Все мы фотографируем в путешествиях и на отдыхе — кто на телефон, кто на мыльницу, но многие — на цифровую зеркалку. Как добиться качественных фотографий пляжей и архитектурных объектов? Как снимать детей? Советы опытного фотографа помогут тем, кто отправляется в отпуск.
Пляжные фотографии
Ну как же — мы приехали на море, а значит, должны фотографироваться на пляже! Многих такие фотографии согревают зимой и дают стимул дождаться нового отпуска. Чтобы желание вернуться в экзотические места не угасало, попробуем научиться делать такие пляжные фотографии, за которые не стыдно.
Основное бытовое правило пляжных фотографий: они никогда не нравятся изображенным на них людям. Слишком крепко сидят в нашем сознании образы из глянцевых журналов. Поэтому старайтесь делать хорошие снимки, скрывая недостатки человека и подчеркивая его достоинства.
Многие любители фотографироваться на пляже поражаются: езжу отдыхать в Гоа — а фотографии все равно получаются, как из Туапсе 1987 года! Обычно проблема в окружающей обстановке: люди ходят на самые известные общественные пляжи и ставят шезлонги там, "где не смогли упасть яблоки". Причем контингент туапсинских пляжей осваивает ближние или дальние заграницы, перенося с собой и неповторимую атмосферу совкового отдыха.
Что же сделать, чтобы на ваших снимках было так же, как в журналах, — бескрайние песчаные пляжи и пальмы, пальмы?.. Ответ проще, чем кажется: нужно либо выбрать час, когда пляж пуст, либо немного побродить и найти место, где людей не так много, либо отправиться на другой, менее людный пляж.
В любом случае советую уделять большое внимание художественной составляющей снимка. Для этого нужно соблюдать композиционные правила. Также нужно учитывать свет: не снимайте против солнца (если, конечно, не рассчитываете получить на снимке только силуэты), по возможности фотографируйте в тени — для этого подойдут пляжные зонтики, деревья или пальмы, растущие неподалеку.
Так как же все-таки фотографировать людей и фотографироваться самому? Ведь хочется показать, каким вы увидели место, в котором побывали. И чтобы ваши снимки вызывали эмоции не только у вас, но и у других. Для этого нужно стараться не только делать фотографии при оптимальных технических настройках и по правилам композиции, но и вкладывать в них смысл. "Что автор хотел сказать этим снимком?" — такой вопрос не должен возникать у зрителя. А если, просмотрев ваш альбом, кто-то скажет, что тоже хочет посетить это место, — значит, вы все сделали правильно.
Главное на портретах — это люди, а не фон. Место, где сделано фото, и так будет узнаваемым, даже если задний план снимка окажется размытым. Зато размытый фон не отвлекает от самого важного — того, что вы хотели передать с помощью этой фотографии.
Как фотографировать детей на отдыхе
Некоторые предпочитают не брать с собой в путешествия детей (в особенности это касается грудничков). Фотографировать их на фоне достопримечательностей действительно нет особого смысла, поэтому сразу можно забыть о привычных сюжетах съемки "как у взрослых". Детям нужно создавать особые условия.
Ребенок — одновременно и самый легкий, и самый трудный объект для съемки. Все зависит от возраста. Если малыш совсем маленький, то чтобы сделать кадр, достаточно поймать нужный момент. Но для того чтобы фотографировать детей, которые уже могут самостоятельно передвигаться и выражать свои мысли, придется запастись нечеловеческим терпением. Зато в награду можно получить практически "шедевральные" снимки. Обычно дети ведут себя совершенно естественно и не волнуются, так что основная задача фотографа — привлечь и удержать их внимание.
Архитектурный план для фотографа
Здесь я привожу самые практичные советы, основанные на личном опыте.
- Не задумывайтесь о том, что конкретно вы снимаете — пейзаж или архитектуру: между ними обычно бывает трудно провести границу, да и правила их съемки во многом схожи.
- При съемке архитектуры следуйте общим правилам композиции, исходя из того, что вы хотите передать с помощью своего снимка. В любом случае фото должно быть объемным, живым (несмотря на неживой объект съемки) и впечатляющим.
- Не нужно фотографировать все подряд. Сотни снимков, например, однотипных домов, не обладают художественной ценностью своеобразия. Выделяйте главное — самые яркие и интересные объекты.
- Лучше, чтобы в кадре не было ничего лишнего. Главные враги фотографа в этом случае — линии электропередач, рекламные баннеры и билборды, строительные леса и другие предметы, портящие общий вид сооружений. Их нужно либо совсем не включать в кадр, либо постараться гармонично вписать в него.
- Подобные объекты съемки не меняются годами, а то и сотнями лет. Но у каждого фотографа есть возможность создать собственный неповторимый кадр. Поэтому делайте разноплановые снимки — с разных ракурсов, из разных мест.
- Обращайте внимание на то, откуда принято фотографировать известные архитектурные объекты.
Неплохие снимки архитектурных объектов можно получить с помощью любой техники. Очевидно, что чем профессиональнее камера, тем более широкие возможности для съемки она предоставляет. В случае зеркальных цифровых фотоаппаратов я рекомендую фотографировать архитектуру с широкоугольным объективом. При этом минус только один — возможно искажение объекта на снимке, но для непрофессиональных фотографов это не имеет значения.
Особое внимание обращайте на горизонт. При заваленном горизонте здания на снимке "падают", и любое из них напоминает Пизанскую башню. Для того чтобы такого не было, держите камеру ровно. Во многих моделях фотоаппаратов даже есть специальная функция уровня — с ней довольно тяжело ошибиться.
Самое известное здание, которое будет "падать", сколь бы ровным ни был горизонт, — это башня в Пизе. Ради одного снимка на ее фоне (модель, "подпирающая" сооружение), толпы туристов отправляются в этот маленький городок.
Снимая на мыльницу, старайтесь не применять зум — тогда вы сможете использовать максимальный угол обзора вашей камеры.
Не фотографируйте со вспышкой — она может осветить только то, что находится в пределах нескольких метров от вашей камеры. Ночная фотография огромного собора не выиграет от того, что вспышка высветит летающих поблизости мошек.
При съемке архитектуры действуют почти те же самые правила, что и при съемке людей. Идеальным будет мягкий отраженный свет (такой бывает в облачную погоду).
Если можете найти отражения — ищите их: облака в зеркальных стеклах небоскребов, отражения самих объектов в водоемах, красивые размытые контуры зданий на глади городских каналов. Такие случайно пойманные снимки зачастую получаются очень удачными.
Не забывайте о деталях — иногда они интереснее, чем общие виды объектов. Мелкие фигурки на фасадах, заборы вокруг деревенских домиков, брызги фонтанов — все это придает индивидуальный характер тому, что вы фотографируете.
Обращайте внимание на фон. Чем более размытым он будет, тем объемнее получится снимок.
Не забывайте узнавать перед съемками прогноз погоды. Именно в путешествиях я не рекомендую фотографировать в дождь — такие снимки нагоняют тоску, а нам нужны позитивные эмоции.
Не стоит расстраиваться, если по каким-то причинам фотография получается непохожей на "открыточный" снимок архитектурного сооружения на фоне голубого неба. У каждого города есть своя характерная погода, создающая его неповторимый облик. Так, в Лондоне, который называют туманным Альбионом, лучше передать суть города можно именно в такую погоду, чем при ярком солнце.
Старайтесь делать снимки тех сооружений, которые захватывают дух, и желательно в то время суток, когда они выглядят наиболее привлекательно. Если цветные дома венецианского квартала Бурано лучше всего смотрятся днем, то известный всему миру испанский собор Саграда Фамилия выигрышно смотрится ночью, когда включают подсветку. Не ленитесь — не фотографируйте огромное творение Гауди, стоя рядом с ним: если немного отойти, откроется удивительный вид и на собор, и на водоем, на поверхности которого художественно отражаются деревья.
Красивые вечерние снимки желательно делать со штатива или другого "подручного средства", например с парапета моста. Так камера будет неподвижна, и вы сможете получить минимальное размытие на снимке. Будьте осторожны: не кладите фотоаппарат на скользкую поверхность и не используйте очень легкий мини-штатив — под тяжестью техники (особенно зеркалки) он может упасть от любого дуновения ветерка.
Чем менее людно там, куда вы отправляетесь, тем лучше. И лучше не зависеть от группы, потому что у экскурсоводов все спланировано по минутам. Для самостоятельного передвижения в некоторых (наиболее опасных) странах я рекомендую такси, в Европе и Америке стоит взять напрокат автомобиль, а в популярных среди туристов азиатских странах бывает удобнее арендовать скутер. В любом случае, даже если вам доступен только общественный транспорт, старайтесь сами добираться на нем до интересующих вас достопримечательностей и планировать свое пребывание там.