Очень немногие родители в наши дни играют со своими детьми 2, 3, 4 лет. Еще меньше взрослых считают ролевую игру важной и полезной для развития ребенка. Но от заложенной природой программы никуда не денешься. На возражения типа "А ему неинтересно играть" и "А со мной в детстве не играли — почему я должна?" отвечает Анна Быкова, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы".
Главный вид деятельности для ребенка 3-4 лет — игра. И это вроде бы все уже знают. Но не все правильно понимают.
Некоторые взрослые понимают это как "любимый вид деятельности". То есть то, чем ребенок будет заниматься, если не увлечь его "полезными развивающими занятиями".
Но "ведущий вид деятельности" — это та деятельность, которая, собственно, и решает основные задачи развития данного возраста. Более развит тот ребенок, у которого игровая деятельность сложнее. Он может не просто катать машинки по ковру, а сочинить целый игровой сюжет. Люди на машине поехали в гости в другой город, по дороге встретили друзей, договорились ехать вместе, потом у них кончился бензин, потом колесо спустилось, потом они заблудились, потом начался сильный ливень, дорогу размыло, но машина превратилась в лодку или вертолет.
Зачем родителям играть с детьми
Естественно, чтобы дойти до такого высокого уровня сюжетно-ролевой игры, необходимо, чтобы в игре участвовал взрослый, который, следуя за фантазией ребенка, будет подсказывать ему новые повороты сюжета. Если взрослый не становится полноценным участником сюжетно-ролевой игры, он существенно обедняет развитие ребенка.
Главный компонент свободной игры — творчество. Если взрослому неинтересно играть с ребенком в куклы, мишки, собачки, значит, он не привносит в эту игру элемент своего творчества. Не выруливает игровой сюжет так, чтобы самому стало интересно в игре. При таких условиях творческое мышление у ребенка не развивается.
Если родители регулярно переключают внимание ребенка с игровой деятельности на выполнение заданий по изучению букв, цифр, геометрических фигур, видов животных и растений, то в этом случае акцент делается на развитие репродуктивного мышления.
Репродуктивное мышление — усвоение и воспроизведение готовых знаний. Малыш читает, знает много фактов — это эффектно, производит впечатление на родственников и знакомых, дает возможность родителям испытывать приятное чувство гордости.
Но это не свидетельство хорошего развития. Это больше про хорошую обучаемость ребенка и настойчивость родителя. И это, конечно, не предполагает собственной активности ребенка, не реализует его интеллектуальный и творческий потенциал.
Как ребенок развивается в игре
Девочка перевязала ленточкой лапу плюшевого медведя, а под другую лапу сунула карандаш, после чего взяла мишку на руки и стала укачивать, напевая колыбельную песенку. Она перенесла свой жизненный опыт посещения травмпункта и поликлиники на игрушку — это мыслительная операция. Она решила, что ленточка похожа на бинт, а градусник на карандаш, — это мыслительная операция.
Между прочим, когда ребенок заменяет один предмет другим по принципу "допустим, карандаш будет градусником", — это формирование знаковой системы. Знаковая система — основа основ в математике. Потому что в математике все предметы и явления окружающего мира заменяются знаками.
А еще девочка смогла с ходу сочинить для мамы историю, поведать, что случилось с мишкой и почему у него лапа перебинтована. Для ее возраста это очень сложная мыслительная операция, но она справилась.
А еще она проявила эмпатию. Она умеет своего мишку пожалеть — это свидетельство развития эмоционального интеллекта. И все это она производит по собственной инициативе. Присутствует личная активность, которая выступает одним из главных условий полноценного психического развития. Такая игра — это не просто заполнение времени.
"Ему со сверстниками неинтересно"
Был у меня в группе ребенок, который много знал, но при этом не умел играть, не мог включиться в игру со сверстниками. Родители это объясняли так: "Он не по годам развит, поэтому ему со сверстниками неинтересно". И задавались вопросом: "Может, его перевести в группу к детям постарше?".
Но многознание еще не делает ребенка зрелым. Неспособность общаться со сверстниками может быть сигналом того, что в какой-то области ребенок отстает от них в развитии. Например, в эмоциональной сфере.
Бабушка пришла забирать своего "вундеркинда" из детского сада. Он сидел на скамеечке и листал книгу.
— Бабушка, смотри, это ягуар!
— Нет! Это корова! — бросает фразу пробегающий мимо другой мальчишка. Он так шутит. Он давно знает, как выглядит корова. Но всегда называть корову коровой, а ягуара ягуаром — это так скучно.
Третий мальчик из группы видит в книжке ягуара, слышит версию про корову, понимает шутку и тоже шутит:
— Нет, это кенгуру!
Они переглядываются и оба хохочут.
"Вундеркинд" поднимает на бабушку удивленные глаза:
— Бабушка, почему они так говорят? Это же ягуар! Они что, глупые?
А "глупые" тем временем начинают дружно прыгать и ритмично скандировать:
— Кенгуру кричит "му-му!"
Они умеют придумывать шутки, понимают шутки других, эмоционально на них реагируют, шутят в ответ, проявляют творчество, умеют рифмовать и чувствуют ритм.
Устав прыгать, один мальчик говорит другому:
— Я кенгуру, и я тебя съем!
Второй моментально включается в новую игру. Взвизгнул и побежал по группе, крича и размахивая руками:
— Спасайтесь, кто может!
Этим они еще больше удивили "вундеркинда", потому что:
— Бабушка, кенгуру ведь травоядные!
Знает он много. А вот играть не умеет.
Перевод от "глупых" детей в группу постарше ситуацию не исправит. Потому что проблема не в том, что другие дети мало знают, а в том, что этот ребенок играть не умеет. Задача своего возраста не выполнена.
— Но у него лучше получается взаимодействовать с ребятами постарше! С ними же он играет!
Это не у него лучше получается. Это у них лучше получается. Это они уже умеют слушать, уступать, могут проявить снисхождение к маленькому, придумать совместную игру и рассказать ему, что делать.
"А со мной родители не играли..."
— Почему я вообще должна играть с ребенком? Я, например, не помню, чтобы со мной родители играли. Мне кажется, нас целое поколение выросло, детей, которые сами играли, без участия взрослых. А сейчас что-то с детьми случилось, вероятно, что они сами не играют.
С детьми ничего не случилось. Изменения коснулись нашего жизненного уклада. Раньше детей спокойно выпускали во двор гулять одних. Вместе собирались дети от трех до десяти лет. Старшие учили играть младших. Дети легче знакомились, легче общались. Фразой "Мальчик, будешь с нами играть?" вовлекался в игру новый участник.
Все искали возможность поиграть вместе. Тот, кто выходил во двор первым, собирал себе компанию, крича с улицы в открытые окна знакомой квартиры: "Сережа, выходи!". Или стуча в дверь: "А Наташа выйдет?".
Если у вас сейчас есть такая среда (например, закрытый охраняемый двор), то можно с ребенком не играть, эту функцию легко выполнят соседские дети. Возможно, что для начала их нужно будет организовать. Собрать вместе и научить играть. "Жмурки", "кошки-мышки", "классики"...
В выигрышном положении находятся многодетные семьи. В семье, где пятеро погодок, маме тоже можно не играть с младшими детьми, если дети играют друг с другом (старших в свое время научили играть взрослые). Но если у вас только один ребенок, а во дворе нет компании для игр, то без вашего участия в игровой деятельности никак не обойтись. Поэтому играйте. Это важно.
Мое решение — компания для игр
Либо организуйте ребенку компанию для совместных игр. Я выбирала вариант "найти компанию", охотно приглашая на прогулку или принимая у себя в гостях соседских детей.
Родители были довольны тем, что дети под присмотром и есть возможность заниматься в это время своими делами. Дети были довольны возможностью совместной игры. Я же была довольна тем, что мой ребенок занят игрой с другими детьми, а значит, я тоже могу делать свои дела, параллельно присматривая за процессом, чтобы вмешаться в случае необходимости.
Может показаться, что родители таким образом избавились от детей, чтобы заниматься своими взрослыми делами, вместо того чтобы заниматься детьми. Но когда дети играют с детьми, а не со взрослыми, — это развитие коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта.
В компании себе подобных дети играют более эмоционально, чем со взрослыми. Взрослый редко играет с ребенком на равных. Взрослый часто в игре уступает, подыгрывает, соглашается, сглаживая острые моменты, предупреждая негативные эмоции своего малыша.
При таких условиях у ребенка нет пространства для тренировки отстаивания своей позиции. И уступать он тоже не учится.
— Как ты можешь это выдерживать? Это же такой шум весь вечер! — удивляется мама Сони, пришедшая к нам за дочкой. Мы с ней уже полчаса пьем чай на кухне. За это время Саня с Соней пять раз поссорились и помирились.
В момент кульминации конфликта то Саня кричит: "Я тебя больше в гости не позову!", то Соня: "Я тогда сейчас домой уйду и больше не приду!". Но потом кто-то кому-то уступает, и игра продолжается.
Или никто никому не уступает. Какое-то время они молча дуются друг на друга. Потом начинает работать известный феномен "Вместе тесно, а врозь скучно". Дети поскучают и снова играют вместе.
От визита к визиту количество споров и ссор между ними уменьшается. Дети — с помощью взрослых — учатся договариваться, делиться игрушками, уступать, не так эмоционально реагировать. Как следствие, они реже обижаются и злятся. К пяти годам они начинают соотносить свое поведение с реакцией другого: "Если я скажу вот это, то Соня обидится. Если поступлю вот так, то Соня рассердится". Это и есть проявление эмоционального интеллекта — способности человека осознавать свои и чужие эмоции, улавливать то, чего хотят другие люди, уметь с ними поладить.