На чём стоит сделать акцент, если вы хотите добиться карьерных высот в изменившейся обстановке? Как подготовиться к собеседованию с руководителем, чтобы повысить личный рейтинг в его глазах?
Женщины пострадали сильнее из-за массовых сокращений и снижения зарплат во время коронакризиса — такие итоги показало исследование американского агентства NBER. На их плечи легла работа по дому, уход за родственниками и забота о детях, переведённых на дистанционное обучение.
Финансовые сложности во многих компаниях вынудили тысячи сотрудниц уйти в неоплачиваемый отпуск или уволиться "по собственному желанию". После локдауна часть женщин не смогла трудоустроиться или упёрлась в "стеклянный потолок", оставшись на прежнем месте.
Когда-то для продвижения по карьерной лестнице было достаточно непрерывного стажа, но в современных компаниях никто не отдаст вам просто так "место под солнцем". В период кризиса работодатели обращают внимание только на самых ярких и перспективных кандидатов. Именно поэтому сегодня необходимо научиться грамотно презентовать себя, свои навыки и идеи.
Покинуть "лист ожидания" и вернуть карьерные перспективы можно, если научиться играть по новым правилам. Разбираемся, как найти работу мечты или добиться повышения в обстановке тотальной неопределённости.
Что я могу сделать для компании
Начните с ревизии своих hard и soft skills. К первой категории относится то, что можно освоить по инструкции: знание программ, иностранного языка или технологии приготовления блюд. Такие навыки всегда в цене, однако в последние годы фокус сместился на soft skills — личностные качества: коммуникабельность, харизма, сила воли, пунктуальность, креативность, организаторские способности, инициативность и прочее. В 80% случаев работодатель выберет целеустремлённого и активного, но не очень опытного кандидата, а не тяжёлого на подъем, но знающего инструкции наизусть.
Перед днём X изучите организацию и подумайте, на какой позиции вы себя в ней видите и что можете предложить. Вспомните, чего вы добились за время работы. Быть может, вы внедрили новую технологию, привели лояльных клиентов или достигли впечатляющих финансовых результатов? Сделайте акцент на том, что личная жизнь, семья и дети не помешают карьере.
Если вы с порога заявили: "Я работаю в компании 5 лет, но меня так и не повысили", то автоматически бросили вызов начальнику и показали, что на самом деле не доросли до новой должности. Сказав подобное, вы с большей вероятностью окажетесь в числе тех, кого в первую очередь захотят уволить.
Но можно поступить иначе:
- осознать свою профессиональную ценность и донести её до руководителя с позиции "Я могу сделать больше/ закрыть проблему"
- предоставить аргументы и факты в свою пользу
- чётко сформулировать свои ожидания и озвучить их: "Хочу претендовать на эту должность/зарплату"
- уточнить: "Что я могу для этого сделать?"
Вы показали, что заинтересованы в результате и справляетесь со сложными задачами, а не просто держитесь за насиженное место и создаёте всем вокруг "головную боль". Вы продемонстрировали свой главный soft навык — проактивность. Умение проявлять инициативу и при этом сохранять спокойствие сделает вас в глазах руководителя более компетентным сотрудником.
Именно такой подход позволил одной из моих учениц получить повышение, которого она ждала более 10 лет, всего за 1 разговор с начальником и перейти с позиции директора по корпоративному питанию на должность заместителя директора по производству.
Ищите в себе хорошее
В первую очередь задайте себе вопрос: "Чего я хочу?". Цель может быть любой: карьерный рост, высокая зарплата, приобретение новых навыков. Главная задача — чётко сформулировать желание и понять, действительно ли вы готовы сейчас осуществить свой план. Попробуйте рассуждать так: "Я постоянно повышаю свою квалификацию, успешно веду переговоры и привлекаю новых клиентов, поэтому достойна большего".
Не лейте воду и не начинайте разговор о повышении "от печки", вспоминая о школьных грамотах, полученных за лучшие поделки из шишек. Приводя яркие примеры, докажите, что именно благодаря вам компания вышла на новый уровень. Например, можно сформулировать свой посыл так: "Я разрешила проблему, и это позволило нам получить дополнительную прибыль/заключить перспективный контракт". Покажите, что вы проанализировали ситуацию, взяли на себя инициативу и достигли конкретного результата.
Научитесь каждый факт трактовать в свою пользу. Например, вы работаете в компании более 5 лет не из-за того, что боитесь потерять место и привыкли к стабильности, а из-за глубокой преданности коллективу. Смело первой говорите о своих ошибках, но всегда показывайте, что исправляете их и не повторяете дважды.
Будьте тактичны
Дайте начальнику право на выбор. Не просите просто повысить вам зарплату, а предложите варианты: испытательный срок, дополнительные обязанности на этой же должности или повышение квалификации за счёт фирмы. Найдите компромиссное решение, которое подойдёт вам и не разозлит руководителя. Поймите, что для вас важнее: зарплата, должность, развитие в профессиональной сфере или возможность управления персоналом. Подумайте, на что вы готовы пойти ради достижения цели.
Не будьте подхалимом и лицемером. Не стремитесь задобрить начальника комплиментами и явной лестью. Лучше покажите себя незаменимым сотрудником, который не робеет в нестандартных ситуациях.
Не нужно подставлять своих коллег или сравнивать себя с ними: "Вот Наташа вчера весь день играла в компьютер, а я сидела не разгибаясь". Большинство моих учеников признавались, что с подобных фраз они пытались начать диалог о повышении, но это ошибка. Так вы только покажете, что вместо выполнения своих задач следите за другими сотрудниками. Лучше сделайте акцент на самодисциплине и умении работать в команде.
Не предъявляйте претензий руководителю, пытаясь вызвать в нём чувство вины. Провоцируя склоку, вы не придёте к конструктивному диалогу. Не задавайте неудобные вопросы из разряда: "А почему Ирина получает больше?". Лучше выяснить, где ваша зона роста и что вы можете сделать, чтобы добиться повышения.
Выбирайте подходящее время, сохраняйте позитивный настрой и захватите с собой чашечку латте. Тогда диалог пойдёт в совершенно другом русле, и вы сможете создать новую степень доверия между вами и руководителем.
Нынешняя ситуация на рынке труда действительно предоставила всем нам новые возможности. Теперь соискатели могут удалённо работать в других регионах и странах. Больше не нужно проводить часы в дороге и на бессмысленных совещаниях. Сегодня главный критерий оценки эффективности сотрудника — результат, а не внешность, возраст, пол или семейное положение. Используйте уникальные шансы, которые появились на фоне пандемии, чтобы максимально раскрыть свой потенциал!