помочь сыну во всех начинаниях. Так же, как и дочке даю ему добавку в виде витаминов, только ему «Пиковит форте». При такой школьной нагрузке — то, что надо.
Крестник, 1,5 года — маленький исследователь
Наш малыш только недавно начал ходить, но за ним уже не уследить: летает как ракета, как будто старается везде успеть и все исследовать. Мы очень часто ходим все вместе гулять в парк. Я ни за кем из своих детей не замечала такой тяги к исследованию окружающего мира. Например, подходит к дереву, трогает кору, мох, все щупает, разглядывает. Может сидеть на корточках и наблюдать, как ползет улитка. Он знает, что нельзя обижать все живое, он просто наблюдает. Очень любит собираться на улицу, ведь там весь мир — и его так интересно открывать. Родители часто с ним ездят на разные экофермы смотреть на зверей и в контактные зоопарки. Наша задача просто помочь ему узнать мир. Как я и говорила, мы стали малышу давать «Пиковит» сироп.
Наверное, если бы я сегодня была уверена в качестве продуктов, я бы не давала детям витаминные добавки. В наше время, когда во фруктах и овощах много нитратов, мне кажется, это замечательный выход, чтобы поддержать растущий организм. Также важно помнить, что все дети разные: по интересам, проблемам, развитию. Поэтому следует подобрать режим питания такой, какой подходит конкретно вашему ребенку, с учетом всех его склонностей.
Экспериментируйте и развивайте фантазию вместе с ребенком, это интересно и вкусно!