В одном детском саду ввели новую программу: теперь с детьми часто обсуждают их чувства. Делают это новенькая воспитательница Мила Филипповна и ее помощница — кукла-марионетка из театра. У польского писателя Гжегожа Касдепке вышло уже несколько книг из жизни необычной группы детского сада. Читая их вместе с детьми, будет проще говорить с ними о чувствах и поступках людей — при том, что сюжет у книжек неизменно увлекательный, а всяческое морализаторство отсутствует.
Мне стыдно
Миле Филипповне было достаточно мельком взглянуть на сидящих в молчании детей, чтобы понять: что-то не так. Вот только что?
— Всё хорошо? — спросила она, глядя то на Богдана, то на Маринку, то на Зойку.
Никакого ответа не последовало. Стояла лишь напря жённая тишина.
Мила Филипповна вздохнула. В очередной раз ей пришлось признать, что знания, полученные в университете, только частично помогали ей справляться с проблемами в детском саду. Воспитательница окинула взглядом комнату, а потом автоматически, как всегда, когда чувствовала растерянность, хотела было поправить чёлку... и в этот момент...
— О боже! — воскликнула Мила Филипповна.
— Вот именно! — произнёс Гриша. — Вы забыли про бигуди.
Воспитательница с ужасом посмотрела на себя в зеркало. Только сейчас она поняла, почему пассажиры автобуса смотрели на нее с таким удивлением. Красные поролоновые бигуди теперь красиво сочетались со стыдливым румянцем на её лице.
— Замечательный цвет, — попыталась утешить её Маринка. — А у моей мамы — жёлтые.
— Так я проехала полгорода, — вымолвила покрасневшая Мила Филипповна.
— Во всяком случае, вы были заметны, — произнёс сообразительный Богдаша. — Это даже лучше, чем катафоты.
— А я думала, что вы это специально... — отозвалась Зоя. — Наверное, мы сегодня будем говорить о... сама даже не знаю... О радости?
— Скорее, о стыде, — вздохнула Мила Филипповна. — Но сначала мне нужно привести себя в порядок.
К сожалению, уборная, в которую помчалась воспитательница, была закрыта изнутри, и было совершенно непонятно, кто в ней сидел.
— Кто отсутствует? — спросила Мила Филипповна.
— Кукла, — заметил бдительный Роман.
— Выходи! — крикнула Мила Филипповна.
Марионетка не произнесла ни слова.
— Это всё из-за Маринки, — заявил Гриша.
— Ну, знаешь ли! — возмутилась девочка.
— Да-да, из-за тебя! — засопел Гриша. — Не надо было её целовать!
— А я и не целовала! — заявила Марина. — Только чмокнула пару раз в щёчку!
— Этого хватило! — рявкнул Гриша. — Теперь ей стыдно показаться кому-либо на глаза!
При любых других обстоятельствах Мила Филипповна давно бы уже их успокоила, но в эту минуту она думала лишь о том, что ей нужно как можно скорее снять бигуди и причесать волосы!
— Марионетке стыдно, потому что Богдан сказал ей, что она кукла деревянная! — вдруг выпалила Зоя.
— Но ведь она и есть кукла! Из дерева! — сказал Богдаша в свою защиту.
— Разумеется, но ты ТАК это сказал, что мне тоже стало бы стыдно, — Зоя пожала плечами.
— Как ТАК?! — спросил разгневанный Богдаша.
— Так, что ей стало обидно. Это то же самое, как если бы тебе кто-то в лицо заявил, что ты дошкольник!
— Но ведь я дошкольник! — Богдаша закатил глаза.
— Ничего ты не понимаешь, дошкольник! — фыркнула Зоя.
Богдаша покраснел. Минуту спустя ему стало обидно, что милая и симпатичная Зоя так некрасиво к нему отнеслась. Он шмыгнул носом и почувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза. Богдаша отвернулся и, не произнеся ни слова, пошёл в сторону полки с машинками.
— Браво... — пробурчал Гриша. — Все вы одинаковые...
— Я не хотела, чтобы ему стало грустно, — сказала Зоя.
Девочке было стыдно, что она так повела себя по отношению к хорошему и умному Богдаше. Она всхлипнула, посмотрела в зеркало и подумала: "Какая же я глупая! Ужасно глупая!".
Вдруг дверь уборной открылась, и из неё выглянула... заведующая этим чудесным детским садом.
— Сюда лучше не входите, — смущённо прокашлялась она.
— Почему? — поинтересовался Гриша.
— Просто не входите и всё, — сказала заведующая и быстро улизнула в свой кабинет.
— Так когда мы будем говорить про стыд? — спросил Ромка.
— Завтра, — сказала Мила Филипповна, а потом сделала глубокий вдох и закрылась в туалете.
Стыд — это странное чувство, из-за которого мы бы с радостью спрятались в самом тёмном углу и не выходили бы оттуда, по крайней мере, до обеда. Причиной стыда могут стать даже зелёные штаны или жёлтые ботинки, веснушки на носу или кудрявые волосы. Однако чаще всего то, чего мы стыдимся, для других является чем-то удивительным, и они многое отдали бы, чтобы это иметь.
Человек, который смущается, уверен, что все на него смотрят, хотя обычно это не так. Стыд приводит к тому, что мы становимся немного неловкими. Но на самом деле единственное, чего стоит стыдиться, так это некрасивых, грубых и глупых поступков.
Советы для детей
Если тебе стыдно, например, носить свитер с бабочками, скажи об этом родителям. Наверняка мама думала, что он тебе нравится.
Если тебе стыдно сказать маме и папе, что ты терпеть не можешь, когда тебя ласково называют, например, цыпленком, пожалуйся воспитательнице. Она найдёт способ шепнуть об этом твоим родителям.
Если тебе стыдно рассказывать стих перед всем детским садиком, скажи об этом воспитательнице. Она вряд ли будет тебя заставлять и найдёт решение этой проблемы, например, предложит выступить с лучшим другом. Вместе-то веселее.
Если тебе стало стыдно из-за того, что ты обидел друга, то просто подойди к нему и скажи: "Прости!". И стыд лопнет как мыльный пузырь!
Советы для родителей
Поговорите с детьми о стыде. Расскажите о том, что в последний раз было причиной вашего стыда. Вместе с ними подумайте, почему так произошло.
Вспомните какие-нибудь смешные моменты из своего детства, например, как вам было стыдно ходить в розовых колготках. Попробуйте поиронизировать над таким поведением. Помогите детям осознать, что в разговорах о стыде нет ничего постыдного.
Попросите ребят рассказать о том, чего стыдятся они. Важно, чтобы дети говорили не только о причёсках и одежде, но и о поступках и ситуациях, которые ставили их в неловкое положение. Вместе подумайте о том, что следовало сделать в каждом случае, чтобы избавиться от чувства стыда.