Новая познавательная книжка для детей "Происхождение человека" — это одновременно и антропология для детей, и руководство для начинающих блогеров. В один прекрасный день ее герои решают поучаствовать в конкурсе на лучший детский YouТube-канал. Задача — в 12 роликах рассказать о происхождении человека. Приз — возможность поехать на настоящие раскопки. И вот как все началось.
Предок всех приматов
Через несколько дней Маша пришла в гости к Максу и вытащила из рюкзака свой ноутбук, а ещё альбом для рисования.
— Ну? Почитал про пургаториуса? — спросила она.
— Немного почитал, — сказал Макс, который не очень любил читать. — И документальное кино посмотрел. В фильме рассказали о том, что во времена динозавров не было ни людей, ни обезьян.
— Никаких приматов ещё не было, — согласилась Маша.
— Зато в ветвях деревьев скакали мелкие млекопитающие зверьки. Размером с небольшую крысу. Это и были пургаториусы. И когда динозавры вымерли...
— Так?..
— Шестьдесят шесть миллионов лет назад динозавры вымерли. Освободились огромные пространства! И появилось много-много разнообразного корма. Ведь динозавры перестали съедать всю еду. И пургаториусы начали бурно размножаться и развиваться.
— Смотри, — Маша открыла альбом. — Я нарисовала пургаториуса и сделала пояснения к рисунку.
— Ух ты! — Макс ахнул. — Здорово получилось! Я видел в фильме почти такого же. Только он был темнее.
— Так никто точно не знает, какого цвета был пургаториус. Ведь учёные находят только его кости и зубы. Он мог быть серым, коричневым или цвета песка. Я решила нарисовать вот такого, рыжеватого.
На Машином рисунке был изображён зверёк, напоминающий белку или крысу. На лапках у него было по пять пальцев. Мордочка вытянутая. Большие глаза, аккуратные круглые ушки. Длинный хвост.
К одной из лап Маша пририсовала стрелочку и подписала: "Пургаториусы прыгали по ветвям и хватались за них своими пальчиками. Поэтому у них развивались хватательные способности".
К голове зверька тянулась ещё одна стрелочка с надписью: "Вес мозга — всего 1 грамм".
— Ой, — сказал Макс. — Так это ж совсем мало!
— Ну, им, видимо, хватало.
— А почему ты нарисовала рядом птичку и крысу?
— Для сравнения, — сказала Маша. — Смотри, у современной крысы мозг весит всего два грамма. А ведь крысы — удивительно умные животные, согласен?
— Ага. А птичка зачем?
— Это воробей. Его мозг весит всего один грамм, как у пургаториуса.
— Как же пургаториус выжил с таким крохотным мозгом?!
— Именно этот вопрос не давал мне покоя. И я стала звонить папе. В Африку. Дозвонилась и спросила: "Как пургаториус выжил с мозгом в один грамм, ведь получается, что он был совсем глупенький?"
— И что сказал твой папа?
— Он сказал, что все остальные были ещё глупее, — засмеялась Маша.
Геологические слои
— Маша, — сказал Макс. — А вдруг нам никто не поверит, если мы скажем, что пургаториус был предком человека. Он же просто какая-то крысомышь! Или белкокрыс!
— А нам и не надо, чтобы нам верили. Всё, что мы расскажем, будет подтверждено фактами.
— Костями и зубами? Как у динозавров?
— Именно, — кивнула Маша. — Мы ведь не верим в велоцирапторов и тираннозавров. Мы идём в музей и смотрим на их огромные скелеты. Мы видим их окаменелые останки.
— Ну да. И точно так же мы видим зубы пургаториуса, найденные в тех же слоях, что и останки последних динозавров.
— Макс, — сказала Маша. — Похоже, надо будет рассказать детям о геологических слоях. Но я в них вечно путаюсь. Можешь напомнить?
Макс схватил альбом для рисования и вырвал листок. Он положил его перед собой и провёл поперёк листа несколько быстрых кривоватых линий.
— Я потом поаккуратнее сделаю, — пообещал он. — А пока так. Вот, это — земная поверхность.
— Похоже на торт или слоёный пирог, скажи?
— Ага, только выпекался он уж очень долго! — сказал Макс и начал подписывать каждый слой "пирога".
— Смотри, учёные установили, что Земля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Первые четыре миллиарда своей жизни она остывала. И покрывалась толстой-претолстой каменной коркой!
— Прям как настоящий пирог, — заметила Маша. — Если пирог не накрыть на ночь тарелкой или полотенцем, он тоже зачерствеет.
— Ну, вот наш и зачерствел. И эту твёрдую корку учёные назвали "докембрий".
— Пусть докембрий будет жёлтенький, — предложила Маша.
И Макс сделал докембрий жёлтеньким.
— И вот здеесь, — Макс пририсовал стрелочку к верхней части докембрия, — учёные нашли следы первых животных и растений.
— Над докембрием постепенно появился ещё один толстый слой "пирога" — палеозой. Сделаем его голубым?
— Давай.
— Палеозой длился пятьсот сорок миллионов лет.
— Но нас интересует слой, в котором начали находить динозавров, — сказала Маша нетерпеливо.
— Это следующий слой. Он называется "мезозой". Пусть будет зелёным?
— Ага.
Макс закрасил мезозой зелёным и нарисовал внутри слоя череп динозавра.
— Мезозой длился сто восемьдесят миллионов лет. Это было настоящее царство динозавров. А в конце мезозоя они начали вымирать.
— Поэтому, — добавила Маша, — кости динозавров находят только в отложениях мезозоя, в других слоях их нет.
— А пургаториуса нашли вот тут! Почти на границе двух слоёв, мезозоя и кайнозоя. — Макс поискал подходящий карандаш, чтобы закрасить последний геологический слой. Нашёлся светло-коричневый.
— Вот. Кайнозой начался шестьдесят шесть миллионов лет назад и длится до сих пор. В самом начале кайнозоя и жил наш предок.
Первый ролик
— Макс, у меня идея! Кажется, гениальная! — воскликнула Маша. — Сейчас мы запишем наш первый видеоролик для конкурса. Тащи планшет, а я найду кое-что ещё.
Макс включил планшет, мягкой тряпочкой протёр линзу видеокамеры и установил планшет на штатив. При съёмке видео важно, чтобы камера не дрожала в руках.
А потом он уставился на Машу с огромным удивлением. Она поставила на стол здоровенную пятилитровую банку. Пустую. Потом убежала на кухню и вернулась с подносом. На подносе стояли чашка с сахаром, чашка с гречкой, чашка с солью и чашка с пшеном.
— Вот, — сказала Маша. — Всё, что нашла.
— Мы что, будем кашу варить? — пошутил Макс. — Прямо в банке?
— Ага, — ответила Маша. — Кашу. И не простую, а... — тут она стала рыться в ящике стола, — а с пургаториусами!
В конце концов ребята собрали всё, что им было нужно для записи первого ролика. Они включили видеокамеру на планшете. Кивнули друг другу, выпрямились. И запись ролика началась.
— Дорогие друзья, — сказала Маша. — Сегодня мы начинаем рассказывать вам, как появился человек и сколько времени это заняло.
— Учёные, которые изучают происхождение человека, называются антропологами. Антропос — это человек по-древнегречески, — добавил Макс.
— Как вы помните, двести шестнадцать миллионов лет назад на Земле жили динозавры. Они полностью заселили планету. И их царство длилось сто пятьдесят миллионов лет.
— Первые млекопитающие — наши далёкие предки — появились одновременно с первыми динозаврами в мезозое, вот здесь. — Тут-то и пригодился нарисованный Максом геологический пирог. — Это были крохотные шустрые существа, похожие на мышь. Они сновали под ногами у динозавров, вели ночной образ жизни, питались семенами растений и мелкими насекомыми.
Пока Макс рассказывал, Маша быстро лепила что-то из пластилина.
— Вот, — сказала она и поставила на стол неприглядного зверька размером с мизинец. — Это юрамайя — самое древнее плацентарное существо в натуральную величину.
— В конце мезозоя началось вымирание динозавров. Появилось много корма, который раньше доставался гигантским рептилиям.
Тут Макс показал свой рисунок. Залитое солнцем поле, мёртвый динозавр, а на голове у него сидит зверёк, похожий на крупную мышь, и с видом победителя оглядывается вокруг.
— Млекопитающие начали бурно развиваться, увеличиваться в размерах, осваивать новые территории. На границе мезозоя и кайнозоя предок всех приматов выглядел как белкомышь.
— Пургаториус, — начал рассказывать Макс, — был размером с крысу. Что важно — он был всеядным. Он мог питаться как плодами и семенами, так и насекомыми — червяками, кузнечиками, жуками.
— На лапках у него были пальчики. Пургаториус прыгал с ветки на ветку и цеплялся за тонкие веточки, чтобы не упасть.
— Мозг пургаториуса весил всего один грамм — как у воробья. Но для своего времени он был довольно умным существом. Да и мозг его постепенно развивался.
— А теперь, — торжественно сказала Маша, — мы сделаем большой геологический пирог.
Макс так же торжественно протянул Маше кусок тёмно-серого пластилина, и она принялась замазывать пластилином дно банки изнутри.
— Это, — объяснил Макс, — докембрийский геологический слой нашей планеты. Толстая-претолстая каменная корка.
А Маша протянула руку и сказала голосом настоящего хирурга:
— Палеозой.
Таким строгим деловым голосом врачи на операциях просят скальпель или зажим:
— Палеозой, — повторила настойчиво Маша. Но Макс опять не сообразил, что от него требуется.
— Дай соль! — шепнула Маша. И Макс схватил чашку с солью.
Дети высыпали соль на докембрийский слой.
— Ну? — спросил Макс. — Теперь мезозой?! Пшено или гречка?
— Выбирай ты, — ответила Маша.
И Макс взял чашку с гречкой.
— Сейчас вы видите, как Макс насыпает в банку слой мезозоя. Но мы кое-что забыли!
— Что?
— Мы забыли положить в этот геологический слой останки динозавров и первых млекопитающих. Эти животные жили и умирали, кости многих из них мы находим в отложениях мезозоя по сей день.
Макс вытащил из ящика с игрушками несколько фигурок динозавров и положил их в гречку. А Маша закопала туда же пластилиновую фигурку первого млекопитающего.
— И вот, — объявил Макс официальным тоном, — на границе мезозоя и кайнозоя учёные находят останки пургаториуса! Динозавры вымерли, и наши млекопитающие предки унаследовали огромную тёплую Землю!
— Та-дам! — пропела Маша и положила в банку пургаториуса, вырезанного из бумаги.
Макс присыпал бумажную фигурку предка сахаром и провозгласил:
— А что было дальше...
— Вы узнаете в следующих выпусках, — хором сказали дети и выключили камеру.
— Уф!
— Кажется, всё прошло нормально?
— Вроде да.