"Египет" - в переводе с греческого означает "тайна, загадка". И действительно, тайной окутано все, что связано с этой древней страной. Совершая на очередном студийном занятии виртуальное "путешествие" в Древний Египет, мы разгадываем загадки, которым несколько тысяч лет.
Но для того, чтобы по-настоящему "погрузиться" в мир изучаемой эпохи, недостаточно отстраненного, поверхностного взгляда. Нужно суметь почувствовать себя древним египтянином: ощутить жар раскаленного солнца, священный трепет перед фараоном и зловеще-загадочными великими богами, волнующее ожидание встречи с таинственным миром загробного царства...
Мы пытаемся. И заглядываем в темные глубины, где солнечный бог Ра в священной ладье плывет с запада на восток по подземному Нилу, где каждого вновь пришедшего ждут 12 магических врат, а затем - суд бессмертных с весами крылатой богини истины Маат, на которые кладут душу умершего, и она не должна перевесить одно перышко Маат. Иначе существо с телом льва и головой гиппопотама растерзает ее...
...И спускаемся в темный узкий коридор великой пирамиды Хеопса, страшась как мифического "проклятия фараона" (древняя легенда гласит, что даже если не превратишься в мумию и благополучно покинешь пирамиду, то тебя ждет страшная болезнь), так и вполне реальных колодцев-ловушек, задуманных гениальным Хемиуном, строителем пирамиды. И опасливо проходим к залу-усыпальнице, изучая настенные росписи и рельефы, а у саркофага с мумией фараона вдруг вырастает перед нами мощная каменная фигура самого Хеопса с жесткими и безупречно-правильными чертами лица.
...И замираем в трепете перед гигантским 20-метровым сфинксом с лицом фараона Хефрена, сына Хеопса - "отцом ужаса", чья гигантская пасть, открываясь ночами, пожирает грабителей пирамид... Мы - древние египтяне, и нам страшно.
А потом мы рисуем - и зловещие вблизи, пирамиды становятся вполне мирными, если на них смотришь издали. Они расцвечиваются оранжевыми и розовыми цветами, когда на них падают лучи закатного солнца, и ветер слегка колышет листья пальм, и воды Нила кажутся такими спокойными и теплыми. И краски на рисунках - тоже теплые, светлые, прозрачные...
Древнеегипетские храмы совсем не похожи на нынешние церкви. Это огромные анфилады дворов, коридоров и закрытых помещений, прохождение которых напоминает торжественное шествие. И если ты раб - тебя остановят у гигантских обелисков, у входа в храм. Если свободный египтянин - молиться тебе грозному Амону-Ра в гигантском колонном дворе. Если богат и в состоянии заплатить - попадешь в гипостиль, мрачный зал с темно-синим потолком, усыпанным золотыми звездами, где нетрудно заблудиться в дремучем "лесу" толстенных сорокаметровых колонн, напоминающих связки папируса. И лишь фараону и жрецам доступен вход в сумеречные глубины святилища, где в священной ладье стоит сам Амон-Ра - всевидящий, всемогущий, но и требующий неусыпной заботы и бесконечных даров и подношений... Мы проходим путь жреца Амона, и, оказываясь в укромном уголке древнеегипетского святилища, зарисовываем лик бога...
Искусство Древнего Египта сохранило немного имен художников. Мы знаем строителей самых великих храмов и пирамид - Имхотепа, Хемиуна, Сенмута, создателя статуй опального фараона Эхнатона и его жены, прекрасной Нефертити - скульптора Тутмеса. Но авторы многочисленных египетских папирусов, порой удивительные, изысканнейшие мастера древней графики так и остались безымянными. Мы, не удержавшись от соблазна сделать самим папирус, все-таки подписываем его.
Сначала немного состарим бумагу, чуть помнем, чуть порвем. Настоящая "Книга мертвых", свитки, найденные в древних гробницах - длинные папирусы с рисунками и иероглифами. Не поленившись, нахожу программу расшифровки древнеегипетских текстов, распечатываю для детей затейливые "картинки-буквы" и составляю "иероглифическую азбуку". Конечно, мы не выучим древнеегипетского языка - это слишком сложно, но когда мы придем в очередной раз в египетский зал Пушкинского музея, значения многих иероглифических изображений будут нам понятны.
Потому что мы пишем "по-древнеегипетски"! И не только пишем, но и рисуем - поскольку старательно соблюдаем все принятые каноны древнеегипетского изображения человека: лицо - в профиль, глаз - анфас; торс - анфас, ноги - в профиль. Оттого-то фигуры на наших папирусах и похожи на настоящие!
Когда готов карандашный рисунок, мы тонируем бумагу в охристо-желтых, "папирусных" тонах, осторожно раскрашиваем рисунки и, когда они просыхают, черной тушью делаем контуры фигур и иероглифические надписи.
И еще одно удовольствие - подписаться "по-древнеегипетски". В классический "картуш" дети вписывают свои иероглифические инициалы. До сих пор мы ставили на рисунках монограммы только русскими буквами. Сейчас египетская тема давно исчерпана, но кое-кто из учеников до сих пор иногда подписывает рисунки иероглифами...
А потом к нам приходит новогодний праздник, посвященный Древнему миру, где дети в игре-угадайке легко узнают произведения египетских мастеров - рельефы, росписи, скульптуры, и разгадывают кроссворды с именами египетских богов, и лепят их из пластилина. Смею надеяться, что пребывание в течение некоторого времени "в образе" древних египтян и творчество на эту тему поможет им в дальнейшем, при изучении географии и истории в школе, и просто запомнится, как небольшое, но увлекательное приключение в их жизни.
А нас уже ждет путешествие в Древнюю Грецию.